В случае если преступление не было раскрыто по горячим следам, дальнейшая работа организуется совместным планированием следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий на основе собранных материалов.
Основной оперативно-тактической задачей, решаемой сотрудниками уголовного розыска при осуществлении оперативной разработки по установлению причастности лица (группы лиц) к совершению преступления, является получение информации, которая после надлежащего процессуального закрепления станет доказательством виновности проверяемого лица.
Важная роль в установлении лиц, подозреваемых в совершении преступлений с применением ВУ, принадлежит конфиденциальным источникам оперативной информации. Изучение практики раскрытия таких преступлений позволяет определить основные направления оперативной разработки лиц, подозреваемых в их совершении.
- Осуществление оперативно-розыскных мероприятий в отношении конкретных подозреваемых лиц без их изоляции,
|
|
- проведение комплекса оперативных мероприятий и следственных действий по документированию действий про-
181
веряемого лица в целях получения информации доказательственного значения.
При оперативной отработке подозреваемых лиц на свободе конфиденциальные сотрудники используются для освещения образа жизни, характера, связей проверяемого и получения дополнительной информации об их причастности к преступлению Если среди окружения разрабатываемого таких сотрудников не имеется, то для их приобретения или внедрения должны быть предприняты соответствующие меры
Независимо от их результатов, в целях получения интересующих данных целесообразно также организовать наблюдение. Это обусловливается не только необходимостью сбора дополнительной информации о совершенном преступлении, но и повышенной степенью общественной опасности таких преступников Кроме того, в процессе наблюдения могут быть выявлены и задокументированы факты других правонарушений, за совершение которых имеется возможность задержать подозреваемого и организовать проведение оперативных мероприятий и следственных действий в условиях его изоляции от общества.
2 Организация проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в условиях изоляции от общества
При организации проведения оперативных мероприятий и следственных действий в условиях изоляции от общества в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления с применением ВУ, необходимо учитывать не только особенности совершения данного вида преступлений, но и тот факт, что оно лишено возможности активного противодействия раскрытию и расследованию преступления
|
|
Конечной целью этих мероприятий является пресечение и раскрытие преступлений, а также розыск преступников, оставшихся на свободе Это направление оперативно-розыскной деятельности подразделений криминальной милиции является
182
наиболее специфичным и предполагает широкое комплексное использование имеющихся негласных сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности, проведение сложных комплексных оперативно-розыскных мероприятий, а в отдельных случаях — возможностей иных оперативных - подразделений правоохранительных органов и спецслужб, являющихся субъектами оперативно-розыскной деятельности.
Приоритет в реализации данного направления оперативно-
розыскной деятельности отдается исключительно негласном
оперативным мерам.
3 Оперативно-розыскное обеспечение предварительного расследования преступлений, совершаемых с применением ВУ
В случае розыска конкретного лица (лиц), совершившего преступление, оперативные подразделения должны продолжать свою работу, оказывая помощь следственным подразделениям не только в проведении по их поручению отдельных следственных действий, но и обеспечивая их новой значимой для расследования данного уголовного дела информацией Такое направление в работе оперативных подразделений получило название “оперативно-розыскное обеспечение процесса расследования преступлений”.
Основной целью этой деятельности является проведение “комплекса оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых в интересах расследования тех или иных конкретных уголовных дел”1. Будучи тесно взаимосвязанной с другими направлениями оперативно-розыскной деятельности, она имеет свои специфические отличия от них по следующим основаниям:
- проводимые оперативно-розыскные мероприятия подчинены интересам следствия;
' Бордиловский Э.И Оперативно-розыскное обеспечение процесса расследования преступлений Лекция М. Академия МВД РФ, 1993 С 5
183
^*
- оперативно-розыскные мероприятия осуществляются в интересах конкретного расследуемого уголовного дела;
- вся добытая оперативным путем информация, касающаяся конкретного расследуемого уголовного дела, в обязательном порядке доводится до следователя (с соблюдением соответствующих условий режима секретности,
конспирации и т.п.)1.
Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел осуществляется по определенным направлениям, которые в ее теории принято обозначать организационно-тактическими формами. Одним из таких направлений является оперативно-розыскное обеспечение расследования преступлений.
Следует отметить, что в последние годы в криминалистической, иной специальной литературе, касающейся вопросов предупреждения, раскрытия и расследования преступлений указанному направлению уделяется достаточно пристальное внимание. Так, один из разделов учебника “Курс криминалистики”, изданный Красноярским государственным университетом, посвящен учению об оперативно-розыскном обеспечении процесса расследования преступлений". О важности данных проблем для теории и практики борьбы с преступностью свидетельствует и тот факт, что их разработке посвящено ряд научных статей, лекций, диссертационных исследований.
Необходимо признать, что в теоретико-прикладном аспекте указанные проблемы еще далеко не полностью исследованы и решены.
Для углубленного понимания сущности указанного направления оперативной работы следует обратиться к основ-
1 Там же. С.5.
2 Корноухов В.Е. и др. Курс криминалистики. Часть 1 Красноярский государственный университет, Красноярск, 1995 С. 109-117 184
|
|
ным задачам, которые решаются органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
С содержательной стороны оперативно-розыскная деятельность представляет собой вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно специализированными (оперативными) подразделениями государственных органов, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств1.
Проводимые мероприятия имеют в своей основе разведывательно-поисковый характер и направлены:
- на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, равно выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- на осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших..
Решение перечисленных и некоторых других задач2 посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий составляет суть оперативно-розыскной деятельности. Они (эти задачи) определяют направления деятельности оперативных подразделений, а, кроме того, ее методы и средства. Закономерности этой деятельности находят отражение в теории оперативно-розыскной деятельности.
Из перечисленных задач, как уже отмечалось выше, наиболее сложной является задача по раскрытию преступлений. Не случайно уголовно-процессуальным законом (ст. 3 УПК
См: ст. 1 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”.
" Более подробно задачи оперативно-розыскной деятельности перечислены в ст. 2 вышеуказанного закона.
185
РСФСР) задача раскрытия преступления, наравне с органом дознания возлагается на суд, прокуратуру, следователя.
Дело в том, что, как свидетельствует анализ практики, одними процессуальными средствами, усилиями, например, только следователей, даже имеющих солидный профессиональный опыт, раскрыть отдельные преступления бывает порой невозможно.
|
|
Такое суждение вытекает из анализа состояния практики раскрытия преступлений, а также характеристики самой преступности. Следует учитывать то обстоятельство, что в последние годы наряду с происходящими в нашем обществе процессами изменяется и преступность:
- в сторону усиления ее профессионализма;
- укрепления, видоизменения технического оснащения
преступных элементов;
роста сплоченности и организованности преступников.
Анализ практики свидетельствует: в большинстве случаев криминальная направленность действий участников преступных формирований носит организованный и разноплановый характер. Происходит определенное переплетение криминальной направленности действий преступников. Они могут совершать и преступления против личности, одновременно участвовать в различного рода преступных группировках, занимающихся незаконным бизнесом, мошенничеством, валютными операциями и т.п.
Все это свидетельствует о том, что формы и методы борьбы с такими преступными формированиями, раскрытие и расследование совершаемых ими преступлений должны постоянно видоизменяться и совершенствоваться.
В первую очередь, такой преступности для успешной с ней борьбы необходимо противопоставить укрепление взаимодействия, сотрудничества следственных аппаратов и оперативных служб между собой.
1 ~
Совершение большинства опасных преступлений тщательно подготавливается. Не являются исключением и криминальные взрывы. Совершаются они, как правило, в условиях неочевидности. При их совершении в группах, четко распределяются роли участников и действия каждого из них. Обговаривается заранее линия поведения каждого соучастника на случай попадания кого-либо в поле зрения правоохранительных органов. Имеются многочисленные факты, когда со стороны подозреваемых, обвиняемых, их связей, в период расследования возбужденных против них уголовных дел применяются меры шантажа, угроз. Не только по отношению к потерпевшим, свидетелям, раскаявшимся соучастникам, но и к следователям, оперативным работникам, прокурорам, судьям. Идет активное, нередко в форме криминальных проявлений, противодействие расследованию отдельных уголовных дел и рассмотрению их в судах — вплоть до уничтожения (краж) материалов самих уголовных дел, убийств свидетелей, соучастников, применения насилия к отдельным потерпевшим
и т.п.
Для того чтобы исключить (или хотя бы затруднить, сдержать, нейтрализовать) такое противодействие, выявить все преступные связи подозреваемых и обвиняемых, установить всех причастных к тому или иному событию лиц, установить личность самих обвиняемых, их место нахождение трудно переоценить роль оперативно-розыскной работы органов, уполномоченных ее осуществлять.
Действуя на основе закона, сотрудники оперативных подразделений в соответствии с принципами конспирации.^. имеют возможность для решения борьбы с преступностью применять широкий круг оперативно-розыскных мероприятий. В их числе:
- опрос граждан;
- наведение справок;
- наблюдение;
187
- обследование помещений, зданий, сооружений, участков
местности и транспортных средств;
- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных
сообщений;
- прослушивание телефонных переговоров;
- съем информации с технических каналов связи;
- оперативное внедрение;
- оперативный эксперимент и некоторые другие, перечисленные в ст. 6 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”.
Анализ конкретных уголовных дел показывает, что по абсолютному большинству из них (свыше 90%) уже с момента их возбуждения была потребность в проведении соответствующих оперативно-розыскных мероприятий. В большинстве случаев это касалось необходимости получения дополнительных источников информации по выявлению соучастников преступления, установления их места нахождения, обнаружения мест сокрытия предметов, могущих впоследствии быть вещественными доказательствами, орудий преступления, отыскания дополнительных доказательств и т.п.
Одной из основных целей оперативно-розыскной деятельности является создание благоприятных условий для всестороннего и объективного расследования преступлений.
Используя свои оперативные возможности оперативные работники могут выявлять новые эпизоды преступной деятельности подозреваемых и обвиняемых, устанавливать свидетелей, могущих сообщить следствию те или иные сведения, потерпевших, которые в силу различных причин не заявляют в правоохранительные органы о происшедшем в отношении их криминальном событии.
В более конкретизированном виде, применительно к отдельно взятым уголовным делам, оперативно-розыскное обеспечение процесса расследования преступлений охватывает помощь, оказываемую оперативными работниками в оты-
188
еканий, получении и закреплении процессуальным путем сведений, касающихся:
- ранее не известных правоохранительным органам фактов (эпизодов) преступной деятельности подозреваемых, об- виняемых, их соучастников;
- характеристики личности преступников, иных лиц, имеющих отношение к выявленным криминальным событиям, их местонахождения;
- мотивов и целей преступления;
- информации о подготовительных действиях, осуществленных преступниками для достижения своих целей;
- сведений о наличии и местонахождении вещественных, иных доказательств, способах возможного их получения процессуальными средствами;
- мер, предпринятых (предпринимаемых) преступниками по сокрытию следов преступления, орудий его совершения, имущества и ценностей, добытых преступным путем;
- действий, предпринимаемых обвиняемыми, подозреваемыми, их связями, знакомыми и родственниками по вос-препятствованию органам расследования и суду в установлении истины по уголовному делу в целях избежания ответствен ности.
Потребность в перечисленных сведениях для следствия не ограничивается какими-либо временными рамками их получения от оперативных подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Следовательно, и период оперативно-розыскного обеспечения процесса расследования преступлений должен начинаться с момента возбуждения уголовного дела и продолжаться до окончания расследования, а в случаях необходимости и до рассмотрения дела в суде.
Таким образом, осуществляя оперативно-розыскное обеспечение процесса расследования преступлений, оперативные службы решают следующие задачи:
189
- устанавливают лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности по возбужденным уголовным делам; ^ устанавливают ранее не известные органам следствия дополнительные факты (эпизоды) преступной деятельности подозреваемых и обвиняемых по конкретным уголовным делам;
- отыскивают, собирают, обеспечивают сохранность доказательств, иной информации, использование которой может явиться источником для получения новых фактических данных об обстоятельствах расследуемого события, либо для построения следственных и розыскных версий;
- с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов оказывают следователю помощь в проверке относи-мости определенных доказательств к расследуемому событию;
- устанавливают намерения обвиняемых, подозреваемых, их связей по воспрепятствованию нормальному проведению процесса предварительного расследования и информируют об этом следователя;
- собирают данные, характеризующие личность обвиняемых, подозреваемых, иных лиц, могущих отрицательно повлиять на объективность расследования по уголовному делу;
- осуществляют постоянный оперативный контроль за подозреваемыми, обвиняемыми с целью предотвращения с их стороны совершения новых преступлений или пресечения попытки скрыться от следствия и суда;
- проводят розыск скрывшихся известных и не установленных следствием преступников, похищенного имущества, ценностей, орудий преступления.
Решение перечисленных задач позволяет получить информацию, касающуюся различных обстоятельств совершения преступления, что придает следователю уверенность в
190
правильности (ошибочности) выдвинутых версий; при необходимости изменять направление расследования, сосредоточить внимание и усилия на проверке вероятных версий, а в итоге добиться положительных результатов по установлению истины.
Кроме того, получая от оперативных работников сведения о “носителях доказательственной информации”1 о линии поведения причастных к преступлению лиц, следователь имеет реальную возможность, реализуя эту информацию с помощью процессуальных средств, установить и закрепить (зафиксировать) нужные для доказывания по уголовному делу обстоятельства совершения преступления, что создает в итоге предпосылки к более эффективному расследованию дела.
Таким образом, понятие оперативно-розыскного обеспечения процесса расследования преступлений в свое содержание включает деятельность, осуществляемую соответствующими оперативными службами посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий по установлению фактов, подлежащих доказыванию по уголовным делам, источников информации, обеспечивающих следствие и суд данными, способствующими установлению истины по делу и принятия к виновным мер, предусмотренных законом.
В заключение следует подчеркнуть, что только комплексное использование возможностей правоохранительных органов, тактически грамотное и квалифицированное применение негласных возможностей подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, позволяют достичь положительных результатов в выявлении, предупреждении, раскрытии и расследовании криминальных взрывов.
Вместе с тем, как уже отмечалось выше, проблема борьбы с криминальными взрывами охватывает не только вопросы их
Белкин Р.С Собирание, исследование и оценка доказательств. М„ 1986.
191
раскрытия и пресечения, превентивной деятельности в отношении лиц потенциально готовых к их совершению и фактов, способствующих им в этом. Одним из таких фактов является рост хищений либо вымогательств оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ (ст. 226 УК РФ).
Если в 1998 году было 2008 таких фактов1, то по итогам деятельности органов внутренних дел за 2000 год число их увеличилось на 25,7% (2703 факта)2.
Таким образом, одним из главных определяющих условий совершения криминальных взрывов можно считать хищения ВВ и ВУ, их составляющих веществ и комплектующих деталей с заводов-изготовителей3. Их хищение, а также противоправное использование в значительной степени связано с совершением наиболее опасных (особо тяжких и тяжких) преступлений — террористических актов, заказных убийств, бандитизма. Такие преступления, включая хищение боеприпасов, ВВ и ВУ, комплектующих деталей, “за редким исключением, совершаются организованными преступными сообществами, обладающими профессиональными навыками, значительными материальными и людскими ресурсами, высо-
1 Алешкина Т.Н. Типичные ситуации розыска оружия и основные направления их разрешения.// Проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и их использованием в преступных целях: Материалы научно-практической конференции (7-8 октября 1999 г., г. Тула). —- М. — Тула: ЮИ МВД России, 2000. С. 218.
2 Состояние преступности в России за январь-декабрь 2000 года М, 2000. С. 17.
3 Бекмурзин М.С. Предупреждение хищения оружия и комплектующих с заводов-изготовителей. // Проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и их использованием в преступных целях: Материалы научно-практической конференции (7-8 октября 1999 г., г. Тула). — М. — Тула: ЮИ МВД России, 2000. С. 303. 192
кой степенью мобильности и организованности”'. Раскрывае-мость таких преступлений, розыск похищенного продолжает оставаться не на должном уровне как того бы хотелось. По сравнению с 1999 годом раскрываемость их снизилась на 1,4% и составила 83,7%2.
Актуальными, на сегодняшний день, стали вопросы совершенствования организации розыска похищенного и утраченного огнестрельного оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ, а также деталей к ним, как одного из многих факторов реально влияющих в целом на борьбу с криминальными взрывами.
Федоренко А.Ю. К вопросу о выявлении и преодолении противодействия расследованию преступлений, связанных с оружием // Проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и их использованием в преступных целях: Материалы научно-практической конференции (7-8 октября 1999г., г. Тула). — М. — Тула: ЮИ МВД России, 2000. С 255-256
* Состояние преступности в России за январь-декабрь 2000 года. М, 2000. С. 17.
7 Зак 2868
VI. РОЗЫСК ПОХИЩЕННОГО И УТРАЧЕННОГО ОГНЕСТРЕЛЬНОГО
ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ, ВЗРЫВЧАТЫХ
ВЕЩЕСТВ И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ
Борьба с хищениями оружия, ВВ и ВУ приобрела актуальность для оперативных служб органов внутренних дел сравнительно недавно. Обострение этой проблемы обусловлено несколькими обстоятельствами. Во-первых, это связано с ослаблением государственного контроля в сфере оборота вооружения, повлекшее появление множества факторов, способствующих совершению хищений оружия, ВВ и ВУ. Во-вторых, — с ростом числа преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Следует также иметь в виду, что хищения оружия, ВВ и ВУ характеризуются высокой степенью латентности. Довольно часто похищенное оружие и боеприпасы списываются как непригодные для дальнейшего использования или объявляются утраченными в силу объективных обстоятельств. Имеют место случаи, когда факты хищений не обнаруживаются в течение длительного времени в связи с тем, что проверки сохранности оружия, ВВ и ВУ проводятся формально — их недостача не выявляется.
Иногда вооружение похищается в процессе его производства до постановки на учет — и такие случаи не попадают в отчетность.
Одним из наиболее существенных обстоятельств при этом
является то, что основной объем оборота оружия, ВВ и ВУ
осуществляется армейскими подразделениями. Сотрудники
органов внутренних дел не обладают функциями их контроля.
У них нет возможности получать информацию, необходимую
194
для оценки состояния сохранности вооружения и предупреждения хищений. В свою очередь не выявленные, а, следовательно, не раскрытые своевременно хищения оружия, ВВ и ВУ влекут за собой рост бандитизма, терроризма, захвата заложников, межнационального экстремизма, убийств, разбойных нападений...
Основными источниками противоправного попадания в незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ являются подразделения и учреждения Министерства обороны, органов внутренних дел, объекты разрешительной системы, предприятия ВПК и горнодобывающей промышленности.
Особенно неблагополучным является положение в системе Министерства обороны России. На его объектах расхищается и утрачивается более половины от общего количества оружия, находящегося в розыске. Каждая вторая единица огнестрельного оружия похищается с военных складов. Значительное число хищений данной категории совершается лицами, ответственными за сохранность вооружения. Реформы, передислокация воинских частей из “ближнего зарубежья” осуществляемые в системе Вооруженных Сил и тому подобные процессы влекут перегруженность многих складов арттехвооружений, значительная часть которых не отвечает требованиям условий хранения оружия, что является дополнительным фактором, способствующим его хищениям.
Следует отметить, что зачастую командование воинских частей не обеспечивает своевременную постановку похищенного оружия на учет в ГИЦ МВД России. Примерно четвертая его часть ставится на такой учет с большим опозданием.
Серьезные проблемы с сохранностью табельного оружия имеют место и в системе органов внутренних дел. Основными условиями утраты и хищений оружия здесь являются многочисленные нарушения правил его учета и режима сохранности, безответственность сотрудников. Не случайно
195
достаточно распространенными являются факты утраты огнестрельного оружия сотрудниками, находившимися в состоянии алкогольного опьянения в свободное от работы время, а также в служебных командировках В большинстве случаев такие факты возникают вследствие небрежного ношения оружия в хозяйственных сумках, портфелях и т.п., оставление его без присмотра в автомашинах, жилых помещениях.
Значительное количество оружия сосредоточено на объектах разрешительной системы. В последнее время произошло существенное сокращение таких объектов, что повлекло многократное увеличение хранящегося на этих объектах оружия В то же время заметного усиления их технической защищенности не последовало, что облегчает совершение хищений вооружения.
Все более активно участники преступных группировок стараются внедриться в среду работников предприятий ВПК, изготавляющих оружие, боеприпасы, ВВ. Все чаще хищения ВВ совершаются на предприятиях горнодобывающей промышленности, где они используются в процессе производства.
Проблемы контроля за сохранностью ВВ на этих объектах связаны не только с их охраной. Нередко сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие контроль за данными объектами, не располагают необходимыми сведениями о номенклатуре, используемых в производстве ВВ, и спецификациях вспомогательных средств и материалов к ним. Эти обстоятельства затрудняют установление в необходимых случаях каналов хищения ВВ.
Анализ материалов практики и проводившихся научных исследований позволяет выделить следующие основные направления организации борьбы с данной категорией преступлений.
196
1. Анализ оперативной ситуации в регионе, состояния учета и сохранности оружия, боеприпасов и ВВ на обслуживаемых объектах.
Внешними источниками информации при этом могут являться:
- материалы средств массовой информации; / сведения, поступающие из различных органов власти и управления, судов, прокуратуры, воинских подразделений, предприятий оборонной промышленности, транспортных организаций, откуда официально может быть получена информация по вопросам, связанным с оборотом вооружения;
- сведения из негосударственных структур — оборонных спортивно-технических обществ, коллективов охотников, добровольных спортивных обществ и клубов, производственно-хозяйственных, коммерческих, финансовых учреждений, частных охранных предприятий, учебных заведений, использующих оружие, ВВ и ВУ для производственных, научно-исследовательских, спасательных работ, обеспечения охраны, обучения..
Внутренними источниками информации являются сообщения и документы различных служб органов внутренних дел:
- дежурных частей, подразделений муниципальной, транспортной милиции;
- разрешительной системы;
- паспортных аппаратов, по борьбе с преступностью несовершеннолетних, экономическими преступлениями, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, уголовного розыска.
Анализироваться должна также корреспонденция, поступающая в секретариаты органов внутренних дел, сведения, поступающие из учетных инспекций, сообщения от оперативных источников, сведения, получаемые непосредственно опе-
197
ративными сотрудниками в процессе проведения различных
оперативно-розыскных мероприятий.
Сбор и анализ указанной информации преследует следующие основные цели:
- выявление объектов, требующих особого внимания при организации оперативного обслуживания, регулярного проведения оперативно-поисковых мероприятий (в первую очередь — объекты, на которых производятся, хранятся или используются оружие, ВВ и ВУ);
- крупные инкассируемые объекты (банки, магазины, офисы, пункты обмена валюты);
- постоянные маршруты инкассаторов; охраняемые вооруженной охраной склады и другие хранилища ценностей, предприятия, особенности производственной деятельности которых позволяют осуществлять изготовление и ремонт оружия, ВВ и ВУ;
- расположения воинских частей и подразделений, таможенных учреждений;
- постоянные маршруты транспортировки ценных грузов, сопровождаемых вооруженной охраной;
- выявление недостатков в системе государственного контроля за оборотом оружия, ВВ и ВУ;
- выявление лиц, проявляющих намерения завладеть оружием, либо предпринимающих меры по подготовке к хищению;
- определение организаций, должностных лиц и отдельных граждан, могущих оказать помощь в предупреждении или раскрытии хищений оружия, ВВ и ВУ;
- отбор и систематизация наиболее ценной в оперативном смысле информации, создание в этих целях специализированных банков данных, заведение дел оперативного учета на криминогенные объекты.
Так, в УВД Ставропольского края собрана и систематизирована информация о маркировке взрывчатых материалов,
198
используемых предприятиями “Взрывпрома” на территории Северного Кавказа. Эта информация позволяет определить источники происхождения и место эксплуатации ВВ, своевременно выявлять факты их хищений с различных объектов
2. Участие в официальных мероприятиях, проводимых заинтересованными инстанциями на объектах легального оборота оружия, ВВ и ВУ — проверках состояния их учета и сохранности, охранно-пожарной сигнализации, инвентаризациях и т.п
3. Осуществление оперативно-поисковых мероприятий на криминогенных объектах и среди лиц, представляющих оперативный интерес.
Эти места и лица определяются на основе анализа указанной в п 1 информации.