Правовые основы регулирования борьбы с незаконным оборотом оружия

Реализация права гражданина на владение оружием во многом зависит от экономического и исторического своеобра­зия страны, отношения граждан к закону и даже особенностей национального характера.

В большинстве государств приобретение и обладание ог­нестрельным оружием гражданами контролируется правоох­ранительными органами. Причем даже в странах, где оружей­ные традиции сложились еще в конце ХVIII - начале XIX века (США, Великобритания и др.), власти сейчас идут по пути ог­раничений частного владения огнестрельным оружием. К

207


примеру, в программе, партии лейбористов в Великобрита­нии, содержится пункт о запрете на владение огнестрельным оружием частными лицами.

В некоторых странах граждане уже давно лишены права на оружие. Одной из них является Япония, где никому не разре­шается иметь огнестрельное оружие “для незначительной це­ли, коллекционирования или целей самообороны в связи с его (оружия) смертоносными свойствами и опасностью причине­ния ранений, увечий и смерти”.

В Японии нормативные акты, касающиеся огнестрельного оружия, составлены с учетом его вида и назначения. Владеть индивидуальным ручным огнестрельным оружием разрешено только таким должностным лицам, как работники полиции и представители сил самообороны, а также отдельным спорт-' сменам, участвующим в соревнованиях по стрельбе. Как пра­вило, запрещается владеть охотничьим оружием. Лицензии на владение и применение охотничьих ружей для охоты на дичь, уничтожения вредных животных и стрельбы по мишеням вы­даются только после тщательного изучения биографии лица, обращающегося с просьбой выдать такую лицензию. Прежде чем начать применять охотничье ружье, лицо, получившее лицензию, обязано пройти курс обучения для ознакомления с правилами обращения с таким оружием.

Владение пневматическим оружием, как правило, запре­щено. Жестко контролируется также торговля боевыми па­тронами.

Для производства огнестрельного оружия необходимо по­лучить лицензию, которую выдает министр внешней торговли и промышленности. Ввоз огнестрельного оружия также за­прещен для всех лиц, не обладающих вышеупомянутой ли­цензией. Чтобы воспрепятствовать производству ручного не­законного огнестрельного оружия, запрещено владение с целью продажи “образцами огнестрельного оружия”, которые можно переделать в настоящее. Для предупреждения престу-

208


плений с использованием игрушечных пистолетов запрещено владение “моделями ручного огнестрельного оружия”.

В ответ на расширение контрабанды огнестрельного оружия и увеличения количества преступлений, связанных с огнестрельным оружием, в 1993 и 1995 году в соответст­вующий закон были внесены необходимые изменения. Эти изменения предусматривали установление более суровых наказаний, особенно за контрабанду, смягчение наказаний или освобождение от наказаний, преступников, сдающихся следственным органам, а также принятие статьи о борьбе с применением индивидуального самострельного оружия в общественных местах.

В 1994 году канцелярия премьер-министра провела опрос общественного мнения по проблеме огнестрельного оружия;

•/ в 1995 году было проведено общенародное совещание по

вопросам ликвидации огнестрельного оружия; ^ правительство проводит совещания с компаниями част­ного сектора, включая авиакомпании и рыболовецкие компании, для обсуждения путей пресечения контрабан­ды огнестрельного оружия.

Правовое регулирование оборота охотничьего оружия (гладкоствольного и нарезного) столь жесткое, что фактиче­ски в большинстве случаев огнестрельное охотничье оружие для широкого круга японских граждан недоступно. Разреше­ние на его приобретение и ношение дают исключительно ко­миссии общественной безопасности префектур для целей спортивной охоты, отстрела больных и опасных птиц и хищ­ных зверей или для спортивных стрельб по мишеням.

Комиссия общественной безопасности префектуры после получения заявки на выдачу соответствующей лицензии про­водит тщательную проверку заявителя: его возраст, крими­нальное прошлое, психическое здоровье и иные данные. Гра­жданин, получающий лицензию в обязательном порядке, должен пройти соответствующую подготовку и сдать зачеты

* Зак 2868                                                                                                 209


по обращению с огнестрельным охотничьим оружием. А ли­цензия на нарезное охотничье оружие может быть выдана только тому, кто на законном основании владеет гладкост­вольным охотничьим оружием более 10 лет. Применение охотничьего оружия в целях самообороны запрещено. На охотничью пневматику также необходимо получить разреше­ние комиссии общественной безопасности.

Производство и торговля охотничьим огнестрельным и пневматическим оружием также осуществляется по специаль­ным лицензиям, выдаваемым уже губернаторами префектур. С апреля 1994 года такие лицензии выданы 603 фабрикам и 784 оружейным магазинам. Примерно 97% охотничьего огне­стрельного и пневматического оружия производится на экс­порт.

В Японии в соответствии с положениями Закона “О кон­троле за огнестрельным и холодным оружием” лицо подвер­гается наказанию в виде лишения свободы сроком от 1 года до 10 лет за незаконное владение огнестрельным оружием. А стрельба из личного оружия карается от 3 лет тюрьмы до по­жизненного тюремного заключения.

Карательные меры, предусматривающие уголовную ответ­ственность за покушение либо приготовление к нелегальному ввозу ручного огнестрельного оружия всех видов, распро­страняются и за пределы страны. Если такое преступление со­вершил подданный Японии на территории иностранного го­сударства, ему грозит до 5 лет тюремного заключения или штраф в сумме до 1 млн. йен (примерно 5 тыс. долларов). Од­нако, если преступник добровольно сдастся полиции и при­знает свою вину, то карательные меры против него смягчают­ся либо не назначаются вовсе.

Такое сочетание законодательных ограничений на владе­ние личным огнестрельным оружием с довольно жесткой ка­рательной политикой приносит свои результаты.

 

210


За совершение преступлений в сфере незаконного оборота оружия применяются строгие санкции. Так, в США лицо, со­вершившее хищение огнестрельного оружия, взрывчатых ве­ществ (ВВ), карается лишением свободы на срок до 10 лет или штрафом или же обоими вышеупомянутыми наказаниями од­новременно (ст. ст. 844, 924 раздела 18 Свода законов.) Более суровое наказание ожидает лицо, вступившее в сговор с дру­гими лицами для совершения преступления, связанного с им­портом или ввозом огнестрельного оружия или боеприпасов. Такое лицо карается лишением свободы на срок до 20 лет или штрафом или же обоими вышеупомянутыми наказаниями од­новременно (ст. 924 раздела 18 Свода законов).

Во Франции изготовление, хранение ВУ карается лишени­ем свободы на срок до 20 лет (ст. 421-3 УК).

В Аргентине после принятия закона, регулирующего во­просы, касающиеся боевого и гражданского оружия, были приняты новые нормативные акты, которые либо дополняют, либо частично заменяют этот закон.

В соответствии с последним законом запрещается пере­дача всех видов огнестрельного оружия. Ношение оружия гражданскими лицами не является преступлением в соответ­ствии с уголовным кодексом, однако, рассматривается в ка­честве “правонарушения”, которое может быть наказано штрафом.

В уголовном кодексе устанавливаются различные катего­рии преступлений, связанных с огнестрельным оружием, на­пример, неправильное применение оружия, применение огне­стрельного оружия против лица без нанесения ранения, владение боевым оружием или боеприпасами без наличия не­обходимого разрешения, а также накопление оружия.

Разрешения на применение боевого оружия выдаются спе­циальным сотрудникам правительственных органов и част­ным лицам. Приобретение, передача, применение, владение и ношение оружия, предназначенного для гражданских целей,

211


находится под надзором федеральной полиции, жандармерии, морской префектуры под общим руководством министерства обороны. Вопросами регулирования и регистрации актов и действий, охваченных национальным законом об оружии и взрывчатых веществах, занимаются подразделения как феде­ральной, так и провинциальной полиции, которые несут от­ветственность за выдачу соответствующих разрешений.

Местные инспектора™ обязаны ежеквартально предос­тавлять в национальный кадастр оружия отчеты обо всей деятельности, в отношении которой они проводят расследо­вания.

Наряду с изложенным в аргентинской прессе в последнее время проходят весьма оживленные дискуссии по вопросу применения частными лицами огнестрельного оружия в це­лях “законной самообороны”. К числу событий, обусловив­ших весьма противоречивый характер таких обсуждений, относится большое количество случаев, когда жертва напа­дения, как правило, грабежа, применяет в качестве ответной меры огнестрельное оружие. Такие действия оказали весьма существенное влияние на население, разделив его на тех, кто утверждает, что подобное поведение в экстремальных усло­виях является оправданным, и тех, кто его решительно осу­ждает.

Кроме того, в результате этого возобновилось обсуждение всего комплекса вопросов, касающихся эффективности регу­лирования огнестрельного оружия, хотя никаких конкретных мер, предусматривающих существенные изменения, до сих пор принято не было Тем не менее, данный вопрос вошел в категорию вопросов, находящихся в центре общественного внимания.

Хотя правительство Австралии в вопросах регулирования оборота огнестрельного оружия обладает федеральной юрис­дикцией, оно активно призывает законодательные органы штатов координировать свои усилия для выработки единооб-

212


разного подхода к проблемам контроля над огнестрельным оружием.

Наряду с этим правительство Австралии стремится обес­печить сбалансированный подход в вопросах контроля за наиболее опасными видами огнестрельного оружия и вы­полнения требований, касающихся его законного примене­ния и владения им, для сведения к минимуму проявлений насилия.

Регулятивные же функции в правительстве сводятся в ос­новном к осуществлению контроля над ввозом огнестрельно­го оружия. В 1991 году в таможенные правила были внесены изменения, предусматривающие запрет на ввоз ручного огне­стрельного оружия и боеприпасов, которые явно не могут быть законно применены в рамках всего общества, а также на продажу населению излишнего оружия для самообороны.

В Австрии в законе об оружии проводится разграничение между разрешениями на приобретение, владение и примене­ние пистолетов и карабинов.

Частным лицам, желающим приобрести, владеть, импор­тировать и применять пистолеты, необходимо получить офи­циальное разрешение. Для приобретения гражданскими лица­ми карабинов и владения ими необходимо получить специальные документы, удостоверяющие, что они достигли 18-летнего возраста и что им не запрещено применять оружие; кроме того, им необходимо получить официальное разреше­ние на ношение или применение такого оружия. В соответст­вии с австрийским правом запрещается приобретать, владеть и применять такое боевое оружие, как автоматы и пулеметы. Тем не менее, при наличии соответствующего разрешения можно осуществлять импорт, экспорт и транзитные перевозки такого оружия. Все виды оружия должны быть зарегистриро­ваны в оружейном перечне соответствующего магазина, имеющего разрешение на торговлю оружием. Никакого цен­трализованного механизма регистрации не существует.

213


В Финляндии для приобретения и владения всеми видами огнестрельного оружия и боеприпасов необходимо получить лицензию в органах полиции. Лицензия на приобретение “карманных пистолетов”, огнестрельного оружия возобнов­ляемого действия или любого боевого оружия, помимо неав­томатического нарезного оружия, может быть выдано только в том случае, если такое оружие необходимо для выполнения данным лицом служебных и профессиональных обязанностей или если местными органами власти выдается разрешение в порядке исключения. Для осуществления торговли и ввоза в коммерческих целях, производства и конверсии огнестрель­ного оружия необходимо получить лицензию у соответст­вующих властей.

МВД Финляндии готовит в настоящее время общую ре­форму законодательства, касающегося огнестрельного ору­жия, поскольку оно во многих отношениях устарело. Анало­гичной деятельностью занимается министерство юстиции

Норвегии.

На территории Германии в отношении любого случая при­обретения огнестрельного оружия или владения им частными лицами применяются жесткие положения нормативных актов. Лица, намеревающиеся приобрести огнестрельное оружие и владеть таким оружием, должны получить лицензию у компе­тентных органов. Такая лицензия может быть выдана только в том случае, если заявитель докажет, что он является надеж­ным, подготовленным человеком и, кроме того, в состоянии обосновать необходимость предполагаемой покупки огне­стрельного оружия и владения им. Для ношения оружия в местах общественного пользования требуется получить до­полнительную лицензию. Такая лицензия может быть выдана только на ограниченный срок, если будет установлено, что заявитель будет подвергаться значительной опасности и что огнестрельное оружие является наилучшим средством сниже­ния такой опасности. 214


Количество оружия, закупленного гражданами Германии в государствах — членах ЕС, существенно сократилось, что яв­ляется одним из позитивных результатов активизации сотруд­ничества между странами Европы. Однако граждане Герма­нии все чаще пытаются незаконно приобрести огнестрельное оружие в странах, находящихся за пределами ЕС. Тем време­нем правительство предприняло первые шаги по активизации сотрудничества со странами Восточной и Юго-Восточной Ев­ропы на основе Европейской конвенции о контроле за приоб­ретением и владением огнестрельным оружием частными ли­цами.

В Греции в 1993 году принят закон, регулирующий все во­просы, касающиеся огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т. д. Закон предусматривает примене­ние жестких санкций в случае незаконного импорта огне­стрельного оружия.

Наряду с этим в Греции общественность постоянно ин­формируют о существующих положениях, регулирующих оборот огнестрельного оружия, предлагают соблюдать эти положения.

В Мексике права на, владение оружием и ношение оружия для целей самообороны определяются конституцией страны.

О владении всеми видами огнестрельного оружия следует сообщать в министерство национальной обороны с целью ре­гистрации в федеральном кадастре оружия. В уголовном ко­дексе предусмотрены меры наказания за ношение, производ­ство, импорт и хранение в незаконных целях устройств, которые могут быть использованы для нападения и которые не имеют применения в профессиональной деятельности. С 1993 года на транспортных магистралях действуют контроль­ные пункты для наблюдения за импортом запрещенных видов оружия.

В Норвегии закон об огнестрельном оружии регулирует вопросы приобретения оружия и владения им. Никаких воз-

215


растных ограничений для этого не существует. Для приобре­тения огнестрельного оружия необходимо получение разре­шения от начальника полиции окружного уровня. Лица, желающие получить разрешение на приобретение огне­стрельного оружия для охоты, обязаны представить дейст­вительное охотничье разрешение. Лица, желающие получить разрешение на приобретение карабинов, пистолетов или ре­вольверов для тренировки или участия в спортивных сорев­нованиях, должны доказать, что они являются членами стрелкового клуба. Лица, желающие получить разрешение на импорт огнестрельного оружия, должны обладать дейст­вительной лицензией на торговлю данным оружием, а лица, желающие получить разрешение на реэкспорт огнестрельно­го оружия, должны обладать международными импортными сертификатами, которые выдает МИД.

В Швеции для владения любым видом огнестрельного оружия необходимо получить разрешение. Разрешение также требуется для импорта или торговли огнестрельным оружием и боеприпасами. Данные лицензии на владение огнестрель­ным оружием и боеприпасами выдаются местными органами полиции после проведения тщательной проверки. Самооборо­на, как правило, не является приемлемой причиной для владе­ния огнестрельным оружием любого вида.

На территории Швеции не существует закона, прямо за­прещающего владение тем или иным оружием. Однако лицен­зии на владение автоматическим огнестрельным оружием или “короткоствольным” оружием выдаются только в особых случаях. Местные органы полиции ведут кадастр владельцев лицензий.

Правительство Швеции недавно внесло в парламент пред­ложение о принятии нового закона об огнестрельном оружии, который бы ограничивал доступ к боеприпасам, сокращал бы число единиц огнестрельного оружия и обеспечивал более жесткий контроль над приобретением и хранением оружия.

216


Опыт работы правоохранительных органов
   зарубежных стран по организации борьбы
с незаконным оборотом оружия (организационный
                  и оперативно-розыскной аспекты)

В подавляющем большинстве зарубежных стран преступ­ления, совершенные с использованием огнестрельного оружия и взрывных устройств, законодательством отнесены к |особо опасным.

 Статистические данные последних лет свидетельствуют о том, что динамика этого вида преступлений не снижается, а имеет тенденцию к росту.

I В Австралии правоохранительные органы ведут наблюдение за лицами и организованными группами, занимающимися незаконной торговлей огнестрельным оружием и боеприпасами. Правоохранительными органами создана координируемая на национальном уровне сеть служащих, в компетенцию ко-торых входят вопросы сотрудничества в деле регулирования незаконной торговли огнестрельным оружием. Органы безопасности Австрии активизировали сотрудничество с коллегами из соседних стран в целях решения проблемы незаконной перевозки оружия. Кроме того, в рамках (министерства внутренних дел создана специальная группа по борьбе с незаконной торговлей оружием и взрывчатыми ве-

цествами.

 В Греции с начала 90-х годов произошел рост числа пре­ступных деяний, связанных с огнестрельным оружием. Этот рост был вызван в значительной мере незаконной торговлей

•огнестрельным оружием и притоком нелегальных иммигран­тов из Юго-Восточной Европы, особенно из стран, гранича-1цих с Грецией. Для пресечения незаконного оборота оружия В наркотических средств была создана специальная полицей­ская служба.

217


Греция, Япония и Мексика осуществляют тесное сотруд­ничество с другими странами как в проведении ряда конкрет­ных мероприятий, так и в плане обмена информацией по вопросам борьбы с незаконным распространением и приме­нением огнестрельного оружия. Кроме того, Япония является инициатором проведения нескольких международных конфе­ренций, посвященных вышеуказанным проблемам.

Общий контроль за оборотом оружия в Японии осуществ­ляет Национальное полицейское управление. Уголовное рас­следование нарушений законодательных актов об оружии (а их всего семь) осуществляет также полиция

Полиции Японии предоставлено право преследования и борьбы с незаконным оборотом оружия, включая его конфи­скацию. При этом за последние пять лет количество конфи­скованного огнестрельного оружия, неуклонно возрастает и достигло порядка 2000 ед. в год. При этом если до 1991 года более 90% всего конфискованного оружия было изъято у чле­нов преступных гангстерских группировок, то в настоящее время растет количество изъятий незаконно хранящегося ог­нестрельного оружия у тех частных лиц, которые ранее вос­принимались, казалось бы, вполне законопослушными граж­данами страны. Все это конфискованное оружие нелегально ввезено в Японию из-за рубежа.

С начала 90-х годов правоохранительные органы Японии столкнулись с существенным увеличением незаконного обо­рота оружия. Токийское управление полиции впервые за всю историю своего существования создало спецподразделение по борьбе с нелегальным ввозом огнестрельного оружия. Япон­ская мафия использует каналы контрабандного ввоза оружия из США, Филиппин, Китая, Бразилии, Италии, Испании, Бельгии, а теперь еще и России. При этом, по мнению япон­ской полиции, каналы нелегального ввоза огнестрельного оружия в Японию пока не перекрыты.

218


Основные положения, касающиеся содержания и форм обеспечения государственной безопасности ФРГ, в том числе борьбы с незаконным оборотом оружия, изложены в офици­альных документах германского правительства. Эти теорети­ческие взгляды и политические директивы составляют док­трину государственной безопасности ФРГ, которая основана на концепции “бдительной демократии” и представляет собой комплекс административно-правовых мер, включающих аген-турно - оперативную деятельность специальных служб, на­правленных на создание условий, обеспечивающих функцио­нирование немецкого государства и подавление политических противников правящих кругов ФРГ, проводящих “антикон­ституционную деятельность”.

Значительное место в обеспечении государственной безо­пасности принадлежит Федеральному ведомству криминаль­ной полиции (Des Вundescriminalamt — ВСА) — БКА. В функции данного ведомства входит как расследование уго­ловных дел, так и агентурно - оперативная работа. Для этого оно имеет свой агентурный аппарат, необходимые оператив­но-технические средства, а также самостоятельную службу наружного наблюдения. В землях ФРГ действуют земельные ведомства криминальной полиции — ЛКА, которые подчи­няются соответствующим министрам внутренних дел кон­кретной земли или сенаторам по внутренним делам (Гамбург, Бремен). По отношению к земельным ведомствам БКА не яв­ляется высшей инстанцией, а призвана только в качестве цен­трального пункта сбора, обработки и хранения данных и ма­териалов обеспечивать информацией, представляющей оперативный интерес, земельную полицию. И лишь только при организации и проведении особо важных операций, как правило, в масштабах страны на БКА возлагается общее ру­ководство.


Приоритетными задачами БКА и ЛКА являются:

- физическая охрана президента, канцлера и членов прави­
тельства ФРГ;

- охрана высокопоставленных иностранных гостей, при­
бывающих в страну с официальным визитом;

- обеспечение безопасности государственных учреждений;

- производство процессуальных действий при совершении
гражданами ФРГ и иностранцами преступлений (в том
числе по материалам БНД — Федеральная разведыва­
тельная служба — Bundesnachrichtendienst;

- БФВ — Федеральное ведомство по охране конституции Bundesamt fur Verfassungsschutz;

- МАД  — Военная контрразведка — Militarisher

Abschirmdientst).

Значительное место в структуре БКА занимает оперативно-технический отдел, который проводит большую исследова­тельскую и научную работу по внедрению передовых техно­логий в оперативно-розыскную деятельность. В частности, ему удалось разработать систему по автоматизированному учету почерков, которая позволяет в считанные минуты уста­новить автора рукописи, в том числе и по личной подписи, а также систему идентификации личности по голосу (с помо­щью ЭВМ).

На БКА возложено также решение задачи борьбы с неза­конным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых ве­ществ.

 Отдел БКА подразделяется на несколько отделений:

- “ZD-11” занимается раскрытием преступлений, связан­ных с использованием ВУ;

- “ZD-12” — исследованием вещественных доказательств, относящихся к ВУ, боеприпасам и т.д.;

- “ZD-15” — фотографированием, видеосъемкой внешнего вида ВУ, а также его описанием.

220


Другие службы отдела занимаются обезвреживаем ВУ, подготовкой специалистов взрывотехнического профиля, сбо­ром и обобщением информации о преступлениях, связанных с применением ВУ и боеприпасов, а также анализом результа­тов научных исследований по данной проблеме.

Большим техническим достижением БКА считается созда­ние полицейской справочно-информационной системы (INPOL), к которой подключены свыше 2000 терминалов, размещенных в полицейских участках, пограничных и тамо­женных КПП. К этой сети могут подключаться и патрульные полицейские машины, вертолеты. Введение данных запроса и получение ответа занимает несколько секунд.

Особое место в структуре БКА и ЛКА занимают следст­венные подразделения которые, согласно законодательству ФРГ, выступают единственным органом производящим такие процессуальные действия, как арест, обыск, допросы и т.п. Реализация всех дел оперативного учета органов разведки, контрразведки и криминальной полиции, проведение рассле­дования всех возбужденных уголовных дел по их материалам осуществляется следователями БКА, ЛКА или при их непо­средственном участии.

Если же говорить в целом об особенностях организации на территории ФРГ деятельности криминальной полиции, ее структурных подразделений, иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (спецслужбы) то, не рас­сматривая их подробно, хотелось бы отметить следующее:

- спецслужбы организационно не объединены, децентра­лизованы и не имеют единого руководства, что зачастую приводит к дублированию и параллелизму в их деятель­ности;

- центральный аппарат спецслужб выполняет лишь руко­водящие и координирующие функции по отношению к территориальным подразделениям, анализирует и оцени­вает информацию, добытую ими;

221


- проведение процессуальных действий возложено только на следственные подразделения БКА (ЛКА), органы раз­ведки, контрразведки (в т.ч. военной) лишены права осу­ществления процессуальных функций (задержание, арест, следствие);

- подразделения разведки действуют исключительно под

различными прикрытиями, включая и территорию ФРГ;

- значительная часть подразделений контрразведки также

использует прикрытия;

- весь персонал БНД использует максимальную зашифров­ку: все сотрудники имеют псевдонимы и номера, которые используются как в официальной переписке, так и в от­ношениях между собой. Настоящие фамилии не употреб­ляются и не раскрываются даже в служебной обстановке. Агентура БНД также не знает подлинных фамилий опер­работников, у которых они находятся на связи.

Наибольший интерес для подразделений криминальной милиции России представляют организационно-такти­ческие основы оперативно-розыскной деятельности спец­служб ФРГ. При этом следует отметить, что отличи­тельными чертами деятельности всех спецслужб ФРГ, наряду с другими, являются следующие:

1) тесная взаимосвязь между режимными мерами и агентурно -оперативной деятельностью, активное использова­ние спецслужбами информации других государственных органов и организаций;

2) создание всеохватывающих электронных систем учета граждан ФРГ и иностранцев, находящихся в стране;

3) активная агентурная работа среди политических эмиг­рантов и иностранцев, временно находящихся в ФРГ;

4) распространенность работы сотрудников спецслужб под прикрытием различных государственных и негосударст­венных организаций;

222


/

5) массовое привлечение к агентурно - оперативной деятель­ности бывших сотрудников спецслужб ФРГ (так назы- ваемый институт “свободных сотрудников”);

6) использование “ безагентурной формы вербовки”;

7) высокие требования конспирации, предъявляемые к кад­ровому составу, а также к агентурному аппарату;

8) широкое применение сдельной формы оплаты труда агентуры в зависимости от ценности представляемой ею информации.

На некоторых из них, с учетом возможности их исполь­зования в условиях России, мы остановимся более под­робно.

1 Взаимосвязь режимных мер и агентурно - оперативной деятельности спецслужб

Важное значение, в обеспечении режима безопасности имеет взаимосвязь агентурно-оперативной деятельности ' спецслужб ФРГ с общепредупредительной, режимной дея­тельностью этого государства

Во-первых, в результате функционирования режима безо­пасности спецслужбы ФРГ получают от органов, обеспечи­вающих режим безопасности, в свое распоряжение значи­тельный объем информации, которая используется ими в агентурно-оперативной и аналитической работе. Информация поступает к спецслужбам либо по их специальным запросам, либо по мере получения ее органами, режим безопасности.

Большое место в ней занимают, в частности, статистиче­ские, иные общие сведения по определенным вопросам обес­печения безопасности (о въезде и выезде граждан ФРГ и ино­странцев;

- о нахождении и передвижении иностранцев в стране, их

занятости;

- о нарушении паспортного режима и т.п.).

Такого рода данные имеются практически на все население ФРГ, на иностранцев, находящихся в стране, в различного ро-

223


да автоматизированных информационных системах (АИС). Например, только в АИС социального страхования хранятся данные на 95% населения страны. Сбор данных на население страны и иностранцев с использованием АИС осуществляют органы прописки, паспортные столы, дорожная и уголовная полиции, частные сыскные агентства, отдельные фирмы и уч­реждения. Каждый гражданин ФРГ и иностранец, пребываю­щий в страну, зарегистрирован одновременно в нескольких десятках государственных и частных АИС, где зафиксирова­ны наиболее существенные данные о нем, личные или семей­ные события и факты.

Характерно, что регистрируются и хранятся в памяти АИС все поездки граждан за границу или их появление в районе запретных зон (в пограничной полосе, районе режимных объ­ектов). Информация в банк данных передается автоматически за несколько секунд.

Эта информация может служить основой для проведения оперативного поиска лиц, интересующих спецслужбы, рас­сматриваться как сигналы в отношении “нежелательных эле­ментов”, использоваться как легализованные данные о “про­тиворечащих интересам государственной безопасности” действиях конкретных лиц или организаций, в ходе оператив­ного расследования при попытке оказания психологического давления на некоторых из этих лиц в целях склонения к со­трудничеству со спецслужбами и т.п.

Во-вторых, сами органы, осуществляющие режим безопас­ности, определенным образом опираются в своей деятельно­сти на агентурно-оперативную деятельность спецслужб ФРГ. Речь идет об использовании информации, получаемой ими от спецслужб относительно “нелояльных” или иных “нежела­тельных” лиц в целях ее последующего использования при осуществлении общепредупредительных мер (например, для отказа в выдаче загранпаспорта, отказа в приеме на работу, недопущения въезда в страну).

224


Получаемая от спецслужб информация может, при опреде­ленных условиях, явиться основой проведения органами, осуществляющими режим безопасности, различных выбороч­ных, проверочных, иных мероприятий. По инициативе спец­служб могут быть инспирированы различные провокации в отношении интересующих их лиц во время прохождения по­следними тех или иных режимных процедур: фиксация “на­рушений” режима безопасности указанными лицами с после­дующим официальным оформлением этих “нарушений” может явиться важным условием проведения различных агентурно-оперативных мероприятий (например, вербовочных подходов).

Органы, осуществляющие режим безопасности, являются также важным источником информации для спецслужб ФРГ при их оценке общественно-политической и оперативной об­становки в стране и в отдельных ее районах.

На основе такой информации полицейские органы осуще­ствляют операции по пресечению “нарушений” безопасности и порядка. Так, в случае нарушения соответствующих требо­ваний режима безопасности отдельными лицами или группой лиц о порядке проведения собраний и демонстраций, полиция наделена правом прямого пресечения их действий насильст­венным путем — посредством разгона скопления людей, их задержания, ареста.

Информация, поступающая в органы, осуществляющие режим безопасности, от спецслужб относительно тех или иных “посягательств” лиц на государственную безопасность может явиться основанием для применения конкретных мер в отношении отдельных субъектов таких “посягательств” (ска­жем, по выдворению из страны иностранца, взятию в опера­тивную проверку лица, работающего на режимном объекте, в госаппарате и т.п.).


9 Зак 2868                                                                                                           


2 Использование электронных систем учета

Одной из главных организационно-тактических особенно­стей деятельности спецслужб ФРГ является широкое использование ими электронных систем учета и информации. Так, по словам бывшего министра ФРГ Баумана, “технология информационной системы БКА (INPOL) не имеет себе равной в Ев­ропе и, к тому же, дополняется лучшей информационной сис­темой спецорганов (NADIS)”.

Система INPOL предназначена для информационного обеспечения всех полицейских служб страны, дирекции по­гранохраны, пограничных КПП, таможни, прокуратуры, Ин­ститута криминалистики, БФВ, МАД, БНД. С разрешения МВД ФРГ этой системой могут пользоваться другие государ­ственные учреждения, а также спецслужбы союзных ФРГ го­сударств.

В информационной системе INPOL зарегистрировано более 2 млн. человек, около 3 млн. человек зарегистрировано в картотеке военной контрразведки (МАД) и свыше 10 млн. человек — в информационной системе БФВ NADIS. Такое значительное число лиц, поставленных на учет в БФВ объясняется тем, что в этом органе накапливаются и система­тизируются сведения о каждом лице, кто хотя бы раз попал в поле зрения не только БФВ, но и БНД, МАД, БКА.

Тенденции ко все большему охвату населения учетами NADIS способствуют широкие и довольно расплывчатые полномочия и функции спецслужб ФРГ наряду с отсутствием четких законодательных ограничений их деятельности.

Хотя и считается, что в информационной системе NADIS должны накапливаться, в первую очередь, данные на лиц, за­подозренных органами БФВ в принадлежности к экстремист­ским и террористическим организациям, на деле не менее 40% информационных массивов NADIS составляют данные на лиц, подвергающихся проверке на благонадежность в связи с поступлением на режимные объекты (государственные учре-

226


ждения и соответствующие частные фирмы); или же в связи с работой на подобных объектах.

В ходе проверки на благонадежность БФВ собирает и вво­дит в NADIS сведения о настоящей и прошлой принадлежно­сти проверяемого к различного рода радикальным организа­циям, подробные данные о его близких родственниках и связях. После объединения Германии в базу данных также были заложены и сведения о бывших работниках МГБ ГДР и агентуре спецслужб ГДР.

3. Особенности агентурной работы

Несмотря на широкое применение спецслужбами ФРГ современных оперативно-технических средств, агентура остается главным средством оперативно-розыскной дея­тельности.

Агенты, в зависимости от характера выполняемых задач, делятся на следующие категории:

- постоянный источник (агент, добывающий информацию

в беседах на месте);

- подвижный источник (агент, добывающий информацию в

поездах);

- подвижный наблюдатель (агент, добывающий информа­
цию путем визуального наблюдения).                                            

В последнее время спецслужбы ФРГ значительно активи­зировали вербовку агентуры среди лиц, временно находящих­ся на территории ФРГ — в том числе политических эмигран­тов и “гастарбайтеров”, в целях проникновения в общественно-политические организации иностранцев, а также для использования этой категории агентов как внутри Герма­нии, так и за границей.

Для ведения работы с “гастарбайтерами”, эмигрантами и политическими беженцами в спецслужбах ФРГ созданы специальные подразделения: в БФВ -— группа предвари­тельной проверки “В”, в БНД группа предварительной про­верки “А”, представители которых организуют опрос при-

227


бывающих в ФРГ иностранцев в Цирндорфе (пункте сбора для иностранцев)

Тактика поиска кандидатов на вербовку из числа ино­странцев, приезжающих на работу в Германию, заключается в следующем.

Уже на вокзале приезжих встречают выходцы из этих стран, многие из которых являются агентами спецслужб, ус­танавливают с ними первичный контакт, предлагают жилье, рекомендуют работу. Спецслужбы имеют также агентуру и из числа владельцев магазинов, специализирующихся на прода­же товаров для иностранцев по низким ценам. Через эту кате­горию агентов спецслужбы получают информацию о склон­ностях тех или иных лиц к контрабанде, то есть о закупке в больших количествах товара с целью перепродажи на родине. Зачастую, по заданию спецслужб, агенты — владельцы мага­зинов провоцируют кандидатов на вербовку на совершение контрабанды, предлагая ему хорошие условия сделки.

Используя в качестве компрматериала факт контрабанды или ее попытку, спецслужбы ФРГ проводят вербовочную бе­седу с кандидатом на вербовку и в случае отказа от сотрудни­чества, угрожают закрыть въезд в страну или же привлечь к уголовной ответственности. Как правило, вербовочную беседу проводят два сотрудника, которые не скрывают своей при­надлежности к спецслужбам. При этом большое значение придается подбору вербовщиков.

Согласно одной из внутренних инструкций БНД, вербов­щики “должны, как правило, владеть без акцента языком той страны, из которой прибыло данное лицо, хорошо знать ис­торию, менталитет и особенности данного народа, знать во­просы экономики, политики, культуры в той области, с ко­торой связано это лицо, чтобы быть для него интересным, иметь возможность вести также нейтральные беседы, по своему духовному и общему уровню быть не ниже данного лица”.

228


В своей работе спецслужбы ФРГ широко практикуют так­же использование так называемых “свободных сотрудников” — бывших своих оперативных работников, которые после увольнения устраиваются в различные государственные и не­государственные организации. Эта категория сотрудников, имея достаточный опыт оперативной работы, получают само­стоятельные задания, финансовые средства и действуют автономно. Они имеют право на подбор и вербовку агентуры, определяют ей конкретные задания, устанавливают довери­тельные контакты с руководителями государственных учреж­дений, учебных заведений, частных фирм для решения вопро­сов оперативного характера.

Одной из характерных особенностей агентурной работы спецслужб ФРГ является то обстоятельство, что они зачастую прибегают к так называемой “безагентурной форме вербов­ки”, то есть когда вербовочное предложение делается не от имени спецслужбы, а от нейтральной организации или фир­мы. От источника при этом не требуется предоставления письменных сообщений, ему не присваивается псевдоним, личные встречи проводятся не конспиративно, а на официаль­ной основе.

Наряду с этим, в работе с агентурой большое значение придается конспирации. Высокий уровень конспирации обес­печивается “системой изоляции”, предусматривающей ис­ключение осведомленности агентов друг о друге. Контроль за соблюдением конспирации осуществляется с помощью схемы “кто кого знает, и кто что знает”.

Постоянно проводится проверка честности и надежности агентов путем анализа, оценки их сообщений и перепроверки ее через другие источники, с помощью оперативной техники и наружного наблюдения.

Важным фактором оказания влияния на агентов является система вознаграждений. К выдаче вознаграждений подходят строго дифференцированно. Размеры вознаграждений зависят

229


от ценности источника и предоставляемой им информации. Характерным является введение сдельной оплаты, при кото­рой агент помимо ежемесячного вознаграждения получает дополнительные денежные суммы за сообщенную информа­цию. Как правило, агенту выдается только часть вознагражде­ния, остальная сумма откладывается на его специальный счет, который хранится в спецслужбе. Распоряжается этим счетом оперработник, у которого агент находится на связи.

Наряду с агентурой в оперативно-розыскной деятельности спецслужб ФРГ широко используются возможности спецтехники в перлюстрации корреспонденции и прослуши­вании телефонных переговоров лиц, подозреваемых в нару­шении уголовного законодательства, особенно это касается террористов. А лица, арестованные по подозрению в занятии террористической деятельностью, лишаются контактов с внешним миром сроком до нескольких недель, включая и общение с адвокатом.

Один из отделов БКА постоянно ведет оперативный учет, под предлогом террористической деятельности, на около одного предупреждения миллиона студентов и школьников, активно участвующих в общественно политической жизни страны.

Во многих крупных городах ФРГ организовано скрытое наблюдение с использованием телекамер автодорожной по­лиции. Практически на всех больших площадях Мюнхена, Гамбурга, Ганновера, Нюрнберга и ряда других на фасадах зданий установлены телекамеры с поворотными механизма­ми, передающие изображение на мониторы полицейских цен­тров наружного наблюдения, которые активно используются спецслужбами ФРГ.

Наряду с этим следует отметить, что многие формы и ме­
тоды работы спецслужб ФРГ схожи с аналогичной деятель­
ность спецслужб других западных стран, что предопределено
рядом обстоятельств.                                                         

230


Во-первых, их ролью и функциями в системе исполни­тельных органов государства. И, во-вторых, тем обстоятель­ством, что в формировании спецслужб ФРГ после второй Мировой войны активное участие принимали США, Велико­британия, Франция.

В США раскрытием преступлений, связанных с незакон­ным оборотом оружия и особенно с применением ВУ, зани­маются Бюро по алкоголю, табаку и огнестрельному оружию -(“Alcohol, tobacco and firearms bureau” — ATF), а также ФБР. Во главе АТФ стоит директор. Контроль за деятельностью директора АТФ осуществляет помощник министра финансов по исполнению и операциям.

В структуру АТФ входят также Национальный лаборатор­ный центр и две региональные лаборатории, одной из задач которых является исследование вещественных доказательств, связанных с пожарами и взрывами.

В АТФ образованы 4 национальные группы быстрого реа­гирования, действующие на всей территории США. Штатная численность АТФ составляет 1800 сотрудников, из числа ко­торых 300 человек занимаются расследованием преступлений, а 9 человек являются главными специалистами и участвуют не только в организации расследований, но и являются участ­никами судебных процессов.

Структура АТФ имеет 4 уровня:

- центральный аппарат, подчиняющийся министерству фи­нансов;

- региональные службы, подчиняющиеся региональным

директорам;

- окружные отделы, которые возглавляют главные специ­альные агенты;

- дежурные посты, находящиеся в подчинении главных агентов-резидентов.

В США функционирует Национальная Академия АТФ, на базе которой осуществляется обучение сотрудников правилам

231


обеспечения безопасности при.раскрытии рассматриваемых преступлений.

На ФБР возлагается раскрытие рассматриваемых преступ­лений в следующих случаях:

1. если оно совершено террористической группой;

2. если оно совершено на территории высшего учебного за­ведения;

3. если обнаружено хранение ВВ на территории правитель­ственного здания;

4. если преступление затрагивает дипломатические отно­шения с другими государствами.

Раскрытием таких преступлений занимается, главным об­разом, отдел ФБР по борьбе с терроризмом.

Отдел ФБР по уголовным расследованиям занимается рас­крытием преступлений, связанных с хищением огнестрельно­го оружия. Отдел физико-химических экспертиз ФБР дает за­ключения по делам, связанным с хищением и применением огнестрельного оружия.

Во Франции раскрытием преступлений, связанных с при­менением ВУ, хищением огнестрельного оружия, занимаются подразделения криминальной и технической полиции, подчи­няющиеся центральному директорату криминальных рассле­дований. Созданы бюро по борьбе с незаконным оборотом оружия, в задачи которых входят раскрытие преступлений, обучение полицейских, подготовка проектов нормативных ак­тов по рассматриваемой проблеме и взаимодействие с Интер­полом.

Исследованием ВВ занимается, главным образом, Цен­тральная лаборатория префектуры полиции, подчиняющаяся поддиректорату криминальных дел. Этот поддиректорат находится в подчинении у директора центрального директо­рата криминальных расследований (главного детектива страны).

232


Следует подчеркнуть, что лаборатория по исследованию ВВ накопила богатый опыт. Она существует уже более 100 лет. В этом подразделении работает 204 сотрудника, в том числе 15 инспекторов-кинологов с 5 розыскными собаками для обработки дорожки следов и преследования преступни­ков, и 46 человек, занимающихся непосредственно проведе­нием взрывотехнических исследований. В этой лаборатории работает 14 взрывотехников, выезжающих в составе опера­тивных групп на место происшествия.

Проблемы, связанные с незаконным оборотом оружия в Швеции, как и в других зарубежных странах, начали серьезно изучаться в 70-е годы. В 1976 году в государственном поли­цейском управлении Швеции была создана рабочая группа по изучению организованной и экономической преступности. Доклад этой группы, представленный в 1977 году, вызвал большой интерес и неоднозначную реакцию.

Предложения по борьбе с организованной и экономиче­ской преступностью, разработанные в центральном органе управления полицией, сводились к следующему:

- изменение приоритетов в деятельности полиции, созда­ние специальных подразделений в крупных полицейских округах;

- сотрудничество с другими заинтересованными органами, поиск новых форм сотрудничества с прокуратурой, нало­говыми властями;

- повышение уровня специальной подготовки полиции в

вопросах права, экономики, налоговой системы;

- создание правовой основы для борьбы с организованной и экономической преступностью, внесение изменений в законодательство.

После доклада 1977 года был проведен ряд исследований как в центре (ведомство главного прокурора, государственное налоговое ведомство, национальный совет по предупрежде­нию преступности), так и на местах (в коммунах Большого

233


Стокгольма и Мальме). Следует отметить, что само явление организованной преступности в этих исследованиях изучалось мало, а предложения, в основном, воспроизводили предложе­ния государственного полицейского управления (выделение ресурсов, улучшение сотрудничества, специальная подготовка кадров, изменения в законодательстве).

В 1979 году правительство уполномочило Национальный совет по предупреждению преступности (НСПП) быть веду­щим органом по изучению экономической и организованной преступности, а в 1982 году была назначена специальная ко­миссия из числа членов парламента и специалистов, которая в 1984 году представила отчет “Экономическая преступность в Швеции”. Результатом деятельности как НСПП, так и комис­сии риксдага стали многочисленные обзоры и обращения в правительство по поводу принятия мер в борьбе с экономиче­ской и организованной преступностью.

В настоящее время в Швеции сложилась достаточно ус­тойчивая система государственных органов, ведущих борьбу с организованной преступностью. В нее входят органы поли­ции, прокуратуры, суда, налоговой службы и таможни.

ОРГАНЫ ПОЛИЦИИ Швеции действуют на основе зако­на о полиции 1984 года и представляют собой организацию, приспособленную к трехзвенному административно - террито­риальному делению страны.

Государственное полицейское управление руководит рабо­той полиции в 23 полицейских округах (в ленах), разделен­ных, в свою очередь, на 118 полицейских участков (в комму­нах). Общая численность полиции — свыше 20 тыс. служащих.

В 70-х годах в структуре полиции были образованы специ­альные подразделения по борьбе с незаконным оборотом нар­котиков и с экономической преступностью. Численность этих подразделений невелика и составляет соответственно 450 и 189 человек (во всех округах и участках). При этом фактиче-

234


ски при исполнении обязанностей находится еще меньшее ко­личество полицейских — 1 из 4 (остальные — повышение квалификации, отпуск, болезнь и т.п.). Меры, направленные на совершенствование подготовки полицейских, заключаются в следующем:

- подготовка по вопросам экономики и права;

- прямой набор в полицию экономистов и юристов;

- создание специальных рабочих групп, состоящих из по­лицейских, прокуроров, экспертов по вопросам эконо­мики.

Проблемы, связанные с обеспечением необходимого уров­ня подготовки полицейских, заключаются в том, что квали­фицированные специалисты по проблемам экономики и права высоко ценятся в частной сфере, в связи с чем квалифициро­ванные полицейские (и прокуроры) уходят в сферу бизнеса, где зарплата — на 50%-100% выше Единственный способ, который смогла предложить комиссия риксдага для исправле­ния данного положения, это установление в полиции более свободного порядка определения зарплаты, как это сделано при оплате труда (без жесткой сетки), применяемой в контр­разведывательных органах полиции.

ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ построены на трех уровнях, как и органы полиции.

Главный прокурор руководит деятельностью прокуратуры и является государственным обвинителем в Верховном Суде. Ему подчиняются 24 округа, разделенных на 86 участков и 4 специальных прокурора, которые поддерживают обвинения, главным образом, по делам об экономических преступлениях и организованной преступности. Еще около 30 прокуроров имеют отношение к экономическим преступлениям за счет активного участия на ранних стадиях предварительного рас­следования. Принципы организации и деятельности прокура­туры установлены в уголовно-процессуальном кодексе. Под­робные нормы о работе прокуратуры содержатся также в

235


принятой правительством инструкции о прокурорском надзо-- ре (№ 910, 1974 г.).

ОРГАНЫ СУДА в Швеции также построены по трехзвен-ной системе, которая включает в себя:

- суды первой инстанции — окружные суды;

- суды среднего звена — апелляционные;

- верхнюю инстанцию представляет Верховный Суд.

Меры, направленные на совершенствование судебного рассмотрения дел, связанных, в частности, с экономической преступностью, сводятся к следующему:

- выделяются специальные суды (по одному в каждом ле­не), которые специализируются в делах по экономиче­ским преступлениям;

- предусмотрен порядок, по которому один судья из адми­нистративного суда (“налоговый” судья) должен участ­вовать в заседаниях окружного специализированного су­да;

- осуществляется координация процессов по налоговым

делам и делам по налоговым преступлениям;

- повышается компетенция общих судов и создается осно­ва для ускорения судебного разбирательства, которое по делам об экономических преступлениях может тянуться несколько лет.

НАЛОГОВОЕ ВЕДОМСТВО Швеции — разветвленная система органов, в которых в общей сложности занято свыше 16 тысяч человек, так или иначе связанных с налогами.

В отношении предприятий проводится, в среднем, 10 ты­сяч ревизий (т.е. ежегодно проверяется одно предприятие из 50), в отношении частных лиц количество таких ревизий при­ближается к 7 миллионам в год (при населении Швеции около 8,5 млн. человек).

ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ насчитывают 4 тысячи слу­жащих, из которых 3 тысячи осуществляют контроль за экс­портом товаров.

236

л


Важную составляющую мер по предупреждению преступ­лений (в том числе в сфере экономической и организованной преступности) в Швеции представляют такие направления, как исследования, подготовка, информирование. Это меры, направленные на организацию сотрудничества органов вла­сти, политических и общественных организаций.

Комиссией риксдага в сентябре 1983 года был составлен специальный отчет “Исследования экономической npecтупности”, в котором обращалось особое внимание на необходи­мость принятия следующих мер:

- организация исследований в университетах и институтах, учреждение специальных должностей и организация междисциплинарных исследований;

- организация сотрудничества с национальным советом по предупреждению преступности, которым накоплен большой опыт исследований в борьбе с экономической и организованной преступностью (Меморандум № 5 1978 года, составленный в НСПП, носил название “Организо­ванная и экономическая преступность. Формы и направ­ления совершенствования законодательства”);

- создание особой исследовательской группы на уровне

министерства юстиции и министерства финансов;

- создание рабочей группы на уровне канцелярии премьер-министра в целях распространения информации об орга­низованной и экономической преступности;

- разработка мероприятий по распространению информа­ции об экономической и организованной преступности в школах.

Среди мер по наделению правоохранительных органов не- обходимой компетенцией для эффективного расследования дел, связанных с экономической и организованной преступностью, наибольшего внимания заслуживают меры по расшире­нию полномочий полиции в оперативно-розыскной деятель­ности.

237


В конце 70-х годов оперативная деятельность полиции Швеции стала объектом пристального внимания со стороны руководства полиции, правительства и риксдага, что было вы­звано необходимостью активизации борьбы с экономической, организованной преступностью, а также незаконным оборо­том наркотиков.

Две группы экспертов исследовали методы оперативно-розыскной деятельности полиции, результатом чего явились отчеты “Некоторые взгляды на оперативные методы борьбы с экономической преступностью” (1978г.), “Оперативная дея­тельность в борьбе с наркотиками” (1979г.), “Задачи опера­тивной работы”, “Организация оперативной работы” (1981 г.).

Указанные материалы дают достаточное полное представ­ление о взглядах полицейских экспертов на некоторые вопро­сы оперативной деятельности полиции, связанные с агентурой и агентурным проникновением, с использованием оператив­но-технических средств и провокационных методов работы.

Агентура признается важным средством в борьбе с опре­деленными видами преступлений, что было подчеркнуто еще в 1971 году при создании оперативных отделов в уголовной полиции.

Агентом, по определению экспертов, является предста­витель полиции, внешне не имеющий никаких связей с полицией и находящийся в преступной среде. Последнее по­ложение является определяющим в отличии агента от инфор­матора.

Информатор используется полицией только для сбора ин­формации, а деятельность оперативного работника полиции в этом случае чаще всего представляет собой лишь пассивное ожидание от него сведений. Такое положение критиковалось и особо указывалось: “Важно активно вербовать информато­ров, создавать из них резидентуры, стремиться к тому, чтобы информаторы имели хорошие возможности по наблюдению за нелегальной деятельностью”.

238


Указанное различие между информатором и агентом, по мнению экспертов, позволяет повысить уровень и эффектив­ность оперативной работы полиции, сосредоточившись на главном направлении.

Учитывая потребность полиции в правовом регулировании некоторых оперативно-розыскных мероприятий, государст­венное полицейское управление вошло в правительство с хо­датайством, которое было составлено в виде докладной за­писки “О некоторых мерах повышения эффективности борьбы с наркотиками и экономической преступностью” (05.12.1980г.).

Решение правительства о предоставлении полиции необ­ходимых полномочий последовало 26 февраля 1981 года и со­держало следующие важные положения.

Провокационные методы работы полиции были признаны правомерными в том случае, когда они применяются при рас­следовании серьезных преступлений или когда этого требуют особые обстоятельства Было отмечено, что при их примене- нии необходимо принимать во внимание силу подозрения и возможности закрепления доказательств.

На применение провокационных методов необходимо раз1-решение прокурора или начальника полицейского органа Пра­вительством была отмечена необходимость строгого доку­ментирования этой деятельности

В меморандуме 1981 года полиции были предоставлены полномочия на покупку наркотиков. В отношении предложе­ния наркотиков было определено следующее: “Предложение наркотиков в принципе имеет характер чистой провокации. Такие действия полиции считаются недопустимыми, разве, что в случае, который можно квалифицировать в соответствии с параграфом 4 главы 24 уголовного законодательства (край­няя необходимость)”.

В целях проникновения на криминальный рынок, полиция может осуществлять проникновение в преступную среду,

239

 


осуществляя “подставу” своей агентуры торговцам оружия, ВВ, ВУ и наркотиков, и в этих же целях разрешается прово­дить мероприятия по их пропуску в страну (контролируемая поставка).

В 1982 году вопрос об оперативной работе полиции в борьбе с определенными видами преступлений рассматривал­ся на уровне комиссии риксдага. Комиссия отметила большую роль, которую играют оперативные мероприятия в борьбе с незаконным оборотом оружия, наркотиков и экономической преступностью, а также необходимость прибегать и к таким методам работы как провокация.

Комиссия определила, что если действия полиции нахо­дятся “в приемлемой пропорции с охраняемыми интересами, если планируемое преступление совершается при обстоятель­ствах, способствующих закреплению доказательств”, то дей­ствия полиции будут в этом случае правомерными.

Комиссия высказалась о необходимости принятия отдель­ной нормы, регулирующей проведение полицейских меро­приятий, связанных с применением “острых” методов борьбы с преступностью и предложила следующий вариант: “Поли­цейский, соблюдая основные права и свободы граждан, тре­бования закона или иного нормативного акта, должен при ис­полнении служебных обязанностей предпринимать такие меры, которые с учетом цели применения этих мер и иных об­стоятельств могут быть определены как оборонительные”. Эта норма с незначительными изменениями позднее была вклю­чена в закон о полиции 1984 года.

Правовые основы деятельности полиции по телефонному контролю и перлюстрации корреспонденции содержатся в уголовно-процессуальном кодексе, а также в ином законода­тельстве. 21 марта 1952 года в Швеции был принят закон о мерах по расследованию определенных преступлений, кото­рый расширил возможности применения таких мер; как теле­фонный контроль и перлюстрация корреспонденции. В 1973

240


году принимается закон о мерах по предотвращению преступ­лений, имеющих международную окраску (т.н. закон о терро­ристах), а в 1976 году эти нормативные акты были сведены в один закон об оперативных мерах расследования определен­ных преступлений. Общие принципы применения полицией этих мероприятий заключаются в следующем:

- судебный порядок предоставления санкций;

- срок контроля — один месяц (с возможностью после­дующего продления);

- срок действия закона 1976 года — один год, по истече­нии которого он может продлеваться (что регулярно и делается).

В материалах расследований по вопросам применения по­лицией телефонного контроля указывались проблемы приме­нения этого законодательства.

Во-первых, эффективное применение телефонного контро­ля иногда затрудняется вследствие отсутствия переводчиков с иностранного языка.

Так, записи телефонных переговоров на турецком языке пролежали в полиции не расшифрованными в течение месяца; а на курдском — 10 месяцев. Половина записей вообще не была переведена.

Во-вторых, использование аппаратуры телефонного кон­троля бывает в ряде случаев затруднено вследствие использо­вания контролируемыми лицами мобильной телефонной сис­темы, шифрующего оборудования, телефакса и другого оборудования, затрудняющего контроль.

В Японии созданы отделы и бюро по раскрытию преступ­лений, связанных с применением ВУ и огнестрельного оружия. В 1994г. Национальным полицейским управлением при Бюро общественной Безопасности создан отдел по контролю за огнестрельным оружием.

I В целях повышения эффективности раскрытия этих пре-ступлений Национальное полицейское управление и 47

                                                                                       241


префектурных главных полицейских управлений создали специальные комиссии по анализу информации, касаю­щейся случаев хищения, применения ВУ и огнестрельного оружия.

Эта комиссия состоит главным образом из сотрудников отдела по борьбе с организованной преступностью, отдела по борьбе с противозаконной деятельностью правых политиче­ских сил, а с 1994 г. еще и отдела по контролю за огнестрель­ным оружием. В отделе по контролю за огнестрельным ору­жием функционирует централизованная компьютерная система информации, в которой хранятся, в частности, данные об источниках происхождения конфискованного огнестрель­ного оружия, краткие сведения о преступлениях, связанных с

применением ВУ и огнестрельного оружия.                                      




















































double arrow
Сейчас читают про: