Реализация права гражданина на владение оружием во многом зависит от экономического и исторического своеобразия страны, отношения граждан к закону и даже особенностей национального характера.
В большинстве государств приобретение и обладание огнестрельным оружием гражданами контролируется правоохранительными органами. Причем даже в странах, где оружейные традиции сложились еще в конце ХVIII - начале XIX века (США, Великобритания и др.), власти сейчас идут по пути ограничений частного владения огнестрельным оружием. К
207
примеру, в программе, партии лейбористов в Великобритании, содержится пункт о запрете на владение огнестрельным оружием частными лицами.
В некоторых странах граждане уже давно лишены права на оружие. Одной из них является Япония, где никому не разрешается иметь огнестрельное оружие “для незначительной цели, коллекционирования или целей самообороны в связи с его (оружия) смертоносными свойствами и опасностью причинения ранений, увечий и смерти”.
В Японии нормативные акты, касающиеся огнестрельного оружия, составлены с учетом его вида и назначения. Владеть индивидуальным ручным огнестрельным оружием разрешено только таким должностным лицам, как работники полиции и представители сил самообороны, а также отдельным спорт-' сменам, участвующим в соревнованиях по стрельбе. Как правило, запрещается владеть охотничьим оружием. Лицензии на владение и применение охотничьих ружей для охоты на дичь, уничтожения вредных животных и стрельбы по мишеням выдаются только после тщательного изучения биографии лица, обращающегося с просьбой выдать такую лицензию. Прежде чем начать применять охотничье ружье, лицо, получившее лицензию, обязано пройти курс обучения для ознакомления с правилами обращения с таким оружием.
Владение пневматическим оружием, как правило, запрещено. Жестко контролируется также торговля боевыми патронами.
Для производства огнестрельного оружия необходимо получить лицензию, которую выдает министр внешней торговли и промышленности. Ввоз огнестрельного оружия также запрещен для всех лиц, не обладающих вышеупомянутой лицензией. Чтобы воспрепятствовать производству ручного незаконного огнестрельного оружия, запрещено владение с целью продажи “образцами огнестрельного оружия”, которые можно переделать в настоящее. Для предупреждения престу-
208
плений с использованием игрушечных пистолетов запрещено владение “моделями ручного огнестрельного оружия”.
В ответ на расширение контрабанды огнестрельного оружия и увеличения количества преступлений, связанных с огнестрельным оружием, в 1993 и 1995 году в соответствующий закон были внесены необходимые изменения. Эти изменения предусматривали установление более суровых наказаний, особенно за контрабанду, смягчение наказаний или освобождение от наказаний, преступников, сдающихся следственным органам, а также принятие статьи о борьбе с применением индивидуального самострельного оружия в общественных местах.
В 1994 году канцелярия премьер-министра провела опрос общественного мнения по проблеме огнестрельного оружия;
•/ в 1995 году было проведено общенародное совещание по
вопросам ликвидации огнестрельного оружия; ^ правительство проводит совещания с компаниями частного сектора, включая авиакомпании и рыболовецкие компании, для обсуждения путей пресечения контрабанды огнестрельного оружия.
Правовое регулирование оборота охотничьего оружия (гладкоствольного и нарезного) столь жесткое, что фактически в большинстве случаев огнестрельное охотничье оружие для широкого круга японских граждан недоступно. Разрешение на его приобретение и ношение дают исключительно комиссии общественной безопасности префектур для целей спортивной охоты, отстрела больных и опасных птиц и хищных зверей или для спортивных стрельб по мишеням.
Комиссия общественной безопасности префектуры после получения заявки на выдачу соответствующей лицензии проводит тщательную проверку заявителя: его возраст, криминальное прошлое, психическое здоровье и иные данные. Гражданин, получающий лицензию в обязательном порядке, должен пройти соответствующую подготовку и сдать зачеты
* Зак 2868 209
по обращению с огнестрельным охотничьим оружием. А лицензия на нарезное охотничье оружие может быть выдана только тому, кто на законном основании владеет гладкоствольным охотничьим оружием более 10 лет. Применение охотничьего оружия в целях самообороны запрещено. На охотничью пневматику также необходимо получить разрешение комиссии общественной безопасности.
Производство и торговля охотничьим огнестрельным и пневматическим оружием также осуществляется по специальным лицензиям, выдаваемым уже губернаторами префектур. С апреля 1994 года такие лицензии выданы 603 фабрикам и 784 оружейным магазинам. Примерно 97% охотничьего огнестрельного и пневматического оружия производится на экспорт.
В Японии в соответствии с положениями Закона “О контроле за огнестрельным и холодным оружием” лицо подвергается наказанию в виде лишения свободы сроком от 1 года до 10 лет за незаконное владение огнестрельным оружием. А стрельба из личного оружия карается от 3 лет тюрьмы до пожизненного тюремного заключения.
Карательные меры, предусматривающие уголовную ответственность за покушение либо приготовление к нелегальному ввозу ручного огнестрельного оружия всех видов, распространяются и за пределы страны. Если такое преступление совершил подданный Японии на территории иностранного государства, ему грозит до 5 лет тюремного заключения или штраф в сумме до 1 млн. йен (примерно 5 тыс. долларов). Однако, если преступник добровольно сдастся полиции и признает свою вину, то карательные меры против него смягчаются либо не назначаются вовсе.
Такое сочетание законодательных ограничений на владение личным огнестрельным оружием с довольно жесткой карательной политикой приносит свои результаты.
210
За совершение преступлений в сфере незаконного оборота оружия применяются строгие санкции. Так, в США лицо, совершившее хищение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ (ВВ), карается лишением свободы на срок до 10 лет или штрафом или же обоими вышеупомянутыми наказаниями одновременно (ст. ст. 844, 924 раздела 18 Свода законов.) Более суровое наказание ожидает лицо, вступившее в сговор с другими лицами для совершения преступления, связанного с импортом или ввозом огнестрельного оружия или боеприпасов. Такое лицо карается лишением свободы на срок до 20 лет или штрафом или же обоими вышеупомянутыми наказаниями одновременно (ст. 924 раздела 18 Свода законов).
Во Франции изготовление, хранение ВУ карается лишением свободы на срок до 20 лет (ст. 421-3 УК).
В Аргентине после принятия закона, регулирующего вопросы, касающиеся боевого и гражданского оружия, были приняты новые нормативные акты, которые либо дополняют, либо частично заменяют этот закон.
В соответствии с последним законом запрещается передача всех видов огнестрельного оружия. Ношение оружия гражданскими лицами не является преступлением в соответствии с уголовным кодексом, однако, рассматривается в качестве “правонарушения”, которое может быть наказано штрафом.
В уголовном кодексе устанавливаются различные категории преступлений, связанных с огнестрельным оружием, например, неправильное применение оружия, применение огнестрельного оружия против лица без нанесения ранения, владение боевым оружием или боеприпасами без наличия необходимого разрешения, а также накопление оружия.
Разрешения на применение боевого оружия выдаются специальным сотрудникам правительственных органов и частным лицам. Приобретение, передача, применение, владение и ношение оружия, предназначенного для гражданских целей,
211
находится под надзором федеральной полиции, жандармерии, морской префектуры под общим руководством министерства обороны. Вопросами регулирования и регистрации актов и действий, охваченных национальным законом об оружии и взрывчатых веществах, занимаются подразделения как федеральной, так и провинциальной полиции, которые несут ответственность за выдачу соответствующих разрешений.
Местные инспектора™ обязаны ежеквартально предоставлять в национальный кадастр оружия отчеты обо всей деятельности, в отношении которой они проводят расследования.
Наряду с изложенным в аргентинской прессе в последнее время проходят весьма оживленные дискуссии по вопросу применения частными лицами огнестрельного оружия в целях “законной самообороны”. К числу событий, обусловивших весьма противоречивый характер таких обсуждений, относится большое количество случаев, когда жертва нападения, как правило, грабежа, применяет в качестве ответной меры огнестрельное оружие. Такие действия оказали весьма существенное влияние на население, разделив его на тех, кто утверждает, что подобное поведение в экстремальных условиях является оправданным, и тех, кто его решительно осуждает.
Кроме того, в результате этого возобновилось обсуждение всего комплекса вопросов, касающихся эффективности регулирования огнестрельного оружия, хотя никаких конкретных мер, предусматривающих существенные изменения, до сих пор принято не было Тем не менее, данный вопрос вошел в категорию вопросов, находящихся в центре общественного внимания.
Хотя правительство Австралии в вопросах регулирования оборота огнестрельного оружия обладает федеральной юрисдикцией, оно активно призывает законодательные органы штатов координировать свои усилия для выработки единооб-
212
разного подхода к проблемам контроля над огнестрельным оружием.
Наряду с этим правительство Австралии стремится обеспечить сбалансированный подход в вопросах контроля за наиболее опасными видами огнестрельного оружия и выполнения требований, касающихся его законного применения и владения им, для сведения к минимуму проявлений насилия.
Регулятивные же функции в правительстве сводятся в основном к осуществлению контроля над ввозом огнестрельного оружия. В 1991 году в таможенные правила были внесены изменения, предусматривающие запрет на ввоз ручного огнестрельного оружия и боеприпасов, которые явно не могут быть законно применены в рамках всего общества, а также на продажу населению излишнего оружия для самообороны.
В Австрии в законе об оружии проводится разграничение между разрешениями на приобретение, владение и применение пистолетов и карабинов.
Частным лицам, желающим приобрести, владеть, импортировать и применять пистолеты, необходимо получить официальное разрешение. Для приобретения гражданскими лицами карабинов и владения ими необходимо получить специальные документы, удостоверяющие, что они достигли 18-летнего возраста и что им не запрещено применять оружие; кроме того, им необходимо получить официальное разрешение на ношение или применение такого оружия. В соответствии с австрийским правом запрещается приобретать, владеть и применять такое боевое оружие, как автоматы и пулеметы. Тем не менее, при наличии соответствующего разрешения можно осуществлять импорт, экспорт и транзитные перевозки такого оружия. Все виды оружия должны быть зарегистрированы в оружейном перечне соответствующего магазина, имеющего разрешение на торговлю оружием. Никакого централизованного механизма регистрации не существует.
213
В Финляндии для приобретения и владения всеми видами огнестрельного оружия и боеприпасов необходимо получить лицензию в органах полиции. Лицензия на приобретение “карманных пистолетов”, огнестрельного оружия возобновляемого действия или любого боевого оружия, помимо неавтоматического нарезного оружия, может быть выдано только в том случае, если такое оружие необходимо для выполнения данным лицом служебных и профессиональных обязанностей или если местными органами власти выдается разрешение в порядке исключения. Для осуществления торговли и ввоза в коммерческих целях, производства и конверсии огнестрельного оружия необходимо получить лицензию у соответствующих властей.
МВД Финляндии готовит в настоящее время общую реформу законодательства, касающегося огнестрельного оружия, поскольку оно во многих отношениях устарело. Аналогичной деятельностью занимается министерство юстиции
Норвегии.
На территории Германии в отношении любого случая приобретения огнестрельного оружия или владения им частными лицами применяются жесткие положения нормативных актов. Лица, намеревающиеся приобрести огнестрельное оружие и владеть таким оружием, должны получить лицензию у компетентных органов. Такая лицензия может быть выдана только в том случае, если заявитель докажет, что он является надежным, подготовленным человеком и, кроме того, в состоянии обосновать необходимость предполагаемой покупки огнестрельного оружия и владения им. Для ношения оружия в местах общественного пользования требуется получить дополнительную лицензию. Такая лицензия может быть выдана только на ограниченный срок, если будет установлено, что заявитель будет подвергаться значительной опасности и что огнестрельное оружие является наилучшим средством снижения такой опасности. 214
Количество оружия, закупленного гражданами Германии в государствах — членах ЕС, существенно сократилось, что является одним из позитивных результатов активизации сотрудничества между странами Европы. Однако граждане Германии все чаще пытаются незаконно приобрести огнестрельное оружие в странах, находящихся за пределами ЕС. Тем временем правительство предприняло первые шаги по активизации сотрудничества со странами Восточной и Юго-Восточной Европы на основе Европейской конвенции о контроле за приобретением и владением огнестрельным оружием частными лицами.
В Греции в 1993 году принят закон, регулирующий все вопросы, касающиеся огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т. д. Закон предусматривает применение жестких санкций в случае незаконного импорта огнестрельного оружия.
Наряду с этим в Греции общественность постоянно информируют о существующих положениях, регулирующих оборот огнестрельного оружия, предлагают соблюдать эти положения.
В Мексике права на, владение оружием и ношение оружия для целей самообороны определяются конституцией страны.
О владении всеми видами огнестрельного оружия следует сообщать в министерство национальной обороны с целью регистрации в федеральном кадастре оружия. В уголовном кодексе предусмотрены меры наказания за ношение, производство, импорт и хранение в незаконных целях устройств, которые могут быть использованы для нападения и которые не имеют применения в профессиональной деятельности. С 1993 года на транспортных магистралях действуют контрольные пункты для наблюдения за импортом запрещенных видов оружия.
В Норвегии закон об огнестрельном оружии регулирует вопросы приобретения оружия и владения им. Никаких воз-
215
растных ограничений для этого не существует. Для приобретения огнестрельного оружия необходимо получение разрешения от начальника полиции окружного уровня. Лица, желающие получить разрешение на приобретение огнестрельного оружия для охоты, обязаны представить действительное охотничье разрешение. Лица, желающие получить разрешение на приобретение карабинов, пистолетов или револьверов для тренировки или участия в спортивных соревнованиях, должны доказать, что они являются членами стрелкового клуба. Лица, желающие получить разрешение на импорт огнестрельного оружия, должны обладать действительной лицензией на торговлю данным оружием, а лица, желающие получить разрешение на реэкспорт огнестрельного оружия, должны обладать международными импортными сертификатами, которые выдает МИД.
В Швеции для владения любым видом огнестрельного оружия необходимо получить разрешение. Разрешение также требуется для импорта или торговли огнестрельным оружием и боеприпасами. Данные лицензии на владение огнестрельным оружием и боеприпасами выдаются местными органами полиции после проведения тщательной проверки. Самооборона, как правило, не является приемлемой причиной для владения огнестрельным оружием любого вида.
На территории Швеции не существует закона, прямо запрещающего владение тем или иным оружием. Однако лицензии на владение автоматическим огнестрельным оружием или “короткоствольным” оружием выдаются только в особых случаях. Местные органы полиции ведут кадастр владельцев лицензий.
Правительство Швеции недавно внесло в парламент предложение о принятии нового закона об огнестрельном оружии, который бы ограничивал доступ к боеприпасам, сокращал бы число единиц огнестрельного оружия и обеспечивал более жесткий контроль над приобретением и хранением оружия.
216
Опыт работы правоохранительных органов
зарубежных стран по организации борьбы
с незаконным оборотом оружия (организационный
и оперативно-розыскной аспекты)
В подавляющем большинстве зарубежных стран преступления, совершенные с использованием огнестрельного оружия и взрывных устройств, законодательством отнесены к |особо опасным.
Статистические данные последних лет свидетельствуют о том, что динамика этого вида преступлений не снижается, а имеет тенденцию к росту.
I В Австралии правоохранительные органы ведут наблюдение за лицами и организованными группами, занимающимися незаконной торговлей огнестрельным оружием и боеприпасами. Правоохранительными органами создана координируемая на национальном уровне сеть служащих, в компетенцию ко-торых входят вопросы сотрудничества в деле регулирования незаконной торговли огнестрельным оружием. Органы безопасности Австрии активизировали сотрудничество с коллегами из соседних стран в целях решения проблемы незаконной перевозки оружия. Кроме того, в рамках (министерства внутренних дел создана специальная группа по борьбе с незаконной торговлей оружием и взрывчатыми ве-
цествами.
В Греции с начала 90-х годов произошел рост числа преступных деяний, связанных с огнестрельным оружием. Этот рост был вызван в значительной мере незаконной торговлей
•огнестрельным оружием и притоком нелегальных иммигрантов из Юго-Восточной Европы, особенно из стран, гранича-1цих с Грецией. Для пресечения незаконного оборота оружия В наркотических средств была создана специальная полицейская служба.
217
Греция, Япония и Мексика осуществляют тесное сотрудничество с другими странами как в проведении ряда конкретных мероприятий, так и в плане обмена информацией по вопросам борьбы с незаконным распространением и применением огнестрельного оружия. Кроме того, Япония является инициатором проведения нескольких международных конференций, посвященных вышеуказанным проблемам.
Общий контроль за оборотом оружия в Японии осуществляет Национальное полицейское управление. Уголовное расследование нарушений законодательных актов об оружии (а их всего семь) осуществляет также полиция
Полиции Японии предоставлено право преследования и борьбы с незаконным оборотом оружия, включая его конфискацию. При этом за последние пять лет количество конфискованного огнестрельного оружия, неуклонно возрастает и достигло порядка 2000 ед. в год. При этом если до 1991 года более 90% всего конфискованного оружия было изъято у членов преступных гангстерских группировок, то в настоящее время растет количество изъятий незаконно хранящегося огнестрельного оружия у тех частных лиц, которые ранее воспринимались, казалось бы, вполне законопослушными гражданами страны. Все это конфискованное оружие нелегально ввезено в Японию из-за рубежа.
С начала 90-х годов правоохранительные органы Японии столкнулись с существенным увеличением незаконного оборота оружия. Токийское управление полиции впервые за всю историю своего существования создало спецподразделение по борьбе с нелегальным ввозом огнестрельного оружия. Японская мафия использует каналы контрабандного ввоза оружия из США, Филиппин, Китая, Бразилии, Италии, Испании, Бельгии, а теперь еще и России. При этом, по мнению японской полиции, каналы нелегального ввоза огнестрельного оружия в Японию пока не перекрыты.
218
Основные положения, касающиеся содержания и форм обеспечения государственной безопасности ФРГ, в том числе борьбы с незаконным оборотом оружия, изложены в официальных документах германского правительства. Эти теоретические взгляды и политические директивы составляют доктрину государственной безопасности ФРГ, которая основана на концепции “бдительной демократии” и представляет собой комплекс административно-правовых мер, включающих аген-турно - оперативную деятельность специальных служб, направленных на создание условий, обеспечивающих функционирование немецкого государства и подавление политических противников правящих кругов ФРГ, проводящих “антиконституционную деятельность”.
Значительное место в обеспечении государственной безопасности принадлежит Федеральному ведомству криминальной полиции (Des Вundescriminalamt — ВСА) — БКА. В функции данного ведомства входит как расследование уголовных дел, так и агентурно - оперативная работа. Для этого оно имеет свой агентурный аппарат, необходимые оперативно-технические средства, а также самостоятельную службу наружного наблюдения. В землях ФРГ действуют земельные ведомства криминальной полиции — ЛКА, которые подчиняются соответствующим министрам внутренних дел конкретной земли или сенаторам по внутренним делам (Гамбург, Бремен). По отношению к земельным ведомствам БКА не является высшей инстанцией, а призвана только в качестве центрального пункта сбора, обработки и хранения данных и материалов обеспечивать информацией, представляющей оперативный интерес, земельную полицию. И лишь только при организации и проведении особо важных операций, как правило, в масштабах страны на БКА возлагается общее руководство.
Приоритетными задачами БКА и ЛКА являются:
- физическая охрана президента, канцлера и членов прави
тельства ФРГ;
- охрана высокопоставленных иностранных гостей, при
бывающих в страну с официальным визитом;
- обеспечение безопасности государственных учреждений;
- производство процессуальных действий при совершении
гражданами ФРГ и иностранцами преступлений (в том
числе по материалам БНД — Федеральная разведыва
тельная служба — Bundesnachrichtendienst;
- БФВ — Федеральное ведомство по охране конституции Bundesamt fur Verfassungsschutz;
- МАД — Военная контрразведка — Militarisher
Abschirmdientst).
Значительное место в структуре БКА занимает оперативно-технический отдел, который проводит большую исследовательскую и научную работу по внедрению передовых технологий в оперативно-розыскную деятельность. В частности, ему удалось разработать систему по автоматизированному учету почерков, которая позволяет в считанные минуты установить автора рукописи, в том числе и по личной подписи, а также систему идентификации личности по голосу (с помощью ЭВМ).
На БКА возложено также решение задачи борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
Отдел БКА подразделяется на несколько отделений:
- “ZD-11” занимается раскрытием преступлений, связанных с использованием ВУ;
- “ZD-12” — исследованием вещественных доказательств, относящихся к ВУ, боеприпасам и т.д.;
- “ZD-15” — фотографированием, видеосъемкой внешнего вида ВУ, а также его описанием.
220
Другие службы отдела занимаются обезвреживаем ВУ, подготовкой специалистов взрывотехнического профиля, сбором и обобщением информации о преступлениях, связанных с применением ВУ и боеприпасов, а также анализом результатов научных исследований по данной проблеме.
Большим техническим достижением БКА считается создание полицейской справочно-информационной системы (INPOL), к которой подключены свыше 2000 терминалов, размещенных в полицейских участках, пограничных и таможенных КПП. К этой сети могут подключаться и патрульные полицейские машины, вертолеты. Введение данных запроса и получение ответа занимает несколько секунд.
Особое место в структуре БКА и ЛКА занимают следственные подразделения которые, согласно законодательству ФРГ, выступают единственным органом производящим такие процессуальные действия, как арест, обыск, допросы и т.п. Реализация всех дел оперативного учета органов разведки, контрразведки и криминальной полиции, проведение расследования всех возбужденных уголовных дел по их материалам осуществляется следователями БКА, ЛКА или при их непосредственном участии.
Если же говорить в целом об особенностях организации на территории ФРГ деятельности криминальной полиции, ее структурных подразделений, иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (спецслужбы) то, не рассматривая их подробно, хотелось бы отметить следующее:
- спецслужбы организационно не объединены, децентрализованы и не имеют единого руководства, что зачастую приводит к дублированию и параллелизму в их деятельности;
- центральный аппарат спецслужб выполняет лишь руководящие и координирующие функции по отношению к территориальным подразделениям, анализирует и оценивает информацию, добытую ими;
221
- проведение процессуальных действий возложено только на следственные подразделения БКА (ЛКА), органы разведки, контрразведки (в т.ч. военной) лишены права осуществления процессуальных функций (задержание, арест, следствие);
- подразделения разведки действуют исключительно под
различными прикрытиями, включая и территорию ФРГ;
- значительная часть подразделений контрразведки также
использует прикрытия;
- весь персонал БНД использует максимальную зашифровку: все сотрудники имеют псевдонимы и номера, которые используются как в официальной переписке, так и в отношениях между собой. Настоящие фамилии не употребляются и не раскрываются даже в служебной обстановке. Агентура БНД также не знает подлинных фамилий оперработников, у которых они находятся на связи.
Наибольший интерес для подразделений криминальной милиции России представляют организационно-тактические основы оперативно-розыскной деятельности спецслужб ФРГ. При этом следует отметить, что отличительными чертами деятельности всех спецслужб ФРГ, наряду с другими, являются следующие:
1) тесная взаимосвязь между режимными мерами и агентурно -оперативной деятельностью, активное использование спецслужбами информации других государственных органов и организаций;
2) создание всеохватывающих электронных систем учета граждан ФРГ и иностранцев, находящихся в стране;
3) активная агентурная работа среди политических эмигрантов и иностранцев, временно находящихся в ФРГ;
4) распространенность работы сотрудников спецслужб под прикрытием различных государственных и негосударственных организаций;
222
/
5) массовое привлечение к агентурно - оперативной деятельности бывших сотрудников спецслужб ФРГ (так назы- ваемый институт “свободных сотрудников”);
6) использование “ безагентурной формы вербовки”;
7) высокие требования конспирации, предъявляемые к кадровому составу, а также к агентурному аппарату;
8) широкое применение сдельной формы оплаты труда агентуры в зависимости от ценности представляемой ею информации.
На некоторых из них, с учетом возможности их использования в условиях России, мы остановимся более подробно.
1 Взаимосвязь режимных мер и агентурно - оперативной деятельности спецслужб
Важное значение, в обеспечении режима безопасности имеет взаимосвязь агентурно-оперативной деятельности ' спецслужб ФРГ с общепредупредительной, режимной деятельностью этого государства
Во-первых, в результате функционирования режима безопасности спецслужбы ФРГ получают от органов, обеспечивающих режим безопасности, в свое распоряжение значительный объем информации, которая используется ими в агентурно-оперативной и аналитической работе. Информация поступает к спецслужбам либо по их специальным запросам, либо по мере получения ее органами, режим безопасности.
Большое место в ней занимают, в частности, статистические, иные общие сведения по определенным вопросам обеспечения безопасности (о въезде и выезде граждан ФРГ и иностранцев;
- о нахождении и передвижении иностранцев в стране, их
занятости;
- о нарушении паспортного режима и т.п.).
Такого рода данные имеются практически на все население ФРГ, на иностранцев, находящихся в стране, в различного ро-
223
да автоматизированных информационных системах (АИС). Например, только в АИС социального страхования хранятся данные на 95% населения страны. Сбор данных на население страны и иностранцев с использованием АИС осуществляют органы прописки, паспортные столы, дорожная и уголовная полиции, частные сыскные агентства, отдельные фирмы и учреждения. Каждый гражданин ФРГ и иностранец, пребывающий в страну, зарегистрирован одновременно в нескольких десятках государственных и частных АИС, где зафиксированы наиболее существенные данные о нем, личные или семейные события и факты.
Характерно, что регистрируются и хранятся в памяти АИС все поездки граждан за границу или их появление в районе запретных зон (в пограничной полосе, районе режимных объектов). Информация в банк данных передается автоматически за несколько секунд.
Эта информация может служить основой для проведения оперативного поиска лиц, интересующих спецслужбы, рассматриваться как сигналы в отношении “нежелательных элементов”, использоваться как легализованные данные о “противоречащих интересам государственной безопасности” действиях конкретных лиц или организаций, в ходе оперативного расследования при попытке оказания психологического давления на некоторых из этих лиц в целях склонения к сотрудничеству со спецслужбами и т.п.
Во-вторых, сами органы, осуществляющие режим безопасности, определенным образом опираются в своей деятельности на агентурно-оперативную деятельность спецслужб ФРГ. Речь идет об использовании информации, получаемой ими от спецслужб относительно “нелояльных” или иных “нежелательных” лиц в целях ее последующего использования при осуществлении общепредупредительных мер (например, для отказа в выдаче загранпаспорта, отказа в приеме на работу, недопущения въезда в страну).
224
Получаемая от спецслужб информация может, при определенных условиях, явиться основой проведения органами, осуществляющими режим безопасности, различных выборочных, проверочных, иных мероприятий. По инициативе спецслужб могут быть инспирированы различные провокации в отношении интересующих их лиц во время прохождения последними тех или иных режимных процедур: фиксация “нарушений” режима безопасности указанными лицами с последующим официальным оформлением этих “нарушений” может явиться важным условием проведения различных агентурно-оперативных мероприятий (например, вербовочных подходов).
Органы, осуществляющие режим безопасности, являются также важным источником информации для спецслужб ФРГ при их оценке общественно-политической и оперативной обстановки в стране и в отдельных ее районах.
На основе такой информации полицейские органы осуществляют операции по пресечению “нарушений” безопасности и порядка. Так, в случае нарушения соответствующих требований режима безопасности отдельными лицами или группой лиц о порядке проведения собраний и демонстраций, полиция наделена правом прямого пресечения их действий насильственным путем — посредством разгона скопления людей, их задержания, ареста.
Информация, поступающая в органы, осуществляющие режим безопасности, от спецслужб относительно тех или иных “посягательств” лиц на государственную безопасность может явиться основанием для применения конкретных мер в отношении отдельных субъектов таких “посягательств” (скажем, по выдворению из страны иностранца, взятию в оперативную проверку лица, работающего на режимном объекте, в госаппарате и т.п.).
9 Зак 2868
2 Использование электронных систем учета
Одной из главных организационно-тактических особенностей деятельности спецслужб ФРГ является широкое использование ими электронных систем учета и информации. Так, по словам бывшего министра ФРГ Баумана, “технология информационной системы БКА (INPOL) не имеет себе равной в Европе и, к тому же, дополняется лучшей информационной системой спецорганов (NADIS)”.
Система INPOL предназначена для информационного обеспечения всех полицейских служб страны, дирекции погранохраны, пограничных КПП, таможни, прокуратуры, Института криминалистики, БФВ, МАД, БНД. С разрешения МВД ФРГ этой системой могут пользоваться другие государственные учреждения, а также спецслужбы союзных ФРГ государств.
В информационной системе INPOL зарегистрировано более 2 млн. человек, около 3 млн. человек зарегистрировано в картотеке военной контрразведки (МАД) и свыше 10 млн. человек — в информационной системе БФВ NADIS. Такое значительное число лиц, поставленных на учет в БФВ объясняется тем, что в этом органе накапливаются и систематизируются сведения о каждом лице, кто хотя бы раз попал в поле зрения не только БФВ, но и БНД, МАД, БКА.
Тенденции ко все большему охвату населения учетами NADIS способствуют широкие и довольно расплывчатые полномочия и функции спецслужб ФРГ наряду с отсутствием четких законодательных ограничений их деятельности.
Хотя и считается, что в информационной системе NADIS должны накапливаться, в первую очередь, данные на лиц, заподозренных органами БФВ в принадлежности к экстремистским и террористическим организациям, на деле не менее 40% информационных массивов NADIS составляют данные на лиц, подвергающихся проверке на благонадежность в связи с поступлением на режимные объекты (государственные учре-
226
ждения и соответствующие частные фирмы); или же в связи с работой на подобных объектах.
В ходе проверки на благонадежность БФВ собирает и вводит в NADIS сведения о настоящей и прошлой принадлежности проверяемого к различного рода радикальным организациям, подробные данные о его близких родственниках и связях. После объединения Германии в базу данных также были заложены и сведения о бывших работниках МГБ ГДР и агентуре спецслужб ГДР.
3. Особенности агентурной работы
Несмотря на широкое применение спецслужбами ФРГ современных оперативно-технических средств, агентура остается главным средством оперативно-розыскной деятельности.
Агенты, в зависимости от характера выполняемых задач, делятся на следующие категории:
- постоянный источник (агент, добывающий информацию
в беседах на месте);
- подвижный источник (агент, добывающий информацию в
поездах);
- подвижный наблюдатель (агент, добывающий информа
цию путем визуального наблюдения).
В последнее время спецслужбы ФРГ значительно активизировали вербовку агентуры среди лиц, временно находящихся на территории ФРГ — в том числе политических эмигрантов и “гастарбайтеров”, в целях проникновения в общественно-политические организации иностранцев, а также для использования этой категории агентов как внутри Германии, так и за границей.
Для ведения работы с “гастарбайтерами”, эмигрантами и политическими беженцами в спецслужбах ФРГ созданы специальные подразделения: в БФВ -— группа предварительной проверки “В”, в БНД группа предварительной проверки “А”, представители которых организуют опрос при-
227
бывающих в ФРГ иностранцев в Цирндорфе (пункте сбора для иностранцев)
Тактика поиска кандидатов на вербовку из числа иностранцев, приезжающих на работу в Германию, заключается в следующем.
Уже на вокзале приезжих встречают выходцы из этих стран, многие из которых являются агентами спецслужб, устанавливают с ними первичный контакт, предлагают жилье, рекомендуют работу. Спецслужбы имеют также агентуру и из числа владельцев магазинов, специализирующихся на продаже товаров для иностранцев по низким ценам. Через эту категорию агентов спецслужбы получают информацию о склонностях тех или иных лиц к контрабанде, то есть о закупке в больших количествах товара с целью перепродажи на родине. Зачастую, по заданию спецслужб, агенты — владельцы магазинов провоцируют кандидатов на вербовку на совершение контрабанды, предлагая ему хорошие условия сделки.
Используя в качестве компрматериала факт контрабанды или ее попытку, спецслужбы ФРГ проводят вербовочную беседу с кандидатом на вербовку и в случае отказа от сотрудничества, угрожают закрыть въезд в страну или же привлечь к уголовной ответственности. Как правило, вербовочную беседу проводят два сотрудника, которые не скрывают своей принадлежности к спецслужбам. При этом большое значение придается подбору вербовщиков.
Согласно одной из внутренних инструкций БНД, вербовщики “должны, как правило, владеть без акцента языком той страны, из которой прибыло данное лицо, хорошо знать историю, менталитет и особенности данного народа, знать вопросы экономики, политики, культуры в той области, с которой связано это лицо, чтобы быть для него интересным, иметь возможность вести также нейтральные беседы, по своему духовному и общему уровню быть не ниже данного лица”.
228
В своей работе спецслужбы ФРГ широко практикуют также использование так называемых “свободных сотрудников” — бывших своих оперативных работников, которые после увольнения устраиваются в различные государственные и негосударственные организации. Эта категория сотрудников, имея достаточный опыт оперативной работы, получают самостоятельные задания, финансовые средства и действуют автономно. Они имеют право на подбор и вербовку агентуры, определяют ей конкретные задания, устанавливают доверительные контакты с руководителями государственных учреждений, учебных заведений, частных фирм для решения вопросов оперативного характера.
Одной из характерных особенностей агентурной работы спецслужб ФРГ является то обстоятельство, что они зачастую прибегают к так называемой “безагентурной форме вербовки”, то есть когда вербовочное предложение делается не от имени спецслужбы, а от нейтральной организации или фирмы. От источника при этом не требуется предоставления письменных сообщений, ему не присваивается псевдоним, личные встречи проводятся не конспиративно, а на официальной основе.
Наряду с этим, в работе с агентурой большое значение придается конспирации. Высокий уровень конспирации обеспечивается “системой изоляции”, предусматривающей исключение осведомленности агентов друг о друге. Контроль за соблюдением конспирации осуществляется с помощью схемы “кто кого знает, и кто что знает”.
Постоянно проводится проверка честности и надежности агентов путем анализа, оценки их сообщений и перепроверки ее через другие источники, с помощью оперативной техники и наружного наблюдения.
Важным фактором оказания влияния на агентов является система вознаграждений. К выдаче вознаграждений подходят строго дифференцированно. Размеры вознаграждений зависят
229
от ценности источника и предоставляемой им информации. Характерным является введение сдельной оплаты, при которой агент помимо ежемесячного вознаграждения получает дополнительные денежные суммы за сообщенную информацию. Как правило, агенту выдается только часть вознаграждения, остальная сумма откладывается на его специальный счет, который хранится в спецслужбе. Распоряжается этим счетом оперработник, у которого агент находится на связи.
Наряду с агентурой в оперативно-розыскной деятельности спецслужб ФРГ широко используются возможности спецтехники в перлюстрации корреспонденции и прослушивании телефонных переговоров лиц, подозреваемых в нарушении уголовного законодательства, особенно это касается террористов. А лица, арестованные по подозрению в занятии террористической деятельностью, лишаются контактов с внешним миром сроком до нескольких недель, включая и общение с адвокатом.
Один из отделов БКА постоянно ведет оперативный учет, под предлогом террористической деятельности, на около одного предупреждения миллиона студентов и школьников, активно участвующих в общественно политической жизни страны.
Во многих крупных городах ФРГ организовано скрытое наблюдение с использованием телекамер автодорожной полиции. Практически на всех больших площадях Мюнхена, Гамбурга, Ганновера, Нюрнберга и ряда других на фасадах зданий установлены телекамеры с поворотными механизмами, передающие изображение на мониторы полицейских центров наружного наблюдения, которые активно используются спецслужбами ФРГ.
Наряду с этим следует отметить, что многие формы и ме
тоды работы спецслужб ФРГ схожи с аналогичной деятель
ность спецслужб других западных стран, что предопределено
рядом обстоятельств.
230
Во-первых, их ролью и функциями в системе исполнительных органов государства. И, во-вторых, тем обстоятельством, что в формировании спецслужб ФРГ после второй Мировой войны активное участие принимали США, Великобритания, Франция.
В США раскрытием преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия и особенно с применением ВУ, занимаются Бюро по алкоголю, табаку и огнестрельному оружию -(“Alcohol, tobacco and firearms bureau” — ATF), а также ФБР. Во главе АТФ стоит директор. Контроль за деятельностью директора АТФ осуществляет помощник министра финансов по исполнению и операциям.
В структуру АТФ входят также Национальный лабораторный центр и две региональные лаборатории, одной из задач которых является исследование вещественных доказательств, связанных с пожарами и взрывами.
В АТФ образованы 4 национальные группы быстрого реагирования, действующие на всей территории США. Штатная численность АТФ составляет 1800 сотрудников, из числа которых 300 человек занимаются расследованием преступлений, а 9 человек являются главными специалистами и участвуют не только в организации расследований, но и являются участниками судебных процессов.
Структура АТФ имеет 4 уровня:
- центральный аппарат, подчиняющийся министерству финансов;
- региональные службы, подчиняющиеся региональным
директорам;
- окружные отделы, которые возглавляют главные специальные агенты;
- дежурные посты, находящиеся в подчинении главных агентов-резидентов.
В США функционирует Национальная Академия АТФ, на базе которой осуществляется обучение сотрудников правилам
231
обеспечения безопасности при.раскрытии рассматриваемых преступлений.
На ФБР возлагается раскрытие рассматриваемых преступлений в следующих случаях:
1. если оно совершено террористической группой;
2. если оно совершено на территории высшего учебного заведения;
3. если обнаружено хранение ВВ на территории правительственного здания;
4. если преступление затрагивает дипломатические отношения с другими государствами.
Раскрытием таких преступлений занимается, главным образом, отдел ФБР по борьбе с терроризмом.
Отдел ФБР по уголовным расследованиям занимается раскрытием преступлений, связанных с хищением огнестрельного оружия. Отдел физико-химических экспертиз ФБР дает заключения по делам, связанным с хищением и применением огнестрельного оружия.
Во Франции раскрытием преступлений, связанных с применением ВУ, хищением огнестрельного оружия, занимаются подразделения криминальной и технической полиции, подчиняющиеся центральному директорату криминальных расследований. Созданы бюро по борьбе с незаконным оборотом оружия, в задачи которых входят раскрытие преступлений, обучение полицейских, подготовка проектов нормативных актов по рассматриваемой проблеме и взаимодействие с Интерполом.
Исследованием ВВ занимается, главным образом, Центральная лаборатория префектуры полиции, подчиняющаяся поддиректорату криминальных дел. Этот поддиректорат находится в подчинении у директора центрального директората криминальных расследований (главного детектива страны).
232
Следует подчеркнуть, что лаборатория по исследованию ВВ накопила богатый опыт. Она существует уже более 100 лет. В этом подразделении работает 204 сотрудника, в том числе 15 инспекторов-кинологов с 5 розыскными собаками для обработки дорожки следов и преследования преступников, и 46 человек, занимающихся непосредственно проведением взрывотехнических исследований. В этой лаборатории работает 14 взрывотехников, выезжающих в составе оперативных групп на место происшествия.
Проблемы, связанные с незаконным оборотом оружия в Швеции, как и в других зарубежных странах, начали серьезно изучаться в 70-е годы. В 1976 году в государственном полицейском управлении Швеции была создана рабочая группа по изучению организованной и экономической преступности. Доклад этой группы, представленный в 1977 году, вызвал большой интерес и неоднозначную реакцию.
Предложения по борьбе с организованной и экономической преступностью, разработанные в центральном органе управления полицией, сводились к следующему:
- изменение приоритетов в деятельности полиции, создание специальных подразделений в крупных полицейских округах;
- сотрудничество с другими заинтересованными органами, поиск новых форм сотрудничества с прокуратурой, налоговыми властями;
- повышение уровня специальной подготовки полиции в
вопросах права, экономики, налоговой системы;
- создание правовой основы для борьбы с организованной и экономической преступностью, внесение изменений в законодательство.
После доклада 1977 года был проведен ряд исследований как в центре (ведомство главного прокурора, государственное налоговое ведомство, национальный совет по предупреждению преступности), так и на местах (в коммунах Большого
233
Стокгольма и Мальме). Следует отметить, что само явление организованной преступности в этих исследованиях изучалось мало, а предложения, в основном, воспроизводили предложения государственного полицейского управления (выделение ресурсов, улучшение сотрудничества, специальная подготовка кадров, изменения в законодательстве).
В 1979 году правительство уполномочило Национальный совет по предупреждению преступности (НСПП) быть ведущим органом по изучению экономической и организованной преступности, а в 1982 году была назначена специальная комиссия из числа членов парламента и специалистов, которая в 1984 году представила отчет “Экономическая преступность в Швеции”. Результатом деятельности как НСПП, так и комиссии риксдага стали многочисленные обзоры и обращения в правительство по поводу принятия мер в борьбе с экономической и организованной преступностью.
В настоящее время в Швеции сложилась достаточно устойчивая система государственных органов, ведущих борьбу с организованной преступностью. В нее входят органы полиции, прокуратуры, суда, налоговой службы и таможни.
ОРГАНЫ ПОЛИЦИИ Швеции действуют на основе закона о полиции 1984 года и представляют собой организацию, приспособленную к трехзвенному административно - территориальному делению страны.
Государственное полицейское управление руководит работой полиции в 23 полицейских округах (в ленах), разделенных, в свою очередь, на 118 полицейских участков (в коммунах). Общая численность полиции — свыше 20 тыс. служащих.
В 70-х годах в структуре полиции были образованы специальные подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и с экономической преступностью. Численность этих подразделений невелика и составляет соответственно 450 и 189 человек (во всех округах и участках). При этом фактиче-
234
ски при исполнении обязанностей находится еще меньшее количество полицейских — 1 из 4 (остальные — повышение квалификации, отпуск, болезнь и т.п.). Меры, направленные на совершенствование подготовки полицейских, заключаются в следующем:
- подготовка по вопросам экономики и права;
- прямой набор в полицию экономистов и юристов;
- создание специальных рабочих групп, состоящих из полицейских, прокуроров, экспертов по вопросам экономики.
Проблемы, связанные с обеспечением необходимого уровня подготовки полицейских, заключаются в том, что квалифицированные специалисты по проблемам экономики и права высоко ценятся в частной сфере, в связи с чем квалифицированные полицейские (и прокуроры) уходят в сферу бизнеса, где зарплата — на 50%-100% выше Единственный способ, который смогла предложить комиссия риксдага для исправления данного положения, это установление в полиции более свободного порядка определения зарплаты, как это сделано при оплате труда (без жесткой сетки), применяемой в контрразведывательных органах полиции.
ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ построены на трех уровнях, как и органы полиции.
Главный прокурор руководит деятельностью прокуратуры и является государственным обвинителем в Верховном Суде. Ему подчиняются 24 округа, разделенных на 86 участков и 4 специальных прокурора, которые поддерживают обвинения, главным образом, по делам об экономических преступлениях и организованной преступности. Еще около 30 прокуроров имеют отношение к экономическим преступлениям за счет активного участия на ранних стадиях предварительного расследования. Принципы организации и деятельности прокуратуры установлены в уголовно-процессуальном кодексе. Подробные нормы о работе прокуратуры содержатся также в
235
принятой правительством инструкции о прокурорском надзо-- ре (№ 910, 1974 г.).
ОРГАНЫ СУДА в Швеции также построены по трехзвен-ной системе, которая включает в себя:
- суды первой инстанции — окружные суды;
- суды среднего звена — апелляционные;
- верхнюю инстанцию представляет Верховный Суд.
Меры, направленные на совершенствование судебного рассмотрения дел, связанных, в частности, с экономической преступностью, сводятся к следующему:
- выделяются специальные суды (по одному в каждом лене), которые специализируются в делах по экономическим преступлениям;
- предусмотрен порядок, по которому один судья из административного суда (“налоговый” судья) должен участвовать в заседаниях окружного специализированного суда;
- осуществляется координация процессов по налоговым
делам и делам по налоговым преступлениям;
- повышается компетенция общих судов и создается основа для ускорения судебного разбирательства, которое по делам об экономических преступлениях может тянуться несколько лет.
НАЛОГОВОЕ ВЕДОМСТВО Швеции — разветвленная система органов, в которых в общей сложности занято свыше 16 тысяч человек, так или иначе связанных с налогами.
В отношении предприятий проводится, в среднем, 10 тысяч ревизий (т.е. ежегодно проверяется одно предприятие из 50), в отношении частных лиц количество таких ревизий приближается к 7 миллионам в год (при населении Швеции около 8,5 млн. человек).
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ насчитывают 4 тысячи служащих, из которых 3 тысячи осуществляют контроль за экспортом товаров.
236
л
Важную составляющую мер по предупреждению преступлений (в том числе в сфере экономической и организованной преступности) в Швеции представляют такие направления, как исследования, подготовка, информирование. Это меры, направленные на организацию сотрудничества органов власти, политических и общественных организаций.
Комиссией риксдага в сентябре 1983 года был составлен специальный отчет “Исследования экономической npecтупности”, в котором обращалось особое внимание на необходимость принятия следующих мер:
- организация исследований в университетах и институтах, учреждение специальных должностей и организация междисциплинарных исследований;
- организация сотрудничества с национальным советом по предупреждению преступности, которым накоплен большой опыт исследований в борьбе с экономической и организованной преступностью (Меморандум № 5 1978 года, составленный в НСПП, носил название “Организованная и экономическая преступность. Формы и направления совершенствования законодательства”);
- создание особой исследовательской группы на уровне
министерства юстиции и министерства финансов;
- создание рабочей группы на уровне канцелярии премьер-министра в целях распространения информации об организованной и экономической преступности;
- разработка мероприятий по распространению информации об экономической и организованной преступности в школах.
Среди мер по наделению правоохранительных органов не- обходимой компетенцией для эффективного расследования дел, связанных с экономической и организованной преступностью, наибольшего внимания заслуживают меры по расширению полномочий полиции в оперативно-розыскной деятельности.
237
В конце 70-х годов оперативная деятельность полиции Швеции стала объектом пристального внимания со стороны руководства полиции, правительства и риксдага, что было вызвано необходимостью активизации борьбы с экономической, организованной преступностью, а также незаконным оборотом наркотиков.
Две группы экспертов исследовали методы оперативно-розыскной деятельности полиции, результатом чего явились отчеты “Некоторые взгляды на оперативные методы борьбы с экономической преступностью” (1978г.), “Оперативная деятельность в борьбе с наркотиками” (1979г.), “Задачи оперативной работы”, “Организация оперативной работы” (1981 г.).
Указанные материалы дают достаточное полное представление о взглядах полицейских экспертов на некоторые вопросы оперативной деятельности полиции, связанные с агентурой и агентурным проникновением, с использованием оперативно-технических средств и провокационных методов работы.
Агентура признается важным средством в борьбе с определенными видами преступлений, что было подчеркнуто еще в 1971 году при создании оперативных отделов в уголовной полиции.
Агентом, по определению экспертов, является представитель полиции, внешне не имеющий никаких связей с полицией и находящийся в преступной среде. Последнее положение является определяющим в отличии агента от информатора.
Информатор используется полицией только для сбора информации, а деятельность оперативного работника полиции в этом случае чаще всего представляет собой лишь пассивное ожидание от него сведений. Такое положение критиковалось и особо указывалось: “Важно активно вербовать информаторов, создавать из них резидентуры, стремиться к тому, чтобы информаторы имели хорошие возможности по наблюдению за нелегальной деятельностью”.
238
Указанное различие между информатором и агентом, по мнению экспертов, позволяет повысить уровень и эффективность оперативной работы полиции, сосредоточившись на главном направлении.
Учитывая потребность полиции в правовом регулировании некоторых оперативно-розыскных мероприятий, государственное полицейское управление вошло в правительство с ходатайством, которое было составлено в виде докладной записки “О некоторых мерах повышения эффективности борьбы с наркотиками и экономической преступностью” (05.12.1980г.).
Решение правительства о предоставлении полиции необходимых полномочий последовало 26 февраля 1981 года и содержало следующие важные положения.
Провокационные методы работы полиции были признаны правомерными в том случае, когда они применяются при расследовании серьезных преступлений или когда этого требуют особые обстоятельства Было отмечено, что при их примене- нии необходимо принимать во внимание силу подозрения и возможности закрепления доказательств.
На применение провокационных методов необходимо раз1-решение прокурора или начальника полицейского органа Правительством была отмечена необходимость строгого документирования этой деятельности
В меморандуме 1981 года полиции были предоставлены полномочия на покупку наркотиков. В отношении предложения наркотиков было определено следующее: “Предложение наркотиков в принципе имеет характер чистой провокации. Такие действия полиции считаются недопустимыми, разве, что в случае, который можно квалифицировать в соответствии с параграфом 4 главы 24 уголовного законодательства (крайняя необходимость)”.
В целях проникновения на криминальный рынок, полиция может осуществлять проникновение в преступную среду,
239
осуществляя “подставу” своей агентуры торговцам оружия, ВВ, ВУ и наркотиков, и в этих же целях разрешается проводить мероприятия по их пропуску в страну (контролируемая поставка).
В 1982 году вопрос об оперативной работе полиции в борьбе с определенными видами преступлений рассматривался на уровне комиссии риксдага. Комиссия отметила большую роль, которую играют оперативные мероприятия в борьбе с незаконным оборотом оружия, наркотиков и экономической преступностью, а также необходимость прибегать и к таким методам работы как провокация.
Комиссия определила, что если действия полиции находятся “в приемлемой пропорции с охраняемыми интересами, если планируемое преступление совершается при обстоятельствах, способствующих закреплению доказательств”, то действия полиции будут в этом случае правомерными.
Комиссия высказалась о необходимости принятия отдельной нормы, регулирующей проведение полицейских мероприятий, связанных с применением “острых” методов борьбы с преступностью и предложила следующий вариант: “Полицейский, соблюдая основные права и свободы граждан, требования закона или иного нормативного акта, должен при исполнении служебных обязанностей предпринимать такие меры, которые с учетом цели применения этих мер и иных обстоятельств могут быть определены как оборонительные”. Эта норма с незначительными изменениями позднее была включена в закон о полиции 1984 года.
Правовые основы деятельности полиции по телефонному контролю и перлюстрации корреспонденции содержатся в уголовно-процессуальном кодексе, а также в ином законодательстве. 21 марта 1952 года в Швеции был принят закон о мерах по расследованию определенных преступлений, который расширил возможности применения таких мер; как телефонный контроль и перлюстрация корреспонденции. В 1973
240
году принимается закон о мерах по предотвращению преступлений, имеющих международную окраску (т.н. закон о террористах), а в 1976 году эти нормативные акты были сведены в один закон об оперативных мерах расследования определенных преступлений. Общие принципы применения полицией этих мероприятий заключаются в следующем:
- судебный порядок предоставления санкций;
- срок контроля — один месяц (с возможностью последующего продления);
- срок действия закона 1976 года — один год, по истечении которого он может продлеваться (что регулярно и делается).
В материалах расследований по вопросам применения полицией телефонного контроля указывались проблемы применения этого законодательства.
Во-первых, эффективное применение телефонного контроля иногда затрудняется вследствие отсутствия переводчиков с иностранного языка.
Так, записи телефонных переговоров на турецком языке пролежали в полиции не расшифрованными в течение месяца; а на курдском — 10 месяцев. Половина записей вообще не была переведена.
Во-вторых, использование аппаратуры телефонного контроля бывает в ряде случаев затруднено вследствие использования контролируемыми лицами мобильной телефонной системы, шифрующего оборудования, телефакса и другого оборудования, затрудняющего контроль.
В Японии созданы отделы и бюро по раскрытию преступлений, связанных с применением ВУ и огнестрельного оружия. В 1994г. Национальным полицейским управлением при Бюро общественной Безопасности создан отдел по контролю за огнестрельным оружием.
I В целях повышения эффективности раскрытия этих пре-ступлений Национальное полицейское управление и 47
241
префектурных главных полицейских управлений создали специальные комиссии по анализу информации, касающейся случаев хищения, применения ВУ и огнестрельного оружия.
Эта комиссия состоит главным образом из сотрудников отдела по борьбе с организованной преступностью, отдела по борьбе с противозаконной деятельностью правых политических сил, а с 1994 г. еще и отдела по контролю за огнестрельным оружием. В отделе по контролю за огнестрельным оружием функционирует централизованная компьютерная система информации, в которой хранятся, в частности, данные об источниках происхождения конфискованного огнестрельного оружия, краткие сведения о преступлениях, связанных с
применением ВУ и огнестрельного оружия.






