Количество преступлений с применением стрелкового
оружия и взрывчатых веществ принимает глобальный характер. В течение последних десяти лет такие преступления увеличились за счет доступных современных средств связи, появления современных усовершенствованных видов оружия, а также возможности легкой фальсификации документов.
Еще несколько лет назад в штаб-квартире ИНТЕРПОЛа осознали растущую опасность со стороны подпольных торговцев оружием и ВВ. Для решения этих проблем ИНТЕРПОЛ разработал компьютерную информационную систему регистрации уголовных преступлений, в которых использовались оружие и ВВ.
Система получила название IWETS. Она является преемником ITAR (система слежения за нелегальной транспорти-
242
ровкой вооружений) и IEXIS (система учета уголовных преступлений с использованием взрывчатых веществ), которые рыли установлены в Генеральном Секретариате в 1990 году. Система была усовершенствована и стала совместима с компьютерными сетями правоохранительных органов других стран.
IWETS работает на тех же принципах, что и ITAR/IEX1S. Ее цель — оказывать содействие государствам-членам ИН-ТЕРПОЛа в расследованиях, связанных с незаконной транспортировкой вооружений, ВВ и обеспечивать помощь в расследованиях других преступлений, где использовалось Специфическое стрелковое оружие или ВВ. | В системе применяются отдельные формы запроса на оружие и ВВ. Формы разработаны так, чтобы их можно было заполнить за несколько минут. Это позволяет избегать ненужных задержек в расследовании. Если все графы заполнены правильно и аккуратно, IWETS сама формулирует запрос и находит нужный файл.
I Инструкция для заполнения запроса составлена из несложных терминов. В ней есть четкие определения преступлений с использованием оружия, а также преступлений с использованием взрывчатых веществ. Правоохранительные органы могут использовать эти формулировки как критерии определения — внесено ли данное преступление в международную базу данных. Официальные лица могут также сделать телефонный запрос в Генеральный Секретариат, если необходима специальная информация или остались дополнительные вопросы. Основная задача, которую ставили себе программисты при разработке системы, заключается в исчерпывающей передаче информации без излишних задержек.
I Процесс поиска интересующей информации начинается с
момента получения заполненных форм IWETS в Генеральном
Секретариате. Эта процедура включает просмотр и анализ
имеющейся информации. Вся информация о специальном
243
стрелковом оружии и ВВ находится в Криминальном информационном дивизионе связи. За достоверность информации отвечают два официальных лица из Бюро по учету алкогольных напитков, табачных изделий и стрелкового оружия США, Специальный офицер по вооружению и ВВ, а также Аналитик по уголовным преступлениям. Они обеспечивают доступ необходимой информации в закрытую базу данных IWETS. В случае возникновения вопросов или недоразумений необходимо обращаться в штаб-квартиру ИНТЕРПОЛа.
Оперативная информация может быть использована по-разному. Конечный продукт зависит от обстоятельств расследования или требований ИНТЕРПОЛа. К примеру, при расследовании нелегальной транспортировки оружия может потребоваться сравнение modus operand!. В данном случае система может искать информацию по нескольким подозреваемым одновременно.
Преступления, связанные с ВВ, отслеживаются аналогично. Но по своей природе информация о преступлениях с применением ВВ носит технический характер. IWETS, благодаря специфичной программе, может помочь идентифицировать завод-изготовитель ВВ. Это помогает связать преступление, подозреваемых и обеспечить статистическую информацию.
Важный аспект интегрированной базы данных 1WETS заключается в том, что к ней может подключиться любая страна-член ИНТЕРПОЛа и получить оперативную информацию в обычном формате. Это обеспечивает точность в работе с документами представителям иностранных правоохранительных органов, применяющих различные методологические подходы. С тех пор как информацию стали выдавать в стандартном формате, сравнивать modus operand! и статистику стало намного легче. При постоянном использовании базы данных IWETS удалось стандартизировать описание оружия и ВВ,
244
используя универсальные термины правоохранительных органов разных стран, что привело к более тесным связям и сотрудничеству между ними.
В информационную систему IWETS заложен программный модуль Индекс вооружений. Он содержит наименования и адреса заводов-изготовителей оружия во всем мире. Представлена описательная информация моделей вооружений, калибров и местонахождение завода-изготовителя.
Индекс ВВ содержит аналогичную информацию. По индексу ВВ можно определить, в какой точке земного шара оно было произведено.
Индексы, делают любую информацию более полной. Любое государство, входящее в ИНТЕРПОЛ, может отследить 'процесс или существенно ускорить расследование.
Принципы использования IWETS весьма просты. Представитель любой страны-члена ИНТЕРПОЛа может запросить информацию из базы данных IWETS. Необходимо заполнить запрос и направить его через Национальное бюро ИНТЕРПОЛа в Генеральный Секретариат. Такая процедура обеспечивает конфиденциальность информации. После того как запрос получен, она проверяется по аналогичным прецедентам в Вазе данных IWETS. Вся найденная информация передается в Обратном порядке
При заполнении формы IWETS не требуется подробно вписывать совершенное преступление. Система производит войск информации, основываясь на ключевые моменты, ука-
занные в запросе. Но для более эффективной работы системы информация в запросе должна быть подробной и по мере возможности — полной.
В исключительных случаях представители государств-
членов ИНТЕРПОЛа для получения информации из базы дан-иых IWETS могут связываться с Генеральным Секретариатом
по телефону. Такой телефонный запрос должен проходить че-
24
рез Национальное бюро ИНТЕРПОЛа. Ответ, в целях безопасности, будет отправлен только в виде факса или телекса.
Данная система — идеальное средство нанести удар по нелегальной торговле оружием и ВВ. Она прекрасно совместима с различными компьютерными сетями. Время на составление запроса минимально, составителю не требуется специальных навыков. Информация, находящаяся в базе данных IWETS. хранится пять лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Участие сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел по борьбе с криминальными взрывами и актами терроризма в специально созданных для расследования следственно-оперативных группах показало, что они не всегда оказываются готовыми к противодействию преступным группам террористической направленности.
В ходе работы по раскрытию террактов в Москве, Буйнак-ске и Волгодонске и ряда других особенно четко проявилась слабость их работы по борьбе с преступлениями террористического характера. Так, практически не было получено упреждающей информации, в ходе работы по раскрытию и предупреждению взрывов, выявилось плохое взаимодействие с оперативными аппаратами ФСБ и следователями прокуратуры, что приводило к дублированию работы и снижению её эффективности.
Кроме того, ориентируясь, в первую очередь, на раскрытие криминальных взрывов, актов терроризма, оперативные сотрудники не до конца отрабатывают доказательную базу, что влечет за собой уход от уголовной ответственности заказчиков и организаторов преступления. Как правило, оперативное сопровождение уголовного дела заканчивается на стадии предъявления обвинения.
Кроме очевидных решений по устранению упомянутых выше недостатков в антитеррористической деятельности органов внутренних дел в целом и их оперативных подразделений в частности, следует отметить ряд практических мер организационного характера по совершенствованию практики
247
проведения оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций антитеррористической направленности:
- выделить оперативные дела по группам террористической направленности в отдельную категорию учета;
- закрепить линию противодействия терроризму за одним из оперативных главков в МВД России и управлений в регионах;
- нацелить оперативный состав на приобретение источников конфиденциальной информации, имеющих разведывательные возможности по указанному направлению деятельности.
Особо следует остановиться на противодействии террористической деятельности организованных преступных формирований Закавказского и Северо-Кавказского регионов.
Одна из причин низкой результативности в этом направлении (потерь личного состава, вооружения, техники и др.) — это отсутствие надежных оперативных позиций в регионе, их слабость в этнических преступных группировках и диаспорах вне его, а также недостаточное знание мест концентрации и проживания выходцев с Закавказья и Северного Кавказа по России в целом.
Следует больше внимания уделять созданию надежных оперативных позиций в преступной среде, преодолению ведомственной и внутриведомственной разобщенности, укреплению взаимодействия между различными службами ОВД, военными прокурорами и командирами воинских частей, а также другими заинтересованными ведомствами, в задачи которых входит борьба с незаконным оборотом оружия, ВВ и ВУ, имеющим прямое отношение к активности террористической деятельности.
Обобщение опыта работы по выявлению и предупреждению террористических актов, позволяет дать ряд практических рекомендаций, ориентированных именно на противодей-
248
ствие террористической деятельности на Северном Кавказе и Закавказье.
В текущей практической работе с преступлениями террористического характера сотрудники ОВД должны учитывать, что сегодня терроризм в России носит ярко выраженный исламский характер. Установление контакта с данной категорией лиц требует знания психологических особенностей мусульман, придерживающихся ваххабистских взглядов. Для них характерны повышенная религиозность, этноцентризм, неразборчивость в средствах по выполнению задач, поставленных духовными наставниками, нежелание идти на контакт с сотрудниками правоохранительных органов.
В этой связи на первоначальном этапе работы необходимо выяснить наличие таких лиц на обслуживаемой территории, места их компактного проживания и сбора для отправления религиозных обрядов, совершения молитв. Руководителями этих общин, как правило, являются священно служители.
Источниками получения необходимых данных являются паспортно-визовые службы, а также учебные заведения, во многих из которых сформировались устойчивые этнические группы. Значительное количество преступных групп, сформированных по этническому признаку, концентрируется на рынках всех категорий, в автосервисе и сфере обслуживания.
К сбору информации и проведению мероприятий необходимо привлекать сотрудников других заинтересованных служб и подразделений, в том числе участковых инспекторов (для получения сведений о поведении объекта по месту жительства, отношениях в семье, установления фиктивных браков, связей и др.), сотрудников БЭП (для осуществления контроля за сделками по купле-продаже жилых и нежилых помещений, продаже ВВ и компонентов заводами-изготовителями, их представителями, выявления подозри-
249
тельных лиц, действующих в экономический сфере, проведения оперативных проверок помещений фирм, учреждений и др.), налоговых инспекторов (для сбора сведений финансового и экономического характера).
Расследование террактов совершенных в г.г. Москве, Вол-годонске, Ставрополе, других регионах, анализ публикаций в средствах массовой информации, показал: подготовка к проведению взрывов осуществлялась иногородними гражданами под видом коммерческой деятельности, взрывчатка завозилась из других регионов, а сами преступники проживали в гостинице. В этой связи представляется целесообразным взять под контроль все гостиницы, расположенные на обслуживаемой территории, определить круг лиц, нуждающихся в таком контроле, наладить их оперативную отработку. Особое внимание необходимо уделять имеющимся у них документам, ибо потенциальные преступники в большинстве случаев пользуются поддельными или фальшивыми паспортами, удостоверениями личности, справками и т.п.
Учитывая ревностное отношение мусульман к религии, работники ОВД перед контактом с намеченным лицом должны из доступных источников ознакомиться с основами мусульманского вероисповедания, с течениями ислама. Следует отметить, что мусульмане с куда большим уважением относятся к людям верующим, обладающими к тому же какими-то знаниями по исламу, нежели к тем, кто не имеет никакого представления о мусульманстве.
В основе действий большинства исполнителей криминальных взрывов на первом плане — возможность получения материальной или личной выгоды. Поэтому целесообразно собрать соответствующие компрометирующие материалы (наличие судимости, отсутствие прописки или регистрации, нарушения торговых, финансовых правил и др.). Учитывая, что для большинства лиц преступивших закон, независимо от национально-
250
сти и вероисповедания, самое негативное — “потеря лица” в своей среде, то наибольшую эффективность можно получить при использовании материалов, компрометирующих перед соотечественниками-единоверцами.
О подготовке к совершению террористических актов могут свидетельствовать следующие обстоятельства:
- появление в диаспоре новых лиц, особенно прибывших из Северо-Кавказского региона — в первую очередь из Чечни, Дагестана, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, а также из Средней Азии, Ближнего Востока, дальнего зарубежья;
- призывы во время молитв, массовых сборов к священной
войне “джихаду” против неверных;
- длительное отсутствие кого-либо из членов диаспоры, особенно ярых фанатиков, по своему месту жительства без объяснения причин,
- попытки приобрести крупные партии ВВ, изготовить или
заказать ВУ;
- срочный сбор денег для “святых” целей,
- поступление крупных денежных сумм от лиц и организаций, занимающихся террористической деятельностью.
Помимо работы с этническими преступными группировками, необходимо держать под постоянным контролем нелегальные рынки оружия, боеприпасов и ВВ.
Следует также поставить на учет и наладить контакт с лицами, имеющими опыт работы с ВВ и ВУ. Как правило, это -бывшие военнослужащие и специалисты оборонных учреждений. Сведения о них можно получить в военкоматах и в отделах кадров предприятий.
В случае нахождения на обслуживаемой территории
предприятий, на которых производятся (складируются)
взрывчатые вещества или их компоненты, следует, в первую
очередь, организовать взаимодействие с сотрудниками под-
251
разделений системы МВД, обеспечивающих охрану режимных объектов.
Практика и опыт наглядно демонстрируют: для успешного противодействия террористической активности экстремистски настроенным элементам необходимо идти по линии ужесточения действующего законодательства, широкого применения на его основе репрессивных мер в том случае, когда все иные меры исчерпаны.
История борьбы с терроризмом в России на примере деятельности охранных отделений наглядно продемонстрировала, что слагаемыми успеха в этой области явились действия с опережением, использование научных методов работы, задействование широкого спектра оперативно-технических средств, имевшихся в распоряжении специальных служб, а также высокого профессионализма сотрудников охранных отделений, противопоставленных хорошо организованным, строго законспирированным и идейно сплоченным террористам-профессионалам.
Волна профессионального терроризма, поднятая на достаточную высоту русскими революционерами-террористами в конце XIX века и ушедшая в глубину истории на несколько десятков лет, вновь готова взмыть вверх — уже в начале XXI века, благодаря объективным и субъективным факторам развития современного периода Российской истории.
Сегодня, как никогда, реальна угроза того, что разного рода политические доктрины, сходные по сути с доктриной “пропаганды действием”, проповедующие или оправдывающие применение насилия для достижения политических, социальных, иных целей, будут взяты на вооружение и активно проводиться в жизнь некоторыми экстремистски настроенными политическими группировками.
Факторами, обусловившими появление такой угрозы, явя-ются:
252
- многопартийность, в условиях которой отдельные политические партии ведут борьбу с использованием открытой конфронтации;
- существование подполья, в котором оказались некоторые политические партии и движения, признаваемые неконституционными;
- наличие националистических движений, в программе которых существуют экстремистские антиконституционные положения, предусматривающие насильственную борьбу с “некоренным населением”, противодействие власти во имя достижения политических целей, а также идеологическая обработка социальных сил, которые потенциально могут принять участие в такой борьбе;
- активизация деятельности зарубежных эмигрантских центров экстремистского националистического и религиозно-фанатического толка на территории России и ближнего зарубежья, что выражается, в частности, в появлении эмиссаров, в том числе специалистов по проведению массовых акций протеста с неповиновением властям и В терроризму.
Степень данной угрозы увеличивается еще и вследствие того, что, в отличие от террористов начала века, располагавших довольно примитивными материально-техническими возможностями, в руках современных преемников — новейшие технологии в области вооружений, взрывчатых и отравляющих веществ, самые современные средства транспорта и связи, что делает терроризм проблемой не только общенационального, но и глобального характера.
В ближайшем будущем даже в наиболее развитых странах мира будут существовать проблемы политического, социального, экономического, структурно-организационного, иного характера. И это означает, что эти государства неминуемо бу-дут сталкиваться с требованиями сторонников перемен В России же, где демократическое правительство пока не в со-
253
стоянии обеспечить реализацию поставленных целей, проблема эта стоит особенно остро. Наше государство окрепнет и снизит остроту проблемы, располагая только сильной исполнительной властью, четкой государственной политикой и правоохранительными органами, которые действительно в состоянии держать ситуацию в стране под контролем.
Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ
типовых оперативно-розыскных






