Типология стратегий отношения к старению. Роль личности в формировании психосоциального статуса старого человека. Социально-психологические особенности отношения пожилого человека к смерти. Исторический анализ отношений людей к смерти. Стадии развития мыслей об умирании. Умирание и механизмы переноса горя. Особенности психологической работы с умирающими. Понятие об эвтаназии. Правовые, моральные и психологические проблемы реализации процесса эвтаназии.
Раздел 3. Практики социальной работы
С пожилыми и старыми людьми
Тема 6. Особенности и основные направления социальной работы с пожилыми и старыми людьми
Теоретические вопросы социальной и психологической работы с пожилыми людьми. Практические вопросы психологической помощи пожилым и старым людям. Социально-психологическая компетентность в работе с пожилыми и старыми людьми. Основные направления помощи пожилым людям: возрастно-психологическое консультирование; семейное е консультирование; профориентационное консультирование; индивидуальное психологическое консультирование; психотерапевтические методы мотивирования жизненной активности в пожилом и старческом возрасте.
|
|
Тема 7. Стимулирующие стратегии в работе с пожилыми людьми.
Внутренние возможности личности пожилого человека к оказанию помощи другим людям. Стимулирующие стратегии активности пожилых людей. Практики межпоколенного взаимодействия. Модели практик межпоколенного взаимодействия. Разработка программ тренингов и мероприятий с применением стимулирующих стратегий.
Тема 8. Институциональные формы поддержки пожилых людей
Институциональные формы помощи представителям пожилого возраста: государственно-организованная система помощи пожилым; семья, негосударственная сеть помощи пожилым людям. Модели социально-психологической помощи пожилым в современном обществе. Региональные программы и проекты оказания социально-психологической помощи пожилым людям.
IV. Рабочая учебная программа
Наименование разделов и тем | Всего | Аудиторные занятия | Самостоя-тельная работа | |
Лекции | Практи-ческие занятия | |||
Раздел 1. Основные категории геронтологии | ||||
Тема 1. Геронтология. Основные понятия и подходы. История развития, современные проблемы. | 17 | 2 | 1 | 14 |
Тема 2. Старость как социальный феномен | 18 | 2 | 2 | 14 |
Раздел 2. Социальные и психологические проблемы пожилого и старческого возраста | ||||
Тема 3. Одиночество пожилых людей | 16 | 1 | 1 | 15 |
Тема 4. Проблемы адаптации к статусу «пенсионер». Проблемы социализации пожилых людей. | 18 | 2 | 3 | 14 |
Тема 5. Социальные и психологические проблемы отношения человека к собственному старению и к смерти. | 18 | 2 | 2 | 14 |
Раздел 3. Практики социальной работы с пожилыми и старыми людьми | ||||
Тема 6. Особенности и основные направления социальной работы с пожилыми и старыми людьми | 19 | 2 | 2 | 15 |
Тема 7. Стимулирующие стратегии в работе с пожилыми людьми | 19 | 3 | 3 | 15 |
Тема 8. Институциональные формы поддержки пожилых людей | 19 | 2 | 2 | 15 |
ИТОГО | 144 | 16 | 16 | 116 |
|
|
Таблица соответствия тем и используемых технологий, способов, методов обучения
Тема | Часы Л | Часы Пр | Методы, технологии |
Тема 1. Геронтология. Основные понятия и подходы. История развития, современные проблемы. | 0 | 1 | Лекция-визуализация Проблемная лекция Составление схем, таблиц |
Тема 2. Старость как социальный феномен | 0 | 1 | Лекция-визуализация Составление схем, таблиц Подготовка письменных аналитических работ |
Тема 3. Одиночество пожилых людей | 0 | 1 | Подготовка письменных аналитических работ Составление схем, таблиц |
Тема 4. Проблемы адаптации к статусу «пенсионер». Проблемы социализации пожилых людей. | 0 | 1 | Лекция-визуализация Практическое занятие в форме дискуссии. Практическое занятие с элементами тренинга. Проектирование. |
Тема 5. Социальные и психологические проблемы отношения человека к собственному старению и к смерти. | 0 | 1 | Лекция-визуализация Практическое занятие с элементами тренинга. Деловая игра, кейсы |
Тема 6. Особенности и основные направления социальной работы с пожилыми и старыми людьми | 0 | 1 | Проблемная лекция Кейсы Проектирование |
Тема 7. Стимулирующие стратегии в работе с пожилыми людьми | 1 | 1 | Лекция-визуализация Подготовка письменных аналитических работ. Проектирование Кейсы |
Тема 8. Институциональные формы поддержки пожилых людей | 1 | 1 | Лекция-визуализация Подготовка письменных аналитических работ. Проектная деятельность Кейсы |
Итого | 2 | 8 |
V. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации но итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов осуществляется в процессе следующих форм контроля:
· следящего (проводится оценка выполнения студентами заданий в ходе аудиторных занятий);
· текущего (оценивается работа студентов вне аудиторных занятий);
· промежуточного (рейтинговые точки);
· итогового (зачет).
Самостоятельная работа