МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тверской государственный университет»
Факультет психологии и социальной работы
Кафедра педагогики, социальной работы и социальной психологии
УТВЕРЖДАЮ Декан ______________факультета _______________________________ «____»____________2011 г. |
Рабочая программа дисциплины
Геронтология
Для студентов IV курса
Направление подготовки
040400 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
Профиль подготовки – Социальная работа с различными группами населения
Квалификация (степень)
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Обсуждено на заседании кафедры «___»__________________ 2011 г. Протокол № __________________ Зав. кафедрой_________________ | Составитель: к.п.н., старший преподаватель О.В. Сучкова |
Тверь 2011
II. Пояснительная записка
Преподавание учебной дисциплины «Геронтология» строится на сочетании лекций, практических занятий и различных форм самостоятельной работы студентов.
|
|
Цели и задачи дисциплины
В процессе обучения студенты познакомятся с основными понятиями и теориями геронтологии, с демографическими показателями старения населения. В рамках учебного курса рассматривается адаптация к пенсионному периоду жизни, государственная система социальной поддержки пожилых людей, проблемы социальной работы с пожилыми и старыми людьми.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Курс относится к вариативной части профессионального цикла является важной составляющей подготовки социальных работников. Учебный курс призван углубить и расширить знания студентов, полученные в процессе изучения социологии, социальной антропологии, социальной психологии.
3. Общая трудоемкость дисциплины – 4 зачетные единицы (144 ч.).
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Изучение курса направлено на формирование следующих профессиональных компетенций:
· владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
· быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам (ПК-4);
· быть способным исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-13)
· быть способным учитывать в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенности национально-культурного, половозрастного и социально-классового положения граждан, нуждающихся в помощи, обеспечении благополучия (ПК-24)
|
|
· быть способным учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы (ПК-36).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать категориальный аппарат геронтологии,
биосоциальную сущность старения и старости;
своеобразие социальных, психологических и медицинских проблем пожилого и старческого возраста.
Уметь разрабатывать социальные проекты в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, направленные на решение геронтологических проблем.
Понимать, осознавать и критически оценивать принципы и механизмы деятельности в рамках социальной работы с пожилыми людьми;
Владеть приемами анализа, структурирования, оценки социальной информации по проблемам геронтологии с разных точек зрения.
5. Образовательные технологии
Лекция-визуализация, проблемная лекция, практическое занятие с элементами дискуссии, деловая игра, кейсы. Подготовка письменных аналитических работ, творческие задания, проектная деятельность, составление схем, таблиц.
Формы контроля
Итоговая форма контроля – экзамен.
III. Учебная программа
Раздел 1. Основные категории геронтологии
Тема 1. Геронтология. Основные понятия и подходы. История развития, современные проблемы.
Геронтология – наука о старости и старении. Объект, предмет изучения социальной геронтологии. Общие понятия о старости и старении. Старость в социальном контексте. Подходы к изучению старости. Представления о старости в античности: труды Гиппократа, Платона, Аристотеля и др. Отношение к старости в восточных философско-этических системах. Эпохи геронтофобии и геронтофилии в истории развития человечества. Развитие социальной геронтологии в России. Современные проблемы социальной геронтологии. Демографическое старение общества и связанные с ним социально-экономические и социально-психологические проблемы. Теории социальных изменений в пожилом возрасте.
Тема 2. Старость как социальный феномен
Подходы к определению старости как феномена социальной жизни. Пожилой человек как социокультурный тип. Возраст как социокультурный феномен. Механизмы создания образа старости. Геронтологические стереотипы. Влияние геронтологической информации на конструирование социально-психологического образа старости. Социальные стереотипы и аттитюды к старению и старости. Причины возникновения негативных социальных стереотипов. Конструирование позитивного образа старости.
Раздел 2. Социальные и психологические проблемы пожилого и старческого возраста
Тема 3. Одиночество пожилых людей
Понятие одиночества. Психологические теории, объясняющие феномен одиночества. Виды одиночества. Особенности переживания чувства одиночества пожилыми людьми. Причины одиночества. Экономические и социальные аспекты одиночества в старости. Силлогизм: старый = живущий один = одинокий.
Тема 4. Проблемы адаптации к статусу «пенсионер». Проблемы социализации пожилых людей.
Выход на пенсию как социально-психологическая проблема. Аттитюды к выходу на пенсию. Социальные и юридические проблемы пенсионеров. Трудовая деятельность в пенсионном возрасте. Психологические особенности личности «пенсионера» как определенной социальной группы. Социально-психологические факторы, влияющие на адаптацию к новому социальному статусу «пенсионер». Социализация личности в пожилом возрасте. Специфика активности на послетрудовой стадии социализации. Формы социализации. Общение пожилых людей как сфера социализации.
|
|