Роль социальных факторов в адаптации пожилых людей

  В процессе адаптации пожилых людей играют важную роль ряд социальных факторов, позволяющих им вести полноценную разнообразную жизнь, в то же время принося пользу обществу. К ним относятся:

1) продолжение трудовой деятельности (включая возможность переобучения);

2) общественная и политическая активность;

3) семейная активность;

4) организация культурного досуга (книги, кино, театр, концерты, выставки);

5) физическая культура и гигиена

6) любительская актив­ность (хобби).

В условиях низкого уровня размеров пенсий, несвоевременной их индексации важную роль в социальной адаптации пожилых приобретает такой фактор, как продолжение трудовой деятельности в формальном и неформальном секторах экономики, что, одновременно, является приоритетным в разработке социальной политики по отношению к людям старших поколений. По данным социологических опросов более половины (51 %) людей старших возрастных групп отнесли себя к социально активной группе. В-основном, это «молодые» пенсионеры, лица с высшим образованием, бывшие руководители. Почти половина (48,6 %) опрошенных пенсионеров высказали желание продолжать трудовую деятельность, в т.ч. в своей профессии без ограничения – 35.4 % и с ограничениями – 13.1 % (Шестаков В.П., 2000).

Для пенсионеров характерны следующие источники трудовой деятельности: большая часть работает по найму, меньшая – лица не наемного труда; у высококвалифицированных специалистов – сохранение прежнего места работы, у части – деятельность в коммерческих структурах, на вещевом рынке, распространение газет и др. В целом, трудовая активность выше в группах «молодых пенсионеров» (55 - 59 лет для женщин и 60 - 64 года для мужчин), которые, в большинстве своем, продолжают работать первые пять лет (по некоторым данным – 10-15 лет) после выхода на пенсию.

Если про­фессиональная специализация данного человека не позво­ляет продолжать ее даже в ограниченном объеме в пенси­онные годы, следует перейти к другой специализации в рам­ках своей профессии или к другой профессиональной рабо­те, которую можно выполнять в ограниченном объеме пос­ле выхода на пенсию. Пожилые люди работают в целом медленно, но зато ча­сто прилежнее, и, утрачивая способность к одному виду работы (например, требующей быстрой реакции), добива­ются успеха в другой (например, требующей старательнос­ти, но без строгого ограничения во времени для выполне­ния задания). Разумные начальники умеют использовать работу старых людей, те же, в свою очередь, должны «под­сказать» им, какую работу они могли бы выполнять лучше всего.

В случае невозможности продолжить работу на прежнем месте можно заменить профессиональную деятельность любительской работой (по прежней или вновь выбранной специальности) – полезной, приятной, выгодной с экономической точки зрения (например, выращивание до­машних животных, освоение какого-либо ремесла в сфере услуг и т.п.).

Трудовая активность положительно сказывается на физическом и психическом состоянии пожилых людей. Средняя продолжительность жизни пенсионеров, продолжавших активно трудиться на 7,3 года была выше у мужчин и 2,6 года у женщин, чем у прекративших трудовую деятельность. При исследовании долгожителей установлено, что большинство из них продолжали трудиться после наступления пенсионного возраста.

При вовлечении пенсионеров в производительный труд необходимо учитывать: физиологические возможности стареющего организма и общее состояние психических функций (памяти, восприятия, мышления, воображения, внимания), а также мотивацию к трудовой деятельности. Мотивами к продолжению работы могут быть следующие:

– стремление обеспечить себя материально;

– привычка к трудовой деятельности (скучно без работы);

– чувство общественного долга;

– чувство заинтересованности в успехах коллектива.

Наряду с трудовой деятельностью, важным фактором адаптации пожилых людей становится общественная и политическая активность. Начатая в зрелом возрасте опекун­ская, социальная, культурная, политическая, профсоюз­ная, соседская общественная деятельность становится, как показывают исследования, хорошим заделом для усвоения навыков общественной ак­тивности, продолжаемой в пожилом возрасте, активности, полезной для общества и способствующей хорошему само­чувствию. Людей, сохранных психически и активных, но имеющих значительные ограничения для занятия физическим трудом, нужно широко привлекать к общественной деятельности.

В последнее время все большее число пенсионеров принимают участие в политической деятельности. Серьезные социально-экономические проблемы пожилых людей, требующие решения органов государственной власти явились предпосылкой повышения их политической активности и созданию «Партии пенсионеров», призванной отстаивать права пожилых людей.

Семейная активность. Забота о членах собственной семьи, требую­щих помощи, является следствием развитой в человеке готовности помогать тем, кто в ней нуждается. Но человек не становится отзывчивым в один день. Отзывчи­вость и участие к людям он усваивает по мере их проявле­ния, а когда они переходят в привычку, то становятся фак­тором, обогащающим собственную жизнь. Существенным фактором семейной активности является наличие в семье внуков. Выполнение функции воспитателя повышает авторитет пожилого человека в семье, приводит к осознанию им своей полезности и, тем самым положительно сказывается на процессе социальной адаптации к пенсионному периоду.

Физическая культура и гигиена имеют большое значение для адаптации пожилых людей, поскольку имеют как оздоровительную профилактическую направленность, так и способствуют разнообразию досуга и общению с другими людьми. Положительной тенденцией является распространение в последние годы среди людей старшего поколения интереса к физической культуре и спорту: гимнас­тическим упражнениям, неутомительным подвижным играм (настольный теннис, городки, бильярд и др.), туризму (пеше­ходному, велосипедному, лыжному). Как правило, занимаются физическими упражнениями в пожилом возрасте те, кто занимался ими с молодости, что выработало хорошую привычку, сохранившуюся и в старости. Такие люди, даже находясь в преклонном возрасте, имеют хорошее здоровье и самочувствие, сохраняют бодрость и ясный ум. Привлечь к физкультуре и спорту пенсионеров, ранее этим не занимающихся, помогает пропаганда здорового образа жизни в клубах, где собираются пожилые, а также средства массовой информации.

Нельзя забывать о значении соблюдения правил личной гигиены в жизни пожилого человека, поскольку иммунитет стариков, как правило, снижен. Вследствие этого в пожилом и старческом возрасте высок риск возникновения инфекционных заболеваний, характеризующихся у стариков более тяжелым течением.

Особенно плодотворной для социальной адаптации пожилого человека может быть любительская актив­ность, (хобби) такая разнообразная и предоставляющая столько возможностей для ее реализации: огородничество и садо­водство, разведение птиц, рыбок, декоративных растений, выпечка кондитерских изделий, шитье, столярные, токар­ные и другие работы, занятия живописью, музыкой и т.д. Однако квыполнению тех или иных любимых занятий сле­довало бы привлекать людей еще в молодости, чтобы у них заранее формировался вкус к такого рода отдыху, ра­зумеется, не говоря им при этом, что это может принести свои плоды в старости.

Культурный досуг. Очень необходимы и полезны в третьем возрасте при­вычки, способствующие полезному проведению свободного времени, особенно те из них, которые касаются способнос­ти к индивидуальному выбору и оценке в какой-либо обла­сти культуры, например, чтение беллетристики и научно-популярной литературы, газет и журналов, умение выбрать интересную радио- и телепередачу, привычка индивидуально преодолевать трудности, связанные с приобретением билетов на любимое театральное представление, концерт, кинофильм и т.д.

Много интересного и полезного приносит старым лю­дям участие в жизни клубов, домов культуры, объедине­ний, профессиональных союзов. Это ценно не только пото­му, что является своеобразным «окном в мир», но и пото­му, что облегчает установление и поддержание дружес­ких контактов, является местом неутомительного развле­чения и приятного отдыха. Однако замечено, что старые люди, которые и в прежние периоды жизни не бывали в клубах и домах культуры, смущаются и чувствуют себя лиш­ними в их залах; в то же время те, кто в период молодости и профессиональной активности участвовал в жизни клу­бов, становятся нередко самыми верными их членами и партнерами руководства клубов.

Подводя итог, можно выделить ряд наиболее важных задач социальной политики в отношении пожилых людей:

– развитие нетрадиционных форм занято­сти,

– возможность повышения доступности и качества образования и профобучения в соответствии с концепцией обучения на протяжении всей жизни;

– активное вовлечение представите­лей «третьего возраста» в политическую жизнь общества;

– «плюрализация социальных услуг»: расширение социального сервиса с учетом по­требительских предпочтений и возможностей пожилых людей,

– создание инфраструктуры досуга и реализации потреб­ностей в творчестве (организация клубов по интересам);

– корректировка действующей пенсионной систе­мы – создание и совершенствование комплексного механизма сти­мулирования к «зарабатыванию» пенсии.

Наряду с этим в современных условиях имеет место возрастание личной ответственности за формирование собственной жизни. Не­обходимы активизация адаптационных ресурсов пожилых людей, консолидация их интересов, объединение усилий. Представляется приоритетным развитие геронтологического потенциала посредством образования, здравоохранения и социальных программ. Нужен на­циональный проект, поддерживающий различные нововведения в работе с пожилыми людьми.

Сегодняшним пенсионерам предстоит прожить в среднем 10-15 лет жизни, а через четверть века это будет 20 или более лет. Чтобы эти годы не превратились в жалкую старость, к ним следует соответственным образом подготовиться.

Рассмотрим поэтапную подготовку к пожилому возрасту.

 


9. Правовые основы со­циальной защиты пожилых граждан в РФ

 

Нормативно-правовая база, закрепляющая правовой и социальный ста­тус пожилых россиян, представлена законодательством, как общего харак­тера, так и специального. Основы для развития законода­тельства, закрепляющего систему социальных прав пожи­лых людей, были заложены Конституцией Российской Фе­дерации 1993 года.

Условно в систему социальных прав пожилых людей можно включить два вида норм:

1. Нормы, закрепляющие права всех граждан незави­симо от возраста, в том числе особо значимые для пожи­лых людей;

2. Нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп (ветеранов, инвалидов) и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи.

Социальная защита и обеспечение граждан России гарантируется Конституцией Российской Федерации. По Конституции пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Это – общие нормы, входящие в систему социальных прав пожилых людей.

Согласно статье 7 Конституции: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно статье 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспита­ния детей и в иных случаях, установленных законодатель­ством.

В соответствии со статьей 41 Конституции пожилые люди наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и бес­платную медицинскую помощь в государственных и муни­ципальных учреждениях.

Не существует запрета для граждан старшего поколе­ния на образование: статья 43 Конституции гарантирует обще­доступность и бесплатность образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях незави­симо от пола, расы, национальности, отношения к религии и т.д.

Важное право предоставлено гражданам пожилого воз­раста ст. 44 Конституции РФ. Каждый имеет право на уча­стие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Наряду с социальными правами ст. 33 Конституции по­жилым людям предоставлено право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обра­щения в государственные органы и органы местного само­управления. Обращаясь в государственные органы и органы местного управления с предложениями, замечаниями, критикой недостатков, со своими собственными проблемами пожилые люди ощущают себя активными участниками управления делами государства и, будучи настойчивыми в изложении своих мнений, стараются принести пользу выработке и принятии управленческих решений.

Вышеперечисленные основополагающие конституцион­ные нормы явились базисом для многих федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства РФ и других подзаконных актов, в том числе по социальной поддержке граждан пожилого возраста. Основываясь на конституционных нормах и положени­ях Европейской социальнойХартии, целесообразно, прежде всего, остановиться на правовых нормах, регулирующих труд и занятость граждан пожилого возраста, и пенсионном законодательстве. Именно эти законодательные акты, как со­держащие материальную составляющую, играют важную роль для пожилых людей, в том числе в их социальной адаптации после выхода на пенсию.

От материального обеспечения зависят возможности и способы, которыми старшее поколение сможет удовлетво­рять свои сущностные потребности и интересы, свои соци­ально-ценностные ориентиры и установки. В немалой сте­пени реализация этих законов влияет на поддержание по­жилыми людьми своего здоровья, взаимоотношений в се­мье и на отношение к окружающим, на организацию их отдыха и досуга, одним словом, – на всю их социальную активность.

Трудовое законодательство. Современное трудовое законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для лиц пожилого возраста. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается. Не допускается и увольнение пожилых людей по инициативе администрации.

Вместе с тем некоторые законодательные акты России допускают определенные ограничения в связи с возрастным цензом.

Так, Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федера­ции» установил предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы – 60 лет, – и предоставил право руководителю государствен­ного органа осуществлять помимо оснований, предусмот­ренных трудовым законодательством, увольнение по своей инициативе государственного служащего в случае дости­жения им предельного возраста, установленного для за­мещения государственной должности государственной службы.

Аналогичные нормы существуют относительно военно­служащих, служащих правоохрани­тельных органов.

Некоторые ограничения содержит и Закон «О занятос­ти населения в Российской Федерации». Если при выборе места работы любое физическое лицо, независимо от воз­раста, может за посредничеством обратиться в органы служ­бы занятости и те обязаны оказать ему содействие в поиске подходящей работы, то согласно этому Закону гражда­не, которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными, следовательно, им не выплачивается пособие по безрабо­тице.

Законодательные ограничения в отношении труда и за­нятости отдельных категорий граждан пожилого возраста в современной России обусловлены преимущественно вли­янием существующих в обществе социально-экономических отношений, социально-классовой структуры, экономичес­кого положения в стране, ситуации с занятостью населе­ния, системы распределительных отношений и т.п.

Вместе с тем следует отметить, что в настоящее вре­мя ни работодатель, ни государство в целом не слишком заинтересованы в трудоустройстве и занятости пожилых людей после их выхода на пенсию.

Пенсионное законодательство, представленное феде­ральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ, «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ  и множеством других законодательных и подзаконных актов, имеет чрезвычайное значение для со­циальной поддержки людей старшего возраста, потому что именно с выходом на пенсию – событием исключительной важности, – тесно связан образ жизни человека старшего поколения в дальнейшем.

Действующее пенсионное законодательство многогранно. Оно содержит ответы практически на все основные вопро­сы, касающиеся пенсионного обеспечения большинства граж­дан.

Социальное законодательство в отношении ветеранов. Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995г. – один из основных социальных законов, который устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ с целью создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение.

В соответствии с названным законом, социальная защита ветеранов, большинство из которых – люди пожилого возраста, предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий для их экономического и морального благополучия, предоставление им дополнительных прав и льгот. Льготой является предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных общих правил, обязанностей.

 Согласно статье 13 Закона «О ветеранах» им гарантируются следующие льготы по:

– пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий;

– получению, приобретению, строительству

– оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию;

– медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения;

– обеспечению транспортными средствами и оплате проезда;

– трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;

– пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений;

– получению услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи.

Внесенные 2 января и 4 мая 2000 года существенные изменения и дополнения в Федеральный закон «О ветеранах» помогли конкретизировать ряд его статей: усовершенствованы общие положения Закона, более четко обозначены категории ветеранов, разграничено финансирование мер социальной защиты ветеранов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации и др.

Во исполнение действующего закона и иных норматив­ных правовых актов по вопросам социальной защиты вете­ранов действует "Инструкция о порядке и условиях реа­лизации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, других категорий граж­дан, установленных Федеральным законом «О ветеранах».

Социальное законодательство в отношении инвалидов. К специальному социальному законодательству отно­сится и Закон «О социальной защите инвалидов в Российс­кой Федерации», имеющий прямое отношение к пожилым людям-инвалидам. Поскольку ряд его положений (к приме­ру, ст. 15 – об обеспечении беспрепятственного досту­па инвалидов к объектам социальной инфраструктуры; ст. 16 – об обеспечении инвалидов жилой площадью; ст. 20 – об обеспечении занятости инвалидов; ст. 21 – об установлении квоты для приема инвалидов на работу и мно­гие другие) не урегулирован, о законе необходимо гово­рить как действующем не в полном объеме и мало влияю­щем на социальную поддержку инвалидов и пожилых лю­дей.

Социальный аспект законодательства о здравоохранении. Статья 26 «Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1. закрепля­ет права граждан пожилого возраста. В ней отмечается, что «граждане пожилого возраста (достигшие возраста, ус­тановленного законодательством Российской Федерации для назначения пенсии по старости) имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государствен­ной или муниципальной системы здравоохранения, а так­же в учреждениях системы социальной защиты населения. Граждане пожилого возраста на основании медицинского заключения имеют право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях».

Законодательство о социальной помощи. В комплексе законов, нацеленных на социальную под­держку граждан, занял свое место Фе­деральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ.В преамбуле Закона четко определено, что «он уста­навливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам». Та­ким образом, категория лиц, подпадающих под действие данного Закона, предельно очерчена.

Согласно данному Закону государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

· социальное пособие – безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

· субсидия – имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;

· набор социальных услуг – перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан.

Краткий анализ норм, содержащихся в данных законах, позволяет констатировать их общее соответствие нор­мам, содержащимся в Европейской социальной хартии.

 

Следующий блок из числа общих законов содержит в себе нормы, регулирующие образование, физическую культуру и досуговую деятельность пожилых людей. Их также следует рас­смотреть в контексте влияния системы социальных прав на социальную поддержку указанных лиц.

В соответствии со статьей 5 Закона РФ «Об образова­нии» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в редакции Федерального закона от 16 ноября 1997 г.) «гражданам Российской Федера­ции гарантируется возможность получения образования не­зависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеж­дений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имуществен­ного и должностного положения, наличия судимости». Со­гласно статье 50 Закона граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке «неоднократно получать бесплат­ное профессиональное образование по направлению госу­дарственной службы занятости, в случае потери возмож­ности работать по профессии, специальности, в случае про­фессионального увечья и (или) инвалидности». Таким образом, в сфере образования пожилые люди имеют равные права со всеми гражданами России.

Определенную надежду на улучшение состояния здоровья и самочувствия пожилых людей, их активизацию дает Федераль­ный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Он рассматривает физическую культуру как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой активности и гарантирует право граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом. Пункт 11 статьи 6 предусматривает­ся создание льготных условий для занятий физической куль­турой инвалидов (среди которых немало лиц пожилого воз­раста). В соответствии с п. 1 ст. 13 органы государственной вла­сти, образовательные учреждения и иные организации рас­сматривают физическое воспитание инвалидов и пенсионе­ров как важнейшее направление социальной политики. Со­гласно п. 11 ст. 33 органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут регулировать цены на посещение спортивных сорев­нований, проводить занятия для инвалидов и пенсионеров бесплатно или со скидкой.

Вовлечению в активную досуговую деятельность пожи­лых людей способствуют и «Основы законодательства Рос­сийской Федерации о культуре». В соответствии со ст. 8 данного акта культурная деятельность является неотъем­лемым правом каждого гражданина независимо от нацио­нального и социального происхождения, языка, пола, по­литических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, про­фессии и других обстоятельств. Статья 10 предусматривает, что «каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека за­ниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе». Согласно ст. 12 пожилые люди, как и все граждане, имеют право на приобщение к культур­ным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности.

Весомое место в осуществлении досуговой деятельнос­ти пожилых людей имеет Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Пожи­лые люди, как и все граждане России, при реализации права на отдых и свободу передвижения могут путешествовать в оздоровительных, познавательных, про­фессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях. При этом им предоставляется право на внутренний, выездной, въездной, социальный и самодеятельный туризм с предоставлением в ряде случаев определенных льгот по оплате туристской путевки и страхования при внезапном заболевании и от несчастных случаев.

Лицам старшего возраста согласно Федеральному за­кону «О библиотечном деле» общедоступны фонды библио­тек, что позволяет им приобщаться к ценностям нацио­нальной и мировой культуры, иметь нужную информацию. В арсенале норм данного Закона есть наиболее важная для проявления социальной поддержки пожилых людей статья 8, устанавливающая существенную привилегию для по­жилых людей: «пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физи­ческих недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или не­стационарные формы обслуживания, обеспечиваемые фи­нансированием за счет средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ».

На разрешение первоочередных проблем социальной поддержки ветеранов и пожилых людей направлены нормы и других законодательных и подзаконных актов (Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, федеральные законы «О медицинском страховании граждан», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организаци­ях», «О реабилитации жертв политических репрессий» и другие). На дальнейшее повышение гарантий прав граждан пожилого возраста направ­лено и законодательство субъектов Российской Федерации.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: