Транспортировка и хранение сырья

ГЛАВА I

ПОДГОТОВКА СЫРЬЯ К МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ПЕРЕРАБОТКЕ

 

Как следует из изложенного выше, основными ви­дами цинкового сырья, поступающего непосредственно на металлургическую переработку, являются сульфид­ные цинковые концентраты, свинцово-цинковые возгоны и цинксодержащие пыли свинцового, и медного произ­водств.

Сульфидные цинковые концентраты после соответ­ствующей подготовки направляются на обжиг, возгоны и пыли - на выщелачивание. Для правильного ведения технологического процесса необходимо соблюдать оп­ределенные условия при транспортировании, хранении и подготовке цинкового сырья, а также обеспечивать за­данное соотношение компонентов в шихте обжига и со­держание примесей в цинковых растворах.

 

Транспортировка и хранение сырья

 

Гидрометаллургические цинковые заводы находятся па различных расстояниях, от источников сырья - руд­ников и обогатительных фабрик. Концентраты перево­зят железнодорожным и водным путем, в вагонах и бар­жах. Летом, особенно при длительном хранении, кон­центраты подсыхают, что приводит к увеличенному пылеобразованию и потерям при транспортировках и погрузочно-разгрузочных работах. Зимой влажные концен­траты смерзаются в монолитную массу, что приводит к большим простоям подвижного состава под разгрузкой.

Для уменьшения пылеобразования и потерь концен­тратов в пути и при разгрузках, а также во избежание больших простоев вагонов в местах разгрузки обогати­тельные фабрики выпускают концентраты с определен­ным содержанием влаги (10 - 15%) и применяют профи­лактические меры против смерзания их в монолитную массу (делают разделительную засыпку из опилок). Наименьшие потери концентратов и минимальные про­стои вагонов обеспечиваются при перевозке их в метал­лических контейнерах. Этот способ получил наиболее широкое распространение.

Свинцово-цинковые пыли и возгоныво избежание потерь при транспортировке целесообразно перерабатывать в местах их получения. Но это не везде воз­можно, так как часть цинксодержащей пыли образуется на предприятиях, не имеющих необходимых гидрометал­лургических мощностей для их переработки. В целях сокращения потерь при транспортировке свинцово-цинковые возгоны и металлургические пыли перед отправкой потребителю следует гранулировать (окомковывать) в прочные гранулы шаровидной формы диамет­ром 3 - 10 мм и перевозить в контейнерах. Однако прочность получаемых гранул еще не везде соответству­ет требованиям, предъявляемым к их транспортировке, а часть пылей и возгонов перевозится в сыпучем состоя­нии.

Поступающие на цинковые заводы концентраты взвешивают на железнодорожных весах и загружают в склады, предназначенные для их хранения. Склады представляют собой закрытые помещения, оснащенные механизмами для приемки, разгрузки и хранения сырья. Большинство складов оборудовано устройствами для оттаивания концентратов на полу складов и в контей­нерах (рис. 2). В частности, на Челябинском электро­литном цинковом заводе греющий настил склада для оттаивания смерзшегося концентрата выполнен из железобетонных плит с внутренними змеевиками из труб. Теплоносителем служит вода с температурой 100- 130°С Контейнеры с концентратом оттаивают в ячей­ках с индукционным обогревом при мощности нагрева­телей около 50 кВА. На нагрев одного контейнера за­трачивается 7- 8 мин.  

Рис. 2. Склад концентратов. Оттаивание контейнеров

 

 

Рис. 3. Дисковая дробилка для измельчения концентрата: 1 - шкив электродвигателя; 2 - текеропы; 3 - шкив дробилки; 4 - вал; 5 - диски; 6 – подшипники.

 

На некоторых складах имеются дисковые дробилки для измельчения крупных кусков смерзшегося концентрата (рис. 3). На цинковом произ­водстве Усть-Каменогорского свинцово-цинковогоком­бината для оттаивания концентрата в вагонах устроены тепляки. Теплоносителем в змеевиках греющего насти­ла служит пар.

Посередине склада проходит железобетонная эстака­да для приемки железнодорожных вагонов. По обеим сторонам эстакады имеются глубокие отсеки, в которые из вагонов выгружают концентраты, поступающие в контейнерах или навалом.

Рис. 4. Схема поперечного разреза склада концентратов

Для хранения каждого вида концентратов отводят свой отсек. Смешивание разных материалов в одном отсеке не допускается, так как это усложняет технологию дальнейшей переработки сырья. Соблюдение этого правила особенно важно при поступлении на завод новых концентратов с еще неизвестным химическим и вещественным составом.

Часть отсеков отводят для хранения пылей, возгонов и различных оборотных      материалов. Вдоль всего склада пере­двигаются мостовые грей­ферные краны, с помощью которых осуществляют все перегрузочные операции и составляют шихту.

Емкость складов до­стигает 15 - 20 тыс. т кон­центратов. Схема попе­речного разреза склада показана на рис. 4.

Основное внимание при транспортировке и хранении сырья должно быть направлено на предупреждение потерь и смешива­ния материалов. При небрежной погрузке концентрата и другого сырья в вагоны, неправильной (неполной) их разгрузке, неорганизованном хранении и учете концен­тратов, пылей, возгонов, оборотных материалов проис­ходят большие потери металлов.

Следует помнить, что потеря 1т цинксодержащего сырья примерно равнозначна потере одного вагона ру­ды, добываемой из недр с большими затратами. В обя­занность бригадира и рабочих, работающих на складе сырья, входит неуклонное соблюдение технологической инструкции по приемке, разгрузке и хранению цинкосодержащих материалов.

Технологическая инструкция регламентирует также процесс опробования, разделки проб и химического ана­лиза цинкового сырья, поступающего на гидрометал­лургические заводы. Инструкция, в частности, преду­сматривает тщательное опробование по определенной схеме каждого вагона с концентратом, определение его влажности, составление пробы от партии вагонов и методы ее анализа.

Своевременное и правильное опробование, химический анализ и точный количественный учет сырьевых материалов позволяют технически грамотно осуществлять заданный технологический режим, вносить в негопри необходимости коррективы в соответствии с из­менившимся составом сырья, предупреждать возмож­ные расстройства технологии и снижать потери металлов в процессе производства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: