ГЛАВА I
ПОДГОТОВКА СЫРЬЯ К МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ПЕРЕРАБОТКЕ
Как следует из изложенного выше, основными видами цинкового сырья, поступающего непосредственно на металлургическую переработку, являются сульфидные цинковые концентраты, свинцово-цинковые возгоны и цинксодержащие пыли свинцового, и медного производств.
Сульфидные цинковые концентраты после соответствующей подготовки направляются на обжиг, возгоны и пыли - на выщелачивание. Для правильного ведения технологического процесса необходимо соблюдать определенные условия при транспортировании, хранении и подготовке цинкового сырья, а также обеспечивать заданное соотношение компонентов в шихте обжига и содержание примесей в цинковых растворах.
Транспортировка и хранение сырья
Гидрометаллургические цинковые заводы находятся па различных расстояниях, от источников сырья - рудников и обогатительных фабрик. Концентраты перевозят железнодорожным и водным путем, в вагонах и баржах. Летом, особенно при длительном хранении, концентраты подсыхают, что приводит к увеличенному пылеобразованию и потерям при транспортировках и погрузочно-разгрузочных работах. Зимой влажные концентраты смерзаются в монолитную массу, что приводит к большим простоям подвижного состава под разгрузкой.
|
|
Для уменьшения пылеобразования и потерь концентратов в пути и при разгрузках, а также во избежание больших простоев вагонов в местах разгрузки обогатительные фабрики выпускают концентраты с определенным содержанием влаги (10 - 15%) и применяют профилактические меры против смерзания их в монолитную массу (делают разделительную засыпку из опилок). Наименьшие потери концентратов и минимальные простои вагонов обеспечиваются при перевозке их в металлических контейнерах. Этот способ получил наиболее широкое распространение.
Свинцово-цинковые пыли и возгоныво избежание потерь при транспортировке целесообразно перерабатывать в местах их получения. Но это не везде возможно, так как часть цинксодержащей пыли образуется на предприятиях, не имеющих необходимых гидрометаллургических мощностей для их переработки. В целях сокращения потерь при транспортировке свинцово-цинковые возгоны и металлургические пыли перед отправкой потребителю следует гранулировать (окомковывать) в прочные гранулы шаровидной формы диаметром 3 - 10 мм и перевозить в контейнерах. Однако прочность получаемых гранул еще не везде соответствует требованиям, предъявляемым к их транспортировке, а часть пылей и возгонов перевозится в сыпучем состоянии.
|
|
Поступающие на цинковые заводы концентраты взвешивают на железнодорожных весах и загружают в склады, предназначенные для их хранения. Склады представляют собой закрытые помещения, оснащенные механизмами для приемки, разгрузки и хранения сырья. Большинство складов оборудовано устройствами для оттаивания концентратов на полу складов и в контейнерах (рис. 2). В частности, на Челябинском электролитном цинковом заводе греющий настил склада для оттаивания смерзшегося концентрата выполнен из железобетонных плит с внутренними змеевиками из труб. Теплоносителем служит вода с температурой 100- 130°С Контейнеры с концентратом оттаивают в ячейках с индукционным обогревом при мощности нагревателей около 50 кВА. На нагрев одного контейнера затрачивается 7- 8 мин.
Рис. 2. Склад концентратов. Оттаивание контейнеров
Рис. 3. Дисковая дробилка для измельчения концентрата: 1 - шкив электродвигателя; 2 - текеропы; 3 - шкив дробилки; 4 - вал; 5 - диски; 6 – подшипники.
На некоторых складах имеются дисковые дробилки для измельчения крупных кусков смерзшегося концентрата (рис. 3). На цинковом производстве Усть-Каменогорского свинцово-цинковогокомбината для оттаивания концентрата в вагонах устроены тепляки. Теплоносителем в змеевиках греющего настила служит пар.
Посередине склада проходит железобетонная эстакада для приемки железнодорожных вагонов. По обеим сторонам эстакады имеются глубокие отсеки, в которые из вагонов выгружают концентраты, поступающие в контейнерах или навалом.
Рис. 4. Схема поперечного разреза склада концентратов
Для хранения каждого вида концентратов отводят свой отсек. Смешивание разных материалов в одном отсеке не допускается, так как это усложняет технологию дальнейшей переработки сырья. Соблюдение этого правила особенно важно при поступлении на завод новых концентратов с еще неизвестным химическим и вещественным составом.
Часть отсеков отводят для хранения пылей, возгонов и различных оборотных материалов. Вдоль всего склада передвигаются мостовые грейферные краны, с помощью которых осуществляют все перегрузочные операции и составляют шихту.
Емкость складов достигает 15 - 20 тыс. т концентратов. Схема поперечного разреза склада показана на рис. 4.
Основное внимание при транспортировке и хранении сырья должно быть направлено на предупреждение потерь и смешивания материалов. При небрежной погрузке концентрата и другого сырья в вагоны, неправильной (неполной) их разгрузке, неорганизованном хранении и учете концентратов, пылей, возгонов, оборотных материалов происходят большие потери металлов.
Следует помнить, что потеря 1т цинксодержащего сырья примерно равнозначна потере одного вагона руды, добываемой из недр с большими затратами. В обязанность бригадира и рабочих, работающих на складе сырья, входит неуклонное соблюдение технологической инструкции по приемке, разгрузке и хранению цинкосодержащих материалов.
Технологическая инструкция регламентирует также процесс опробования, разделки проб и химического анализа цинкового сырья, поступающего на гидрометаллургические заводы. Инструкция, в частности, предусматривает тщательное опробование по определенной схеме каждого вагона с концентратом, определение его влажности, составление пробы от партии вагонов и методы ее анализа.
Своевременное и правильное опробование, химический анализ и точный количественный учет сырьевых материалов позволяют технически грамотно осуществлять заданный технологический режим, вносить в негопри необходимости коррективы в соответствии с изменившимся составом сырья, предупреждать возможные расстройства технологии и снижать потери металлов в процессе производства.