Тема 7. Модели потребительского поведения. Восприятие как механизм формирования потребительских решений

Филиал ФЕДЕРАЛЬНОГО Государственного БЮДЖЕТНОГО образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

В г. Обнинске КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Кафедра управления в экономических и социальных системах

 

 

Новикова И.И.

 

 

Учебно-методическое пособие

По дисциплине

«ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА»

 

Для студентов специальности «Менеджмент организации»

специализации «Финансовый менеджмент»

заочной формы обучения

 

 

Обнинск-2014

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Цель курса «Исследование рынка» - развитие и углубление навыков экономического анализа и оценки поведения фирмы и потребителей  в условиях разных типов рыночных структур и отраслевой политики государства. Курс «Исследование рынка» посвящен количественной и качественной  оценке спроса и предложения товаров и услуг и призван  вооружить студентов знаниями и навыками, позволяющими организовать эффективную информационную поддержку процесса принятия различного рода бизнес-решений.

К основным задачам курса «Исследование  рынка» относятся:

- изучение  основных закономерностей функционирования различных рынков;

- изучение современных методов регулирования различных типов рынка, в том числе с учетом специфики естественных монополий;

- исследование основных моделей поведения фирм в условиях различных рыночных структур

- исследование специфики ценового поведения предприятий  в условиях различных рыночных структур;

 - изучение процесса принятия решения о покупке потребителями.

-формирование  представления об особенностях функционирования рынков и принятия решений фирмами в России;

 

Место дисциплины в структуре подготовки специалиста.

Курс относится к дисциплинам специализации. Для успешного освоения материала курса студент должен овладеть содержанием таких дисциплин, как «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Макроэкономика».

Курс состоит из трех разделов: методологические основы курса и проблемы оценки рыночных структур; источники рыночной власти и поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции; современные концепции фирмы и вопросы регулирования рыночных структур. Используемые подходы основываются на изучении эмпирических исследований рыночных структур, а также в построении и анализе микроэкономических и теоретико-игровых моделей, которые могли бы помочь объяснять поведение фирм, потребителей и сложившуюся конъюнктуру рынка.

 

Требования к уровню освоения содержания курса. Успешное освоение содержания дисциплины позволяет приобрести следующие знания, умения и навыки:

- самостоятельного анализа эндогенных и экзогенных параметров рыночной структуры;

- оценки поведения фирм и эффективности принятых решений в различных рыночных ситуациях;

- адаптации теоретических моделей поведения фирмы и потребителей к конкретной рыночной ситуации;

- анализировать различные формы государственного регулирования с учетом возможностей их применения в России.



ТЕМЫ И РАЗДЕЛЫ КУРСА, ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Тема 1. Определения рыночных границ, показатели концентрации и рыночной власти

Определение рынка. Определение границ рынка: товарных (продуктовых), географических и временных. Методы определения товарных границ рынка. Факторы, влияющие на широту географических границ рынка. Границы отрасли и рынка. Измерение концентрации как одно из основных направлений количественных измерений рыночных структур. Показатели размера фирмы. Доля продаж на рынке, добавленной стоимости, занятости, активов как показатели размера фирмы. Индекс концентрации крупнейших производителей отрасли, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс Холла-Тайдмана.  Показатели концентрации и иностранная конкуренция. Оценка значений этих показателей в теории и на практике, положительные стороны и ограничения показателей.

Тема 2. Экономическая конъюнктура: сущность, черты, особенности

Рынок и конъюнктура. Соотношение спроса и предложения на конкретном рынке. Общие и частные рыночные проблемы. Модель изучения товарной структуры рынка. Доля рынка. Экономическая конъюнктура: сущность, черты, особенности. Оценка конъюнктуры рынка. Система показателей. Факторы формирования рыночной конъюнктуры. Емкость рынка. Уровни емкости рынка: потенциальный и реальный. Системный подход к исследованию конъюнктуры. Прогноз конъюнктуры и конъюнктурная симптоматика.

Тема 3. Прогнозирование сезонных колебаний
рыночной конъюнктуры

Сезонные колебания товарных рынков и методы выявления сезонных волн.
Построение модели сезонного рынка разложением временного ряда на циклические составляющие. Расчет параметров регрессионной модели.

 



Тема 4. Содержание и организация исследования рынка

 

Определение целей исследования рынка. Разработка требований к содержанию информации и определение ее источников. Первичная и вторичная информация, границы и условия выбора типа информации. Принципы построения информационной системы предприятия по анализу рынка. Организация исследования рынка. Разработка плана и графиков работ по исследованию рынка. Структура и содержание отчета по результатам исследования рынка.

 

Тема 5. Методы исследования рынка

 

«Качественный» и «количественный» подходы к получению информации – сравнительный анализ познавательных возможностей при решении исследовательских задач. «Количественные» методы в исследованиях: возможности и ограничения. «Качественные» методы в маркетинговых исследованиях: возможности и ограничения.

Использование данных статистики, бухучета, оперативного учета. Сущность экономического прогнозирования. Принципиальная возможность научного предвидения. Определение экономического прогнозирования. Виды прогнозов. Классификация и общая характеристика методов прогнозирования.

 

Тема 6.Потребительское поведение как объект изучения и анализа

 

Понятие внутренней неоднородности рынка. Возможные основания сегментации потребителей: социальные характеристики и психографические характеристики как основа сегментирования. Социальная теория как источник новых сведений о потребителях. Предварительное описание рынка, работа с переменными сегментирования, выбор целевых сегментов рынка. Исследование покупательских решений. Осознание потребности, поиск ин­формации, предпокупочная оценка альтернатив, приобретение, послепокупочная оценка продукта, повторная покупка, освобождение. Значение и методы маркетинго­вых исследований процесса принятия решения потребителями. Качественные и ко­личественные методы.

 

Тема 7. Модели потребительского поведения. Восприятие как механизм формирования потребительских  решений.

Становление области знаний поведения потребителя: эволюция взглядов на теорию потребительского поведения и основные категории. Теория Д.Энджела, Р.Блэкуэлла, П.Бурдье, Д.Хокинса. Сущность и основные качества восприятия. Восприятие продукта и торговой марки. Восприятие цены потребителями. Действие рекламы на сознаний потребителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: