Эмпирическое исследование было нацелено выявить склонность к риску у подростков с разным уровнем тревожности.
Базой исследования являлся МОУ «Лицей» города Черногорска. Работа проводилась в феврале 2013 года.
Экспериментальную выборку составило 40 подростков, в возрасте 15-16 лет. Критериями выборки был возраст детей.
Выбор эмпирических методов исследования осуществлялся исходя из объекта, предмета и цели нашего исследования. Для выявления склонности к риску у подростков с разным уровнем тревожности мы использовали следующие диагностические методики:
1. «Методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж. Тейлора)»
Цель: дать оценку общего уровня тревожности, опасения (страха).
Инструкция: прочтите внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и поставьте «+» в случае, если утверждение относится к Вам, «-», если вы не согласны.
В случае затруднений возможен ответ «не знаю», тогда поставьте «?».
Обработка результатов
Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл, при неопределенном ответе ставится 0,5 балла. Показатели ранжируются следующим образом:
|
|
- от 0 до 6 баллов - низкая тревожность,
- от 6 до 20 баллов - средняя,
- выше 20 баллов - высокая.
Ключ: вопросы 1-12 ответ нет; 13-50 - ответ да.
. «Исследование склонности к риску (опросник А.Г. Шмелева)»
Цель: оценить склонность к риску.
Инструкция испытуемому: «Перед Вами набор утверждений. Внимательно прочитайте каждое утверждение и решите, верно оно или неверно по отношению к Вам. Если верно, то в листе ответов против номера этого утверждения поставьте знак «плюс» (+), а если неверно - «минус» (-).
Обработка результатов.
Цель обработки результатов - получить показатель величины склонности к риску как черты характера. Показатель подсчитывают по числу совпадений знаков ответов согласия-несогласия на утверждения шкалы склонности к риску.
Для оценки отношения испытуемого к исследованию в опроснике заданы утверждения, согласие с которыми свидетельствует об искренности отвечающего, а несогласие - о неискренности.
Показатель совпадений ответов по второй шкале, равный 8, 9 или 10, свидетельствует о недостоверности результатов тестирования. В этом случае тестирование нужно повторить, обратив дополнительное внимание испытуемого на инструкцию.
Анализ результатов.
Анализ склонности к риску, как черты характера, имеет важное значение для психологического прогнозирования процессов принятия решения в ситуации неопределенности. В ходе анализа результатов следует ориентироваться на то, что показатель склонности к риску может варьировать от 0 до 40. Чем больше величина показателя, тем больше склонность к риску.
Если показатель склонности к риску составляет 30 и более единиц, то ее уровень является высоким, такого человека можно назвать рискующим при условии, что его ответы были достаточно искренними. Если показатель в границах от 11 до 29 - то склонность к риску средняя, а если меньше, чем 11, то уровень риска низкий, такой человек не любит рисковать, и его можно назвать осмотрительным.