Тексты для открыток «История Елабуги в легендах и сказаниях»

 

 

1. Во времена существования Волжской Булгарии на территории Елабужского городища на правом берегу Камы была построена крепость-мечеть. Уже в те времена по Каме вверх и вниз сплавлялось большое количество торговых кораблей, и проезжие купцы нуждались в отдыхе. Они могли здесь переночевать, отдохнуть, на время оставить свой товар и помолиться за дальнейшую дорогу. А помолиться было за что: переправа здесь была очень трудная и пользовалась недоброй славой.

После землетрясения, произошедшего в I веке до н.э., в реке Каме образовалась огромная каменная глыба, своими очертаниями похожая на быка. Глыба создавала вокруг себя водоворот, многие корабли течением уносило на этот камень, и они разбивались. Болгары прозвали этот камень «Ала» (злой, вредный), «бугай» (бык), и крепость на горе, а потом и посад стали называть так же - Алабуга.

В народе говорили: «Это место чёртово, здесь гибнут корабли и люди», от этого пошло название городища - Чёртово.

 

 

2. В те времена, когда люди ещё не знали историю происхождения башни на высоком берегу Камы, оставшейся от булгарской крепости-мечети, складывали разные легенды относительно её возникновения. Одна из них гласила о том, что башня была построена чертями за одну ночь. Говорили, что в селе Трёхсвятском жил поп, у которого была красавица-дочь. Она так была хороша, что в неё влюбился чёрт и попросил у попа выдать дочь за него замуж. Поп, конечно же, был против, он не хотел отдавать дочь замуж за чёрта, но чёрт был настолько назойлив, что поп не знал, как от него отделаться. И тогда поп решил поставить чёрту одно невыполнимое условие. Он сказал, что если за одну ночь чёрт построит на горе башню-церковь, то он отдаст ему в жёны свою дочь. Поп рассчитывал на то, что чёрт откажется строить церковь, но тот принял условие попа.

Как только село солнце, на горе собрались черти и закипела работа. Камни, из которых строили башню, добывали здесь же, на горе, там же месили раствор. Всю ночь работали черти, они радовались, что работа почти уже закончена: осталось только покрыть башню крышей и водрузить на неё крест.

Но что это? Пропели петухи!  С первыми петушиными криками чёртова сила провалилась сквозь землю. Утром люди увидели, что на горе появилась башня, а поп как был «убил двух зайцев»: и башня на горе была построена, и дочка осталась в родном доме. 

 

 

3. Во времена существования Казанского ханства в руинах крепости Елабужского городища поселяются жрецы, которые поклоняются огненному змею Зиланту, якобы живущему в горе. Они собирают с дань населения, а сами люди идут к жрецам с богатыми дарами, чтобы узнать своё будущее. Жрецы принимали дары, спускались в подземелье и «узнавали» у змея их судьбу. Также за подарки и определенную плату они отводили суда от опасности, показывая им безопасный путь, проходящий мимо большого камня реке Каме, в противном случае суда налетали на камень и разбивались. Поэтому очень часто катастрофы на Каме приписывали жрецам.

Сохранилась легенда, что в 1547 году Казанская царица Сююмбике отправила к жрецам послов, чтобы узнать, чем для неё закончится война с Московским царём Иваном IV. Жрецы долго не давали ответа, мотивируя тем, что змей молчит. После истечения трёх дней они передали страшное для послов предсказание Зиланта о падении Казанского ханства и установлении на его территории новой веры. Это было последним предсказанием змея, после чего он вылетел из горы, и на глазах у обомлевших послов полетел в сторону Казани. Как оказалось позже, предсказание Зиланта оказалось верным. В 1552 году Московский царь Иван IV подчинил Казань, и территория Казанского ханства пополнила фонд государственных поместных земель России.

 

4. В к. XVI-н.XVII вв. на территории современной Елабуги было основано село Трёхсвятское, просуществовавшее до 1780 года. Относительно возникновения села и его названия в Елабуге также сложены легенды. Существует предание, что, возвращаясь в Москву после завоевания Казани, Иван Грозный проезжал мимо нашего края. В пути он заболел, а исцеление пришло как раз около Елабуги. В знак своего выздоровления государь повелел основать в этих местах русское поселение, и подарил икону Трех святителей: Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого. По названию этой иконы новое поселение получило название Трёхсвятского. Так, к концу XVI века на месте бывшего татарского города образовалось дворцовое село. Для этой иконы жители села Трёхсвятского построили небольшую часовню, а позже – церковь во имя Покрова Божьей матери.

Главной Святыней церкви вплоть до 1917 года была та самая, подаренная Иваном Грозным, икона Трех святителей в киоте, на котором было 9 глав с крестами наверху. В настоящее время местонахождение подлинной иконы неизвестно, но некоторые жители говорили, что она зарыта в землю где-то на территории ЕССШМ.

 

 

5. Незадолго до 1648 года в Елабуге появился Чудотворный образ Спаса Нерукотворного. С этим связано предание о том, что в первой половине XVII века одному безвестному живописцу села Красное на берегу, Вятки во сне было видение и приказано было написать икону Спасителя для человека, который приедет за ней издалека. Живописец никогда не писал икон, поэтому сразу за работу не взялся. Но сон повторялся трижды, и, приняв это, как приказание свыше, живописец, подготовив себя постом и молитвой, принялся за написание иконы. Он изобразил голову Спаса на большой доске. Едва он окончил писать, как в это время входит приезжий человек и спрашивает, готова ли у него икона. Он был жителем села Трехсвятского по фамилии Остальцев. Ему так же трижды снился сон, в котором было приказано ехать в село Красное и привезти оттуда икону, которая сама желает быть в Елабуге. Живописец удивился желанию забрать именно новую икону. Убедившись в святости явленного, они перенесли икону на струг, и Остальцев повез её в Елабугу.

Икону поставили в часовню, и туда стал стекаться народ. Исцеления, получаемые больными, молящимися перед иконой, убедили жителей в том, что она написана по воле Божьей. Эта уверенность вызвала среди жителей села желание построить храм, они не раз выбирали место для храма, но икона, невидимо переносимая, указывала на другое место. Жители покорились, и в 1648 году была построена первая деревянная Спасская церковь. В 1780 году, когда Елабуга стала уездным городом, храм был преобразован в собор.

 

6. Образ Святителя и Чудотворца Николая, появившийся в Трёхсвятском в XVII веке, по преданию, был обретен в месте Святая Чаша недалеко от Мамадыша. Для этой иконы в Трёхсвяском была выстроена церковь Святителя и Чудотворца Николая (Никольская). Ежегодно, в июле, совершался крестный ход в Мамадыш. Для этого икону помещали в лодку с балдахином, прицепляли её к пароходу Стахеева; икону встречали на Святом ключе, в Мензелинском уезде на Каме. Встречало икону большое количество народа Уфимской, Самарской, Вятской, Казанской губерний. Этот ход был разрешен Указом Казанской духовной Консистории в 1794 г, который хранился в Никольской церкви. Местонахождение иконы после событий революции и гражданской войны не установлено.

 

 

7. Трехсвятское, что на Елабуге, становится свидетелем крестьянских бунтов под предводительством Акая и Алдар-бая, а в конце ХVIII в. – Е.И. Пугачева.

В июне 1774 года, когда армия Пугачёва появилась в Прикамье и подошла к Трехсвятскому, именитые люди села, боясь гнева Пугачева, с иконами, под колокольный звон, вышли встречать восставших. Увидев аку всречу, Емельян Пугачёв не сал разорять село. По его приказу одна половина войска расположилась по северную сторону, а другая к югу – в лугах, не далее одной версты от села, где Пугачев провел ночь в хорошо убранном шатре. Со следующими событиями елабужане связывают таинственную болезнь предводителя крестьянского войска. Городской голова И.В. Шишкин в своей книге «История города Елабуги с древнейших времён» описывает эту легенду так: «Пугачев, проведя ночь в шатре, утром встал и за первый долг счел обратить кровожадные свои взоры на Трехсвятское, но не увидел его. Полагая, что сонная дремота давит его глаза, он умылся, но снова ничего не увидел. Он вздрогнул, сел на место, начал протирать глаза, хотя глаза были открыты – он ничего не видел. Пугачев ослеп. Заметив это, приближенные ужаснулись, так как они были наслышаны о прежде происходивших здесь чудесах…».

Пугачев же счел это за кару Божью. Он предполагал отправиться в село Трехсвятское помолиться Спасителю, но раздумал, чтоб не напугать жителей, а так же чтоб самому не попасться в руки правосудия. В результате, он отправил помолиться за себя своего ординарца. Ординарец пришел в соборный храм, где перед иконой Спасителя был отслужен молебен за здравие императора Петра III. Жители говорили, что ординарец просил жителей, чтоб они позволили войскам пройти через село, уверяя их в безопасности. От страха и невозможности защищаться, жители вынуждены были согласиться.

Внезапная слепота Пугачева закончилась чудесным прозрением, толпы его засобирались в поход, и пошли по дороге к селу Лекареву. Далее путь восставших  лежал на Казань.

 

 

8. Среди елабужских меценатов широко известна династия купцов-промышленников Ушковых. Интересна и рассказываемая людьми история обретения капитала купцами Ушковыми. В первой четверти XIX века, каждую зиму, Ушковы выезжали на Урал красить для крестьян пряжу и домотканые холсты. И, согласно легенде, привозили с собой добытое на приисках золото, заделывая его в полозья саней, а потом выгодно сбывали его в Москве и Петербурге. После смерти Егора, его сын Яков стал скупать лесные угодья и пахотные земли. В середине XIX века Ушковы были уже купцами 2-й гильдии и переехали жить в Елабугу, где стали заниматься торговлей хлебом и участвовали в производстве спиртных напитков на винокуренных заводах.

После смерти Якова дело продолжил Капитон. Еще одна легенда говорит о том, что после смерти отца Капитон перебирал бумаги и нашел письмо с указанием места зарытого клада. С помощью друга своего отца Капитон долгое время расшифровывал план и искал клад. Через несколько месяцев клад был найден: это был глиняный горшок, набитый драгоценностями. С этого времени Капитон Яковлевич Ушков как будто бы стал богатым предпринимателем. На вырученные деньги он решил заняться химической промышленностью.

В 1850 году К.Я. Ушков получил разрешение на собственные средства открыть в Кокшане первый химический завод, в 1867 году близ деревни Бондюга началось строительство второго завода.

 

 

9. Существует несколько версий, связанных с происхождением названия города Елабуга:

- большое озеро за Тоймой носило татарское название «Алабуга», что в переводе означает «окунь – рыба» (в местных реках и водоемах всегда водилось много окуней);

- название города могло принадлежать также древним жителям – финнам. Оно составлялось из 2-х слов «ела» – молочный, «буг» – пена. В низине у Покровской церкви, между Тоймой и городом, было озеро Ела, вероятно, названное так по цвету воды. Ручей, сейчас текущий в Тойму, впадал тогда в озеро с постоянно образующейся беспокойной пеной;

- посад был основан между двумя ручьями под названиями «Ела» и «Буг».

 

10. В XIX веке в небольшом уездном городе Елабуга проживало 600 купцов, купцы-миллионеры вели торговую и промышленную деятельность, большие средства тратили на благотворительные цели. Самыми богатыми елабужскими купцами были Стахеевы. Они торговали не только во всей России, но и за границей, имели огромное количество торговых и промышленных предприятий. На благотворительные цели Стахеевыми выделялись огромные суммы.

Одним из славных дел Стахеевых было строительство в городе здания Елабужского женского Епархиального училища. Лучшее в городе. Именно Глафира Фёдоровна Стахеева выделила на его строительство и обустройство 400 тыс. рублей серебром. По преданию, в 1899 г. при закладке фундамента, Глафира Федоровна положила в каждый угол по золотому рублю на счастье. Возможно, благодаря этому здание до сих пор радует глаз своей красотой и служит прямому назначению – готовит учителей для подрастающего поколения.

 

11. Народная легенда, записанная Немировичем-Данченко, иначе объясняет уничтожение монастыря. «Кама здесь шалит. Течение ее загромождено крупными камнями, кстати же она излучину здесь делает, так что образуется большая кипень, очень опасная для барок, которые разбивались здесь десятками, если не приставали несколько выше к берегу и ехавшие на них не молились в монастыре. Народ толковал, что в самой излучине черт сидит, которому дана была власть разбивать барки, не пристававшие к монастырю. Только Ермак этого черта и ограничил. Он с одного инока крест взял и бросился в самую излучину к черту. Схватились они там – поднялись. Кама выше берега вскипела вся. Надел Ермак Тимофеевич крест на черта и сгинул он с той поры совсем... оттого и монастыря не стало, прибавляет легенда, – потому приставать к берегу не требовалось. Монахи обеднели и разошлись кто куда».

Генеральный директор


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: