Из лекций Е. С. Бхакти Чайтаньи Свами (15)

«… Но если Вы хотите выбраться из материальной жизни и освободиться от всех этих материальных привязанностей и влечений, которые на самом деле являются лишь источниками страдания, тогда просто не отводите глаз от Божеств Шри Шри Нитай-Нимай Сундары. Если Вам нужно куда-то уйти, что-то сделать, тогда возьмите их с собой в своём уме. Даже если Вы не можете их видеть непосредственно своими глазами, Вы можете видеть их в своём уме … 

И так вот арчана здесь особо упоминается. И в действительности, спустя какое-то время, Вы получите посвящение, Вы сможете непосредственно поклоняться Божествам. Но даже если мы непосредственно не поклоняемся Божествам, то всё равно мы можем заниматься арчаной, отдав свой взгляд прекрасной форме Нитай-Нимай Сундары и на весь день поместив их в свой ум и сердце.

Это что-то очень похожее на еду. Мы едим, чтобы обрести силу, так, чтобы в течение дня мы могли действовать и делать то, что мы хотим. А если Вы не кушаете ничего, то через некоторое время, Вы чувствуете слабость. И мы принимаем Нитай-Нимай Сундару через свои глаза. И мы должны в достаточной степени взять их, так, чтобы Они могли оставаться в нашем сердце в течение всего дня. Так, чтобы в течение всего дня мы могли помнить о Них. И так мы можем чувствовать себя очень сильными духовно. Итак, это - богатство, памятование. То есть памятование о Нитай-Нимай Сундаре подобно тому, как Вы носите богатство в своём сердце».  

 

Вопрос: «Ваше Святейшество, пожалуйста, помогите понять истину о том, что знание - это качество, а не информированность».

Е. С. Бхакти Чайтанья Свами: «Это описывается в Бхагавад-гите. Есть два аспекта. Один из этих аспектов состоит в том, что если Вы не приобрели хорошие качества, тогда, что Вы поняли? Даже если Вы прочитали много книг Шрилы Прабхупады, но потом мы видим, как Вы курите сигарету. Тогда мы можем сказать: «Ну что ты узнал там, чему ты научился из этих книг? Сколько знаний ты получил в своё сердце?». Есть прямая связь: отношение между знанием и тем, как Вы живёте. Это - один важный момент. И второй момент в том, что эти хорошие качества способствуют пониманию. И какое первое из всех качеств, которое упоминается в этой серии стихов? «Аманитвам» означает «смирение». Это - первый пункт знания.

Как же смирение связано со знанием? Смысл в том, что если Вы культивируете это знание, то Вы постепенно понимаете, что Вы не так уж и важны. «Я - очень маленькая духовная душа. Я - не очень большой и не очень могущественный. И ко всему прочему, я ещё и очень привязан к этому материальному миру. Я нахожусь не в том месте». То есть, если человек развивает такое знание, тогда он естественным образом будет очень смиренным. И если человек станет смиренным, то ему будет очень легко понимать Кришну. Материалисты очень горды. Они говорят: «Мне Бог не нужен. Кому-то Бог, может быть, и нужен, но я могу сам всё сделать. И вообще я не думаю, что Бог существует. Я Его не вижу. И если я Его не вижу, то, скорее всего, Его и нет».

Вот так вот, заносчивым образом они думают. Их гордыня является самым настоящим препятствием в постижении Кришны. Попробуйте сказать им что-нибудь о Кришне, они не станут слушать, они не хотят этого. Но если человек становится очень смиренным и послушным, и очень правильно и внимательно слушает от авторитетов, тогда он может понять, постичь Кришну. И такие люди могут стать преданными. И таким образом смирение и ряд других качеств являются знанием. Опосредованно и непосредственно».                                               

 

«… Итак, некоторые люди неспособны следовать надлежащим образом какой-то строгой программе. Может быть, они не могут подниматься рано утром или не могут отказать себе в каких-то видах чувственного удовлетворения, будучи привязанными к ним. Но всё равно у них есть возможность стать сознающими Кришну. Если они будут просто работать для Кришны, исполнять свои повседневные обязанности для Него, то постепенно они очистятся.

И мы видели, что на заре Движения, в самом начале его развития Шрила Прабхупада не слишком большое ударение делал на следовании правилам и предписаниям, он побуждал воспевать. В действительности он делал две вещи: он побуждал воспевать и вкушать прасад. Прабхупада говорил: «Воспевайте Харе Кришна, а когда устанете – ешьте прасад. Потом можете почитать книгу. Когда Вы устанете читать книгу – опять воспевайте. Когда Вы опять устанете воспевать – вкусите ещё прасад». Таким образом, Сознание Кришны, в конце концов, может стать простым процессом.

В самом начале, когда Шрила Прабхупада организовал первый центр в Нью-Йорке, туда начали приходить молодые юноши и девушки. Они были хиппи. Прабхупада вдохновлял их: «Просто приходите и воспевайте». И они также проводили киртаны, подобные тому, который у нас сегодня вечером был. Они тоже по вечерам проводили киртаны. Каждый приходил со своим инструментом: кто-то играл на гитаре, кто-то приносил небольшую ударную установку, кто-то трубу. У них так же была и фисгармония, но наполовину сломанная, и она играла только одну ноту весь киртан. Кто-то сидел и изо всех сил на ней играл. Кто-то играл на трубе. Другой бил в барабаны. Кто-то играл на гитаре. Всё это было больше похоже на шум, трансцендентальный шум. Это не было слишком музыкально или художественно. И они танцевали во время этого киртана, как сегодня мы танцевали. Некоторые из наших дам могут танцевать очень красиво, но в те дни никто так красиво не танцевал. Просто прыгали, прыгали и махали руками – делали всё, что угодно.

Прабхупада принимал это. Если бы здесь проводили такую программу, мы решили бы, что здесь что-то не так. Преданные, играющие на караталах, должны играть в одной скорости и петь нужно в одном тоне. Но Прабхупада всё равно принимал их. И то, что делали тогда преданные, было немного дико. Потому что их умы, так или иначе, стали привлекаться Кришной.

Возможно, Вы слышали об одном случае, когда Шрила Прабхупада шёл по Второй авеню из своего центра и проходил мимо кафе быстрого питания (что-то типа «Макдоналдса», где продают гамбургеры)? Он проходил мимо не очень чистого места и просто заглянул туда. Заглянул через застеклённую витрину, и там были преданные. И очень счастливые они ели свои гамбургеры. Короче, невегетарианские бургеры. Совсем другой тип. Но они не знали ничего ещё.

И Прабхупада заглянул туда и увидел их. А они посмотрели и увидели Прабхупаду и не почувствовали никакого смущения. Они думали: «О, Прабхупада увидел, как я сижу и ем гамбургер». Они улыбнулись Прабхупаде, помахали ему рукой. Потому что они ничего не знали. Потом, позже вечером, они пришли в центр к Прабхупаде. Прабхупада говорил с ними. И он сказал им: «Ну, Вы знаете, мы, вайшнавы, обычно не едим гамбургеры и подобные вещи». И они сказали: «О!  Правда? Мы этого не знали».

Прабхупада не навязывал никакие правила и предписания. Но заботился о том, чтобы человек, так или иначе, получил привязанность к Кришне. И в то время на своём столе Шрила Прабхупада всегда держал большое блюдо с гулабджамунами. Знаете, да? Преданные приходили, говорили с Прабхупадой. У кого-то были проблемы. Прабхупада говорил: «Вот, съешь гулабджамун». Преданный съедал гулабджамун. И если он продолжал говорить о своих проблемах, то Прабхупада говорил: «А вот ещё гулабджамун, съешь». И если он ещё и после этого продолжал говорить о своих проблемах, Прабхупада говорил: «Вот, два гулабджамуна съешь тогда».

Один преданный рассказывал, как он в то время был со Шрилой Прабхупадой. Прабхупада дал ему один гулабджамун. Он положил его в рот, и немедленно Прабхупада дал ему второй. И он попытался его тоже засунуть сразу же. И было намного сложно два сразу же есть, и Прабхупада дал ему сразу же третий ещё. И ему пришлось его держать в руке, и уж разговора о том, чтобы в рот его засовывать не было. И Прабхупада дал ему ещё один, и ещё один, и ещё один, покуда ему в руку уже они не входили. И Прабхупада дал ему ещё один. Ему надо было две руки уже использовать. И всё это время Прабхупада проповедовал, и в действительности даже не обращал внимания на то, что происходит с этим парнем, с его руками. А гулабджамунов становилось всё больше и больше, пока они не начали падать у него уже.

Так или иначе, обретите привязанность к Кришне».  

 

«… Прабхупада часто отвечал: «Уже все есть: и брахманы, и кшатрии, и вайшьи, и шудры», имея в виду внешний мир. Там есть кшатрии, есть бизнесмены, которые являются вайшьями. Они уже существуют. Они уже есть, и нам не нужно создавать такого деления среди преданных. Эти различные виды людей существуют уже, и все уже занимаются своей деятельностью. Мы просто должны связать их с Кришной. И они будут продолжать заниматься той же самой деятельностью. Они уже делают всё это. Поэтому вопрос не в том, что могут ли они этим заниматься. Уже ясно, что они всё это могут делать, просто нужно связать их с Кришной. Для этого нужны брахманы – помочь связаться всем с Кришной.

Таким образом, в Сознании Кришны есть место для каждого. Не то, чтобы оно предназначено для ограниченной, небольшой группы людей: для тех людей, которые очень хорошо понимают философию. Люди, которые очень серьёзно подходят к своему духовному развитию, которые не возражают против того, чтобы совершить какие-то аскезы ради достижения Высшей цели, - это брахманы, или те, кто уже принял процесс преданного служения.

Но всем этим людям нужна просто небольшая помощь, чтобы связать свою деятельность с Сознанием Кришны. И если даже они будут заниматься той же самой деятельностью, в которой они очень опытны, но она будет связана с Кришной, все они начнут получать более высокий вкус. И когда этот вкус начнёт проявляться у них, они станут способны следовать правилам и предписаниям. И как Кришна говорит в этом стихе: «Таким образом, работая для Меня, ты тоже достигнешь совершенства». Таково Сознание Кришны!  Любой контакт, который у нас устанавливается с Кришной, принесёт нам благо, даже если человек недостаточно ясно понимает философию. Даже если он вообще не понимает её, но у него есть определённый контакт с Кришной, то, значит, будет происходить очищение. И постепенно этот человек будет прогрессировать. И по мере этого очищения человек будет принимать процесс более серьёзно».    

«… Даже преданному приходится очень сильно сражаться за то, чтобы поддерживать стандарты в Сознании Кришны. Но если, так или иначе, даже занимаясь тем, чем он занимался раньше, он будет связывать это с Кришной, делать это для Кришны, он может очиститься. Некоторые из нас, сидя здесь могут подумать: «Мне это подходит. Не очень нравится рано утром подниматься и воспевать так много кругов. Не очень нравится быть дисциплинированным. Мне нравится по вечерам смотреть телевизор. Поэтому я, пожалуй, не буду заботиться о правилах и предписаниях. Я буду просто делать то, что Кришна говорит здесь. Я буду просто работать для Кришны».

Но дело в том, что человек должен быть очень осторожным. В действительности мы должны следовать правилам и предписаниям. Если мы можем, то мы должны это делать и прогрессировать благодаря этому. Но эти слова обращены к людям, которые действительно не способны на это. И есть большая опасность, что этот человек может отклониться и будет занят выполнением своих обычных материальных обязанностей в окружении материалистов, когда у него не будет никакой духовной практики, которая бы давала ему силу. Так очень легко можно отклониться. И поэтому эти слова, этот стих предназначены для тех, для кого просто нет иного пути. Если человек может надлежащим образом следовать процессу, то он должен это делать. В тех случаях, когда люди не могут следовать правилам и предписаниям, мы должны занять их так, как говорится в этом стихе.

Однажды Шрила Прабхупада приехал в один город в Америке, он прилетел в аэропорт. Преданные все были в здании аэропорта, ждали Прабхупаду. Один преданный был вне аэропорта. Он был водителем большой машины, предназначенной для того, чтобы забрать Прабхупаду оттуда. И президент храма сказал ему: «Будь около входа, когда Прабхупада сойдёт с самолета. Иначе - смерть». Но проблема была в том, что это был огромный аэропорт и невозможно было припарковать большую машину прямо у входа. Машины пытались останавливаться там, но полиция убирала их оттуда. Когда он пытался остановиться там, также другие машины подъезжали и начинали гудеть. Ему приходилось делать круг и опять подъезжать к этому входу.

Но это занимало примерно пять минут. И он был так обеспокоен: «Прабхупада выйдет из аэропорта, а меня там не будет. Что же делать тогда?». И он решил: «Я должен это сделать, чего бы там не говорили, всё равно припаркуюсь у главного входа». Он остановил свою машину там, и к нему подошёл такой здоровый полицейский и начал кричать: «Надо двигаться, ну-ка уезжай отсюда». Преданный выпрыгнул из машины и предложил свои поклоны полицейскому. И сказал: «Мой дорогой господин, что бы Вы сделали, если бы Иисус прилетел в этот аэропорт, а Вам бы надо было Его забрать отсюда?». И преданный продолжил: «Это - то, что я сейчас чувствую». Он сказал, что «человек, который тебе также дорог как Иисус, прилетает прямо сейчас, поэтому ты должен мне помочь. Пожалуйста, позволь мне припарковаться здесь у входа». И полицейский сказал: «Ну ладно, давай».

И он начал проявлять энтузиазм. И люди в машинах, которые стояли за этой машиной начали гудеть, начали кричать на преданного. И полицейский подошёл и сказал: «Всё нормально, он - со мной. Проезжайте, тут всё нормально, всё авторитетно». И таким образом преданный всё же смог припарковаться там и ждать Прабхупаду. А полицейский, он вообще разошёлся. Некоторые люди кричали на преданного. Полицейский начал кричать на этих людей: «Оставьте его в покое, давайте убирайтесь». В конце концов, вышел Прабхупада. Полицейский отдал ему честь, открыл дверь в машину для Прабхупады. Прабхупада сел туда, и тогда появился президент храма. Он сказал этому преданному: «Вылазь из машины».

И повёз Прабхупаду сам, а преданного этого оставили в аэропорту. К нему подошёл полицейский и заговорил с ним: «Спасибо тебе большое за то, что предоставил такую возможность. Это был самый прекрасный опыт, который у меня был в жизни вообще». Видите, таким образом, он получил вкус. Никакой вайдхи-садхана-бхакти, мангала-арати нет, он совершил просто свою обычную работу, но сделал это для Кришны. И сразу же очистился.

Это - то, о чём Кришна говорит в данном стихе. Мы должны дать каждому шанс. Лучше, конечно, находить людей, которые принимают процесс серьёзно. Но всё равно, каждому нужно дать шанс, даже если человек не проявляет никакой квалификации.

Как, например, в воскресенье будет день ухода Джаянанды, накануне дня явления Господа Нрисимхадевы. Я думаю, Вы слышали о Джаянанде. Это - прекрасный преданный. Он был очень строг в своём Сознании Кришны. И он был очень счастлив занять любого в Сознании Кришны. Каждый год в Сан-Франциско он строил колесницу для праздника Ратха-ятры. Огромную-огромную колесницу, но храмовые авторитеты не давали ему ни одного человека в помощь. Он просто останавливал людей, идущих по улице. Можете представить, как останавливаете людей, идущих по улице здесь: «Извините, минутку одну. Можете мне минутку помочь?». Но таким образом он собрал целую команду людей, совершенно разных. Некоторых пьяниц даже, некоторых, которые живут на улице. Он любого мог остановить. Но каким-то образом ему удавалось вдохновить их всех собирать колесницу для Ратха-ятры, и они полностью погружались в это. Многие из них потом стали преданными.

Таким образом, Джаянанда применил принципы, о которых Кришна говорит здесь. Поэтому мы должны творчески мыслить – думать о том, чтобы каким-то образом занять каждого в служении Кришне. Не просто обычно, как мы знаем это нужно делать, а с помощью какого-то динамичного процесса».

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: