Как из эгоиста вылепливается альтруист

Настоящий, разумный эгоист никогда не под­ходит к людям со штампами. Он прекрасно знает, что очень редко в жизни встречаются абсолютно злые люди. Все мы «полосатые» или лучше ска­зать «серые» — в нас есть и «черное» и «белое». И это норма!

Давай, дорогой мой читатель, четко зафикси­руем для себя:

Идеальных людей на свете нет!

Все люди (и ты, дорогой мой читатель, в том числе) имеют те или иные недостатки. Важно дру­гое: позволяет ли человек себе ситуации, в которых его недостатки начинают ранить других, то есть насколько он уважает людей и какой стороной сво­его «Я» он поворачивается к ним?

Люди не плохи и не хороши, они таковы (!) — нравится нам это или нет. Люди становятся хоро­шими или плохими в наших глазах только благо­даря нашему видению, нашей оценке.

Эгоизм - это инстинкт самосохранения в действии!

Все, что делает человек, он делает в принципе только для себя. И, если бы мы были полностью свободны в своем поведении, то, будь уверен, до­рогой мой читатель, ты никогда бы не увидел ни одного альтруиста. Мы бы даже не знали такого странного слова — «альтруист».

Это положение дел диктуют законы природы. Представь себе, что мы доисторическое племя. Летняя охота была неудачной, и на зиму нам уда­лось заготовить только одного мамонта. И, если мы будем делить поровну всем, то к середине зимы все благополучно вымрем.

Но обязательно найдется группа эгоистов, ко­торые «стянут» этого мамонта у племени и убе­гут. Все племя умрет от голода сразу же. А эти «проклятые эгоисты» доживут до весны, дадут по­томство и таким образом обеспечат бессмертие Че­ловечества! Если бы мы все были альтруистами, то планета Земля уже давно забыла бы, что жили на ней такие чудаки.

В природе счет идет не на отдельного человека. И Великой Эволюции нет никакого дела до неудач­ников! Ей важно, чтобы жизнь сохранилась, чтобы Человечество выжило. И Естественный Отбор без­жалостно отбраковывает слабых и неудачливых!

В течение всей жизни человек на грубых и зри­мых примерах убеждается, что надо считаться с желаниями и потребностями других людей, что если его эгоизм будет безграничен, то он получит от­носительно себя то же самое. Поэтому он вынуж­ден принимать на себя разные ограничения и в дальнейшем считаться с ними.

Обычно такое научение происходит очень рано и полученные навыки становятся базовыми, неза­метно определяющими поведение человека в жизни! На их основе каждый из нас строит целую иерархию самоограничений, требуемых обществом взамен защиты и пищи.

 

В результате воспитания и долгой истории вза­имодействия с другими большинство людей научи­лись маскировать свои грубо эгоистические им­пульсы. Мы привыкли поступать не так, как хо­чется, но как лучше для нас. Правда, многие из нас поняли только азы этой науки приспособле­ния. А идти дальше по этому пути или не хотят или же считают, что этого делать больше не надо — пусть другие теперь приспосабливаются к нам.

Мне могут возразить, что в эту теорию не по­мещаются случаи совершенного альтруизма, о ко­торых мы слышим время от времени. Но это не совсем так. Ну, во-первых, в каждом конкретном случае надо разобраться — «а был ли мальчик?», то есть альтруистические ли мотивы двигали чело­веком даже на сознательном уровне.

 

Когда ты вошел в этот мир, ты горько плакал, а все вокруг тебя радостно смеялись. Сде­лай жизнь такой, чтобы, поки­дая мир, ты радостно смеялся, а все вокруг горько плакали.

Калидас

 

Если все-таки человек действовал из альтруис­тических побуждений, то это только сознательный акт. В процессе воспитания человек учится так хо­рошо маскировать свои эгоистические импульсы, что и сам перестает замечать их. Эта иерархия у неко­торых людей может стать настолько изощренной, что добраться до эгоистических корней действий человека становится практически невозможно. И, как результат, он может вполне искренне считать себя альтруистом (или же мотивировать свои дей­ствия альтруистическими импульсами).

Такой человек в ряде случаев с готовностью по­жертвует свою жизнь ради других людей или же какой-либо идеи. И его в этом случае почти не от­личить от альтруиста. А чаще всего человек так по­ступает потому, что если он предаст то, во что ве­рит, он будет практически полностью психологи­чески разрушен. Человеку свойственно терять ува­жение к себе вследствие ломки иерархии ценнос­тей и потери уважения к себе.

И мы знаем примеры того, как люди, смало­душничавшие в экстремальных ситуациях ради спасе­ния своей жизни, кончали самоубийством. Самоува­жение было уничтожено, и поэтому жить такому человеку становится невозможно!

Поэтому настоящий, разумный эгоист будет по­стоянно дрейфовать в своем развитии от эгоизма к все большему и большему альтруизму. И не только внешнему — для наружного потребления, но и к внутреннему*

Глава тридцатая

Отношение к власти

Настоящий, разумный эгоист никогда не бу­дет стремиться к власти. Власть — это очень обре­менительная вещь. И нужно иметь сильно развитое тщеславие, чтобы выносить ее длительное время.

Во-вторых, власть мало что может дать настоя­щему, разумному эгоисту. Ведь если выделить са­мое главное в его действиях, то это желание вы­жить. Но власть как раз это и не гарантирует* Она, может быть, много что дает, но только не покой и стабильность. Это очень «опасная» работа.

Настоящий, разумный эгоист никогда ради та­кой мизерной цели — подняться на миг над людь­ми, не будет рисковать своим здоровьем и своим будущим!

Настоящий, разумный эгоист никогда не ста­нет ради мелких амбиций тратить свои силы зря.

Добродетель не что иное, как быть самому счаст­ливым посредством счастья других.

Самореализации человека в значительной сте­пени мешают вложенные воспитанием установки, которые направляют человека на возвышение вверх, но не вширь. Такого человека постоянно гложет желание доказать самому себе, что он соответст­вует ожиданиям своих родителей, и он лезет все время выше и выше, несмотря на объективную не­обходимость и возможности. Понятно, что от этого он никоим образом не становится счастливее.

У меня был один очень хороший друг. Еще в со­ветские времена у его отца была личная черная «вол­га». Но это были достаточно простые люди — отец работал снабженцем, а мать была домохозяйкой. И еще в те времена у них было две дачи и два или три огорода. И все эти участки были у них прекрасно обработаны и давали прекрасные урожаи.

Этот мой друг получил высшее биологическое образование, но по специальности почти не рабо­тал. Оно его совершенно не интересовало.

Его постоянно тянуло к земле. И я уверен, что если бы тогда были разрешены фермеры — счастли­вее человека было бы не найти!

Но ведь если ты получил образование, то при­ходится поддерживать этот статус Так устроена природа человека, что если он поднялся на какой-то уровень, то спускаться «вниз» для него кажет­ся позорным: мол, не справился, кишка тонка!

И многие люди, раз попав в эту карусель, до­стигают предела своих творческих и интеллекту­альных способностей и начинают не справляться с теми задачами, которые перед ними ставит их но­вый статус. Возникает состояние так называемой творческой некомпетентности.

Очень часто человек попадает в эту колею из-за амбиций своих родителей. Простые, но сметли­вые люди всю жизнь занимаются своим простым делом, но прекрасно понимают, что можно жить лучше. И они глубоко внедряют своим детям мысль:

«Надо изо всех сил, не глядя на преграды, подниматься все выше и выше!» И ребенок вынужден выполнять эти родительские программы. Но ни интеллектуального, ни культурного потенциала у него для реализации этой программы нет.

И он всю жизнь из последних сил вынужден тя­нуться по предначертанной дороге. Которые поумнее — те не доводят себя до слома и вовремя «заболевают» чем-нибудь достаточно серьезным, но не смертельным. И болезнь становится щитом, который позволяет не выполнять эти родительские установки: «Болею я! Вот выздоровею и тогда...» Но такой человек никогда не позволит себе выздороветь!

Те же, у кого таких хитрых механизмов само­защиты по каким-либо причинам не вырабатыва­ется, умирают по той или иной причине: от ин­фаркта миокарда, нарушения мозгового кровооб­ращения и так далее. Или как мой друг — смер­тельно отравляются техническим спиртом.

«Великий поход наверх» грозит быстрым кра­хом всех эгоистических целей. Ведь там — «на­верху» — очень сильные «ветра», направо и налево «пропасти», а конкуренты так и норовят под­ставить ножку и сбросить вниз.

­

Все мы прекрасно знаем, что деньги и матери­альное благополучие с собой в могилу не возь­мешь. А должность, какую бы человек ни занимал, сама по себе не гарантирует ему довольства ни сейчас, ни под старость лет.

Человек, желающий достичь успеха в жизни, должен быть в первую очередь увлеченным идеей:

«Как увеличить „калибр» своей личности'» А это, естественно, приходит только с учебой. Чем боль­ше человек будет знать и уметь, тем больше веро­ятность того, что общество его за это отблагода­рит — тем или иным способом. Но главное отли­чие этих дивидендов от тех, за которыми бешено, невротически гоняются большинство наших со­граждан, — они естественно заработаны челове­ком. А, значит, их никто не будет оспаривать!

Настоящий, разумный эгоист знает, что власть развращает ее обладателя. И чем больше эта власть, тем опасность сильнее. А развращенность — это своеобразное безумие, когда человек теряет «чутье»: что можно и что нельзя делать. Со всеми вытекаю­щими из этого последствиями.

Поэтому настоящий, разумный эгоист будет бежать от власти, как от чумы. Он никогда созна­тельно не будет к ней стремиться. И оденет этот «хомут» только в случае действительной необ­ходимости для общества, когда должность придет как бы сама по себе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: