Грамматическое задание

1. Составить схему предложения: 1 вариант – первое предложение второго абзаца; 2 вариант – последнее предложение третьего абзаца.

2. Выписать три глагола с безударными гласными в корне.

3. Объяснить графически выбор орфограмм.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

Тема: «Морфология. Орфографии. Культура речи»

«Причастие»

 

Вариант 1                  х

1. Найти словосочетание «прич.+сущ.».

а) шумный класс;

б) дремучий лес;

в) спелый крыжовник;

г) шумящий ручей.       х

2. Указать словосочетание «прич.+сущ.».

а) освещенный лампой;

б) увлекающийся человек;

в) стелющийся туман;

г) дремлющего озера.

3. Указать суффиксы действительных причастий настоящего времени:

а) –уч-; б) –ем-; в) –енн-; г) –ющ-; д) –вш-; е) –ящ-.

4. В каких случаях следует писать суффикс –ущ-?

а) хвал..ийся успехами;

б) дыш..ий в трубку;

в) хлопоч..ий о детях;

г) держ..ий знамя.

5. В каких случаях следует писать е?

а) слыш..вший разговор;

б) наде..вшийся на удачу;

в) насто..нный чай;

г) замеч..нная опечатка.

6. В каких случаях следует писать нн?

а) плете..ая из веток корзина;

б) трава скоше..а;

в) некраше..ый стол;

г) разброса..ые вещи.

7. В каком сочетании не пишется раздельно?

а) (не)просохшая земля;

б) картина (не)окончена;

в) (не)усиливающийся, а затихающий дождь;

г) (не)крашеный забор.

8. Для каких выделенных слов верно указаны грамматические признаки?

а) груженый вагон – страд. причастие прошед. времени;

б) висячий замок – действ. причастие прошед. времени;

в) накрытый стол – страд. причастие прошед. времени;

г) лающая собака – имя прилагательное.

9. Найти слово, в суффиксе которого пишется е.

а) луж..к;

б) свинц..вый;

в) реш..нный;

г) руч..нка.

10. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?

а) В небе затянутом дымкой, солнце висело, как багровый паук на плотной седой паутине.

б) В чащах дрожали березы, обсыпанные сусальной позолотой, и осинки.

в) Город, растрепанный бурей, выглядел косматым и темным.

г) Листки, сорванные ветром, вертелись в воздухе и порхающим ручейком уносились вдаль.

11. От какого глагола можно образовать страдательные причастия настоящего времени?

а) есть;

б) слышать;

в) бить;

г) жевать.

12. В каком предложении нарушена литературная норма?

а) Ученики, прочитавшие эту книгу, надолго запомнят ее героев.

б) Рокочущее вдали море вызывало тревогу.

в) Туристы, преодолевающие горный перевал, к вечеру добрались до лагеря.

 

Вариант 2                   х

1. Найти словосочетание «прил.+сущ.».

а) спеющая рожь;

б) лаявшая собака;

в) гремучий газ;

г) накрытый стол.       х

2. Указать словосочетание «прич.+сущ.».

а) расчищенная дорожка;

б) читающий мальчик;

в) развевающиеся знамена;

г) очарованный музыкой.

3. Указать суффиксы страдательных причастий настоящего времени.

а) –енн-; б) –вш-; в) –т-; г) –им-; д) –ем-; е) –ущ-.

4. В каких случаях следует писать суффикс –ющ-?

а) бор..щийся за первенство;

б) клокоч..щий океан;

в) клее..аяся бумага;

г) стро..ийся стадион.

5. В каких случаях следует писать е?

а) затее..вший спор;

б) завис..щий от родителей;

в) сдерж..нный шепот;

г) закле..нный конверт.

6. В каких случаях следует писать одну букву н?

а) собра..ый урожай;

б) деревья подреза..ы;

в) некоше..ый луг;

г) заплете..ая коса.

7. В каком сочетании не пишется слитно?

а) еще (не)обжитый край;

б) (не)погасший костер;

в) ничем (не)нарушаемая тишина;

г) трава (не)скошена.

8. Для каких выделенных слов верно указаны грамматические признаки?

а) горящие дрова – имя прилагательное;

б) несжатые колосья – страд. причастие прошед. времени;

в) заросший пруд – имя прилагательное;

г) написанное письмо – действ. причастие прошед. времени.

9. Найти слово, в суффиксе которого пишется о.

а) окруж..нный;

б) плюш..вый;

в) девч..нка;

г) вооруж..нный.

10. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?

а) Морозец ударивший ночью, сразу все преобразил.

б) Еще не сбросившие своих уборов леса радовали глаз темно-багровыми пятнами.

в) Листва, убитая морозом, текла с неподвижных веток.

г) Очень красивы клены, одетые в багряную листву, и желтые березки.

11. От какого глагола нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени?

а) кричать;

б) рассматривать;

в) заполнять;

г) перечитывать.

12. В каком предложении нарушена литературная норма?

а) Ребята, сделавшие модели, были премированы.

б) Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, быстро разгоралось.

в) Туристы, увидящие красоты Карелии, надолго запомнят их.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3

Тема: «Причастие»

 

Контрольный диктант

I вариант

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.

Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого конца края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. За плечами они несли вороха сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра.

                                                  (116 слов)

Грамматическое задание

1. Графически объяснить знаки препинания при причастных оборотах.

2. Объяснить написание суффиксов причастий.

 

II вариант

Антон восторженными глазами оглядел отцовскую каюту. Маленькая комнатка, уставленная лишь необходимой мебелью, была очень уютна. Здесь все было необыкновенным. Над койкой, застеленной шерстяным одеялом, висела писанная масляными красками картина, изображавшая ветряную мельницу под соломенной крышей, пестреющий цветами луг. Не обычные, а специально прикрепленные к стене полки вмещали множество интересных вещей. На одной из них стоял письменный прибор, возле него лежала стопка книг в кожаных переплетах. Среди них мальчик увидел книги, посвященные морю, истории кораблей. Одна из книг привлекла его внимание. На ее обложке была нарисована бегущая по волнам шхуна. Антон рассмотрел на ее палубе маленькую фигурку юнги. Не испытанное ранее волнение охватило мальчика. Ему захотелось расспросить отца об истории шхуны и юнги.

                                                   (117 слов)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: