· Определите соответствие между типами социальных систем и приведенными характеристиками, согласно концепции Н.Лумана.
Типы систем: а) системы взаимодействия; б) социетальные системы; в) организации.
Тема: Социальные институты и процессы.
1. Что понимается под процессом институционализации?
2. Раскройте содержательную сущность понятий: традиции, обычаи, статусы и роли.
3. Назовите известные Вам типы социальных норм и виды наказания, которые могут последовать за их нарушение.
4. Процесс институционализации, в результате которого образуется социальный институт, состоит из нескольких этапов:
а) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
б) формирование общих целей;
в) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
г) появление процедур, связанных с нормами и правилами;
д) институционализация норм, правил и процедур, т.е. их регулярное практическое применение;
|
|
е) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
ж) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Раскройте содержание каждого этапа, свой ответ обоснуйте и проиллюстрируйте примерами.
5. Проанализируйте функции социальных институтов с учетом их типов. Приведите примеры
Функции | Типы институтов |
Репродукция (воспроизводство общества в целом и отдельных его членов, а также их рабочей силы) | Брачно-семейные Культурные Образовательные |
Контроль за поведением членов общества в целях создания условий для конструктивной деятельности и урегулирования возможных конфликтов | Институты политические, правовые, культурные |
Производство и распределение материальных благ (товаров и услуг) и ресурсов | Экономические |
Регулирование использования власти и доступа к ней | Политические |
Коммуникация между членами общества | Культурные, образовательные |
Защита членов общества от физической опасности | Военные, правовые, коерсивные (полицейские и судебные), медицинские |
Тема: Социальная структура и социальная стратификация.
Раскройте содержание указанных понятий.
Понятия | Содержание |
Класс | |
Страта | |
Каста | |
Стратификация | |
Социальная структура | |
Социальная мобильность | |
Статус | |
Социальная дифференциация |
2. Выберите наиболее полное определение: социальная мобильность - это…
ü любое изменение социального положения индивида, группы или социального объекта;
|
|
ü продвижение вверх или вниз по иерархической лестнице;
ü профессиональная карьера.
Какое, из данных двух суждений, является более правильным? Почему? Могут ли они быть одинаково верными? Возможен ли какой-то другой вариант?
- Каждый бедный несет сам ответственность за свое положение, то есть бедность-результат определенных поступков человека.
- Ответственность за бедность несет государство, то есть бедность-результат определенных политических, экономических решений.
4. Социальная мобильность может быть:
- Горизонтальная и __________________________________.
- Вынужденная и ___________________________________.
- Индивидуальная и _________________________________.
- Восходящая и _____________________________________.
5. Приведите примеры к каждому из видов статусов…
- Предписанный (данный)статус_______________________.
- Приобретенный (достигнутый) статус_________________.
- Постоянный статус_________________________________.
- Временный статус__________________________________.
- Формальный статус_________________________________.
- Неформальный статус_______________________________.
Тема. Социологическая характеристика личности. Девиация и социальный контроль.
1.“Восточная цивилизация была направлена на внутреннее совершенствование человека, а не на переустройство мира. Человек боролся с собой, а не с окружающей природой” (“Мудрое слово востока”). Как это суждение соотносится с концепцией социализации личности?
2. Объясните причины ассоциаций в пословицах:
- “С волками жить – по волчьи выть”;
- “Попал в стаю – лай, не лай, а хвостом виляй”;
- “С кем поведешься, от того и наберешься”;
- “С собакой ляжешь – с блохами встанешь”.
3. В обществоведении есть такой подход, согласно которому человек полностью может быть описан, исходя из той системы социальных связей и отношений, в которую он включен. Так ли это? Согласны ли вы с таким подходом? Аргументируйте.
4. Английский философ и историк А. Тойнби писал: “Ценность, подобно времени, относительна”. Как вы думаете, что имел в виду автор? Прокомментируйте приведенное высказывание.
5. “Преступность, отмечал Р. Мертон, представляет собой “нормальную реакцию нормальных людей на ненормальные условия”. Прокомментируйте приведенное высказывание. Согласны ли вы с подобной трактовкой преступности?
6. Французский математик А. Кетле использовал статистические методы для анализа преступности. Полученные им результаты свидетельствовали о том, что число преступлений почти не меняется год от года, а их структура остается относительно стабильной. О чем свидетельствуют результаты исследований А. Кетле? Какие выводы можно сделать на их основе?
Тема. Социология образования.
1. Как реализуется интегративная функция систем образования?
2. Раскройте социальные функции образования.