Раскройте содержание понятия «социальная система». Что означают такие ее характеристики как целостность, интегративность?

· Определите соответствие между типами социальных систем и приведенными характеристиками, согласно концепции Н.Лумана.

Типы систем: а) системы взаимодействия; б) социетальные системы; в) организации.

 

Тема: Социальные институты и процессы.

1. Что понимается под процессом институционализации?

2. Раскройте содержательную сущность понятий: традиции, обычаи, статусы и роли.

3. Назовите известные Вам типы социальных норм и виды наказания, которые могут последовать за их нарушение.

4. Процесс институционализации, в результате которого образуется социальный институт, состоит из нескольких этапов:

а) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

б) формирование общих целей;

в) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

г) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

д) институционализация норм, правил и процедур, т.е. их регулярное практическое применение;

е) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

ж) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Раскройте содержание каждого этапа, свой ответ обоснуйте и проиллюстрируйте примерами.

 

5. Проанализируйте функции социальных институтов с учетом их типов. Приведите примеры

 

Функции Типы институтов
Репродукция (воспроизводство общества в целом и отдельных его членов, а также их рабочей силы) Брачно-семейные Культурные Образовательные
Контроль за поведением членов общества в целях создания условий для конструктивной деятельности и урегулирования возможных конфликтов Институты политические, правовые, культурные
Производство и распределение материальных благ (товаров и услуг) и ресурсов Экономические
Регулирование использования власти и доступа к ней Политические
Коммуникация между членами общества Культурные, образовательные
Защита членов общества от физической опасности Военные, правовые, коерсивные (полицейские и судебные), медицинские

 

Тема: Социальная структура и социальная стратификация.

Раскройте содержание указанных понятий.

Понятия Содержание
Класс  
Страта  
Каста  
Стратификация  
Социальная структура  
Социальная мобильность  
Статус  
Социальная дифференциация  

 

2. Выберите наиболее полное определение: социальная мобильность - это…

ü любое изменение социального положения индивида, группы или социального объекта;

ü продвижение вверх или вниз по иерархической лестнице;

ü профессиональная карьера.

Какое, из данных двух суждений, является более правильным? Почему? Могут ли они быть одинаково верными? Возможен ли какой-то другой вариант?

    1. Каждый бедный несет сам ответственность за свое положение, то есть бедность-результат определенных поступков человека.
    2. Ответственность за бедность несет государство, то есть бедность-результат определенных политических, экономических решений.

4. Социальная мобильность может быть:

  1. Горизонтальная и __________________________________.
  2. Вынужденная и ___________________________________.
  3. Индивидуальная и _________________________________.
  4. Восходящая и _____________________________________.

5. Приведите примеры к каждому из видов статусов…

    1. Предписанный (данный)статус_______________________.
    2. Приобретенный (достигнутый) статус_________________.
    3. Постоянный статус_________________________________.
    4. Временный статус__________________________________.
    5. Формальный статус_________________________________.
    6. Неформальный статус_______________________________.

Тема. Социологическая характеристика личности. Девиация и социальный контроль.

1.“Восточная цивилизация была направлена на внутреннее совершенствование человека, а не на переустройство мира. Человек боролся с собой, а не с окружающей природой” (“Мудрое слово востока”). Как это суждение соотносится с концепцией социализации личности?

2. Объясните причины ассоциаций в пословицах:

- “С волками жить – по волчьи выть”;

- “Попал в стаю – лай, не лай, а хвостом виляй”;

- “С кем поведешься, от того и наберешься”;

- “С собакой ляжешь – с блохами встанешь”.

3. В обществоведении есть такой подход, согласно которому человек полностью может быть описан, исходя из той системы социальных связей и отношений, в которую он включен. Так ли это? Согласны ли вы с таким подходом? Аргументируйте.

4. Английский философ и историк А. Тойнби писал: “Ценность, подобно времени, относительна”. Как вы думаете, что имел в виду автор? Прокомментируйте приведенное высказывание.

5. “Преступность, отмечал Р. Мертон, представляет собой “нормальную реакцию нормальных людей на ненормальные условия”. Прокомментируйте приведенное высказывание. Согласны ли вы с подобной трактовкой преступности?

6. Французский математик А. Кетле использовал статистические методы для анализа преступности. Полученные им результаты свидетельствовали о том, что число преступлений почти не меняется год от года, а их структура остается относительно стабильной. О чем свидетельствуют результаты исследований А. Кетле? Какие выводы можно сделать на их основе?

Тема. Социология образования.

1. Как реализуется интегративная функция систем образования?

2. Раскройте социальные функции образования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: