ЦВЕТОВЫЕ ГАРМОНИИ.
Сочетать можно все цвета и оттенки!
**********************************
Цветовые схемы сами по себе не работают, на выбор цветового решения влияют:
контрастность, пропорциональность, тональность, взаимосвязь, уравновешенность, согласованность цветов, расположение цветов относительно друг друга.
КОНТРАСТ - ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЛЮБОЙ ЦВЕТОВОЙ ГАРМОНИИ.
Любая цветовая гармония может быть с любым из этих контрастов. См. таблицу контрастов.
Необходимо выбрать один из этих трех контрастов, который хотите использовать.
На этот выбор влияют:
- Цель или роль вашего объекта.
-Эмоциональный фактор.
КОНТРАСТ ДОСТИГАЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ФАКТОРАМИ:
1. Расположение цветов относительно друг друга.
2. Дополнительные цвета (контраст противоположных цветов).
3. Пропорциональность.
4. Контраст светлых и темных цветов (желтый самый светлый, фиолетовый- самый темный).
5. Контраст светлоты и насыщенности оттенка. Яркий, чистый цвет либо приближенный к ахроматическому цвету (черному, белому).
|
|
6. Хроматический – ахроматический (пример: красный – белый).
7. Контраст теплого и холодного.
Необходимо определиться нужна ли в объекте глубина цветового решения.
Глубина цвета делает работу более выразительной и объемной, отсутствие глубины делает работу уравновешенной и спокойной.
Наличие того или иного фактора определяет из двух цветов лидирующий (+) и фоновый (-) цвет для создания глубины в работе | |
+ | - |
Выходит вперед, лидирует, привлекает внимание, ставит акцент в работе. | Уходит в глубину, на задний план, является фоновым цветом. |
светлый | темный |
теплый | холодный |
яркий, насыщенный | бледный, тусклый (приближен к ахроматическим) |
занимает меньше площади | занимает больше площади |
базовый, чистый | смешанный |
Расположение цветов относительно друг друга.
ГРАДИЕНТНОЕ (последовательное, плавное) | КОНТРАСТНОЕ (смешанное |
Дополнительные цвета (контраст противоположных цветов).
Любой цвет зрительно уравновешивается противоположным в цветовом круге (синий – красный, желтый- фиолетовый).
Для изменения этого контраста необходимо***:
для смягчения | для усиления |
*Снизить светлоту или насыщенность одного, или всех цветов. *Применить градиентное расположение. *Изменить пропорцию в сторону золотой, или поменять лидирующий цвет. *Смещение противоположного цвета по направлению к основному (не дальше середины). *Использование противоположного цвета одинаковой теплоты (на теплохолодной границе). | *Добавление черного и белого цвета. *Добавление дополнительных цветов. *Изменить пропорцию в сторону контрастной. * |
*** - можно поменять один или несколько факторов при необходимости, не обязательно менять все.
|
|
Пропорциональность.
Не использовать равные соотношения: 50/50, 30/30/30, 25/25/25/25.
Правило золотой пропорции (=правило золотого сечения): базовая пропорция 40/60
Контрастная пропорция: 10/90
Средняя пропорция: 20/80, 30/70
Пропорция тесно связана с другими факторами (контрастом светлоты и контрастом теплого - холодного).
ОПРЕДЕЛЯЕМ У КОГО 40 (30,20,10)%, А У КОГО 60 (70,80,90)%
определяем лидирующий(+) и фоновый(-) цвета | |
+ | - |
если нужна глубина | |
40 | 60 |
если нужно уравновесить плоскость | |
60 | 40 |
***** Цвет, занимаемый большую площадь чаще всего должен быть менее броским (снижаем по светлоте или насыщенности) *****
Пропорциональность выделяет лидирующий цвет и вносит контраст:
J один солист на сцене | JJJJJJJJJJJ группа выступающих |
цвет, занимающий меньшее пространство – лидирует, контраст усиливается | Цвет, занимаемый большее пространство расплывается, цвета уравновешиваются, контраст снижается |
10/90, 20/80 | 40/60 |
Контраст светлого и темного.
Различают следующие контрасты:
* Контраст светлых и темных цветов (желтый самый светлый, фиолетовый самый темный).
* Контраст светлоты и насыщенности оттенка (яркий чистый цвет – цвет смещен к ахроматическому цвету).
* Контраст белого и черного (хроматический – ахроматический).
____________________________________________________________________
Контраст светлого и темного дает отличную глубину!
светлые цвета | темные цвета | |
на черном фоне | выходят вперед | уходят на глубину |
на белом фоне | сродняются с белым | выходят вперед |
Это важно учитывать, подбирая фон работы!
Пример:
подбираем фон для оранжевого | |
для слабого контраста | для усиленного контраста |
Менее темные, близкие к оранжевому: Зеленые, розовые, красные. | Темные цвета: синие, фиолетовые. |
если использовать для фона цвет более светлый чем оранжевый, т.е. желтый, то необходимо поменять пропорцию (т.к. желтый и оранжевый одинаково лидируют). | |
40/60, 30/70 | 20/80, 10/90 |
Для усиления контраста светлого и темного нужно:
*добавить ахроматический цвет;
*контрастное расположение цветов относительно друг друга;
*сделать пропорциональную контрастность.
БЕЛЫЙ, ЧЕРНЫЙ, СЕРЫЙ
Ахроматические цвета усиливают контрасты хроматических цветов.
1. Ахроматический + несколько хроматических.
светлые цвета | темные цвета | |
на черном фоне | выходят вперед | уходят на глубину |
на белом фоне | сродняются с белым | выходят вперед |
2. 1 храмотический+1 ахроматический.
пример: белый +красный | |
лидирует красный | |
меняем пропорцию | |
для усиленного контраста | для слабого контраста |
белый / красный – 20/80 | красный / белый – 20/80 |
Аналогичный пример для черного и белого
пример: белый + черный | |
лидирует белый | |
меняем пропорцию | |
для усиленного контраста | для слабого контраста |
Черный/белый– 10/90 | Белый/черный – 10/90 |
Пример: Текст, черный шрифт на белом фоне. | Пример: черная вывеска с белой надписью. |
Черный, белый и все оттенки серого – НЕЙТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА.
Сочетаются со всеми другими хроматическими цветами.
**** Серый + хроматический меняя лидерство, светлоту и пропорцию может также иметь разные варианты контраста (усиленный или слабый).
**** Серый цвет обладает свойствами черного и белого (при смещении в ту или иную сторону).
**** Средний серый цвет +ахроматический такой же светлоты обладает мягким контрастом.
Для усиления контраста: | Для смягчения контраста: |
*добавить дополнительный цвет, *изменить пропорцию в сторону контрастной, *добавить черный и белый. | *снизить светлоту одного или обоих, *изменить пропорцию в сторону золотой (базовой), *сменить лидирующий цвет (с хроматического на ахроматический), * добавить смесь хроматического и ахроматического. |
|
|
Игра цвета:
***На черном фоне – средний серый смотрится светлее и ярче.
***На белом фоне – темнее и более блеклым.
*** Серый цвет в сочетании с хроматическим перестает смотреться нейтральным и оттеняется хроматическим цветом. В свою очередь хроматический отпускает свой цвет (это только зрительный эффект).
Контраст теплого и холодного.
Также очень активно создает глубину, и имеет решающее значение в подборе и выборе фона:
Теплый (+) - акцент – холодный (-) – фон
***** Не все противоположные цвета имеют контраст теплого и холодного!
Синий / красный – самый сильный контраст.
Желто-зеленый / фиолетовый – равные по теплоте – находятся на тепло-холодной границе.
*Этот момент позволяет усилить или ослабить контраст родственных гармоний!
Например,
- слабый контраст: родственные цвет обладают одной теплотой (либо в теплом фоне, либо в холодном фоне)
- усиленный контраст: родственные цвета находятся на границе и захватывают и теплые и холодные цвет.
Зрительный обман!
Чтобы зрительно охладить цвет – помещаем его на рядом стоящий в цветовом круг теплый и наоборот.
Например, желтый и голубой, чтобы зрительно охладить желтый. Размещаем около него оранжевый.
Важно учитывать!
Однозначно теплый: от желтого до пурпурного (самый теплый красный).
Однозначно холодный: синий (базовый).
Остальные носят смешанный характер.