Этико – правовые проблемы сексологии и сексопатологии. СПИД: моральные проблемы

Тема 3.2: Этико – правовые проблемы сексологии и сексопатологии. СПИД и проблема прав человека

План:

1. Этико – правовые проблемы сексологии и сексопатологии. СПИД: моральные проблемы.

2. Стратегия борьбы с ВИЧ – инфекцией ВОЗ и ЕЭС. Этические проблемы, связанные с ВИЧ – инфекцией.

3.Этическая и юридическая ответственность медицинского работника за ятрогенно возникшее ВИЧ – инфицирование.

4. Права и свободы ВИЧ – инфицированных.

 

Этико – правовые проблемы сексологии и сексопатологии. СПИД: моральные проблемы.

 

            Сексоло́гия (от лат. sexus «пол» и др.-греч. λόγος «учение») — научная дисциплина, изучающая все проявления сексуальности человека, включая как попытки охарактеризовать нормальную сексуальность, так и изучение изменчивости сексуальных практик.

           Сексопатология (лат. sexus пол + патология) — область клинической медицины, изучающая функциональные аспекты половых расстройств, в т. ч. поведенческие, личностные и социальные.

Клиническая сексология и сексопатология являются интегративными медицинскими специальностями, в основе которых лежат психиатрия, психотерапия и клиническая психология.

В основе этико-правовых постулатов сексо-патологии находятся законы и этические положения в области психиатрии, но специфика сексопатологии требует разработки и собственных этических положений. Нерешенными этическими проблемами в настоящее время являются:

1. Допустимость каких-либо сексуальных отношений между практикующими сексологами и сексопатологами с их пациентами, причем не только во время терапии, но и после ее окончания (профессиональное табу).

2. Этичность специфической психотерапевтической практики в виде секс-терапии с использованием суррогатных партнеров или института проституции.

3. Проблемы физического контакта и осмотра при диагностике, а иногда? и при лечении больных с сексуальными проблемами.

4. Этико-правовые вопросы оказания специфической помощи больным с парафилиями с противоправным поведением, когда они обращаются к специалистам за помощью и рассказывают о своих деяниях, подпадающих под действие уголовного законодательства.

5. Этическая возможность лечения таких больных по постановлению суда помимо их желания препаратами или методами, снижающими сексуальность (например, химическая кастрация анти-андрогенами).

6. Этические проблемы при оказании помощи людям с инверсией половой ориентации — гомосексуализме и транссексуализме.

7. Транскультуральные и религиозные этические аспекты сексологии и сексопатологии.

8. Этические проблемы, связанные с фактом заражения СПИДом и сохранением врачебной тайны перед сексуальным партнером.

9. Сложность этических вопросов при рекомендациях в лечении использовать порнографию, рекомендовать или не рекомендовать мастурбаторную практику лицам по возрастным (подростки) или социальным аспектам (одинокие люди), не имеющим возможности вести партнерскую половую жизнь.

10. Этико-правовая неразработанность вопросов сексуального просвещения.

11. Проблемы преодоления в сексолого-сексопатологической практике проявлений сексизма или крайностей эмансипации.

12. Этические аспекты т.н. «ненасильственного» инцеста и этические проблемы псевдоинцестных взаимоотношений в психоаналитической психотерапевтической практике, когда весьма часто неподготовленному пациенту сообщается, что причиной сексуальной дисфункции являются самые близкие люди.

13. Этичность использования в терапевтической практике не только принципов «сотрудничества» и «партнерства», но и «патернализма».

14. Этические аспекты оказания помощи профессионалами, не имеющими психиатрической и психотерапевтической подготовки (с одной стороны, психологами, с другой — хирургами, эндокринологами, гинекологами).

15. Отсутствие в современной сексологии и сексопатологии четких критериев «сексуальной нормы — сексуальной патологии», «сексуального здоровья — сексуальной болезни». Эти и другие проблемы сексологии и сексопатологии требуют вдумчивого и постепенного решения, при этом главной задачей этических кодексов будет не контроль, а скорее, вопросы образования и рекомендательной практики.

 

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита – стоит особняком среди тысяч известных современной медицине заболеваний.

 

Впервые болезнь была идентифицирована в США в 1981 г., хотя позднее в средствах массовой информации были опубликованы сообщения о случаях заболевания ею, имевших место раньше.

В 1983 г. француз Л. Монтанье и независимо от него американец Р. Галло выделили вирус, вызывавший СПИД. Спор между ними о приоритете завершился компромиссом, и главное – в ходе этого спора вирус получил признанное теперь во всем мире название – «вирус иммунодефицита человека» (ВИЧ).

Первый ВИЧ – инфицированный, иностранный гражданин, на территории СССР был выявлен в 1985 г., а первый больной, явившийся гражданином нашей страны – в марте 1987 г. Темпы распространения ВИЧ в России стали угрожающими с 1996 г.

Многообразие морально-этических вопросов, связанных с ВИЧ – инфекцией, определяется следующими факторами:

- СПИД является заболеванием с чрезвычайно высокой смертностью;

- ВИЧ – инфекция уже стала пандемией, то есть ее распространение не сдерживается ни географическими, ни государственными, ни культурными границами;

- этиология СПИДа в большинстве случаев связана с интимными сторонами жизни людей, с человеческой сексуальностью, а также с такими формами девиантного поведения, как злоупотребление наркотиками;

- естественный страх человека перед неизлечимой болезнью часто становиться источником неадекватного поведения многих людей в отношении СПИДа, что, в свою очередь, порождает своеобразный феномен массового сознания – «спидофобию»;

- высокая стоимость лечения ВИЧ – инфицированных и больных СПИДом в сочетании с неуклонным ростом числа лиц, нуждающихся в таком лечении, побуждает к спорам на темы социальной справедливости, оптимального распределения ресурсов здравоохранения, которые даже в богатых странах всегда ограничены;

- практически все важнейшие вопросы современной медицинской этики (сохранение врачебной тайны, уважение автономии личности пациента, предупреждение дискриминации пациентов в связи с характером их заболевания, право больного на достойную смерть и т.д.) требуют конкретизации, углубленного анализа применительно к ВИЧ – инфицированным и больным СПИДом.

 

«Спидофобия» и требования медицинской этики

«Спидофобия» - социально – психологический феномен. Неизбежной реакцией большинства людей на слово «СПИД» является страх. Страх перед заражением, перед умиранием, смертью, бессилием медицины и общества в целом, неспособного, по распространенному мнению, противопоставить СПИДу что-либо действенное. К несчастью, одним из парадоксальных проявлений спидофобии является бессознательное стремление людей «забыть» об угрозе, отвернуться от нее.

Уместно напомнить еще одно требование биомедицинской этики – недопустимость врача, медсестры, медицинского психолога и т.д. навязывания своего мировоззрения, своих религиозных и философских взглядов, своих убеждений пациенту. Уважение автономии пациента – это и уважительное отношение к его системе ценностей, особенностям индивидуальности.

В первых документах, принятых ВОЗ, ВМА и другими международными организациями в связи с нарастанием пандемии СПИДа, одно из центральных мест заняло специально выделяемое требование не допускать дискриминации ВИЧ – инфицированных, а так же лиц, представляющих так называемые группы риска.

Важно, однако, не только моральное осуждение дискриминации больных СПИДом, но и создание соответствующих гарантий.

Отказ врачей и других представителей медицинской профессии оказывать помощь ВИЧ – инфицированным людям – эта едва ли ни самая напряженная с точки зрения медицинской этики проблема.

 Проведенное еще в начале 90-х годов в США исследование показало, что, отказывая в помощи больным СПИДом, врачи ссылались на недостаточную специальную подготовку, страх перед инфицированием, отвращение к гомосексуалистам, наркоманам или другим представителям «групп повышенного риска», а также на опасения отвергнуть других пациентов.

Наряду с отказом в помощи ВИЧ – инфицированным и больным СПИДом грубейшим нарушением профессиональной медицинской этики является разглашение соответствующего диагноза.

 Разглашение врачебной тайны медиками зачастую было проявлением все той же «спидофобии» в обществе, то есть работники здравоохранения, не только нарушали законные права своих пациентов, но и сами становились проводниками настроений страха пред СПИДом.

С учетом сложившейся ситуации в статье 7-й принятого 1991 г. Закона РФ «О профилактике заболевания СПИД» было зафиксировано требование: «Медицинские работники и другие лица, которым в связи с выполнением служебных обязанностей стали известны сведения о проведении медицинского освидетельствования на заражение ВИЧ (заболевание СПИД) и его результаты, обязаны сохранять сведения в тайне».

Статья 61 – «Врачебная тайна» - действующих сегодня «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» содержит не только определение объекта врачебной тайны (сведение о результатах медицинского освидетельствования, о диагнозе, прогнозе и т.д.), но и требование, которое хотелось бы подчеркнуть особо: «Гражданину должна быть подтверждена конфиденциальность передаваемых им сведений». Далее в названной статье перечислены ситуации, допускающие передачу сведений о пациенте, составляющих врачебную тайну, без его согласия; одной из таких ситуации, согласно Закону, является «угроза распространения инфекционных заболеваний».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: