Тема 3.2: Этико – правовые проблемы сексологии и сексопатологии. СПИД и проблема прав человека
План:
1. Этико – правовые проблемы сексологии и сексопатологии. СПИД: моральные проблемы.
2. Стратегия борьбы с ВИЧ – инфекцией ВОЗ и ЕЭС. Этические проблемы, связанные с ВИЧ – инфекцией.
3.Этическая и юридическая ответственность медицинского работника за ятрогенно возникшее ВИЧ – инфицирование.
4. Права и свободы ВИЧ – инфицированных.
Этико – правовые проблемы сексологии и сексопатологии. СПИД: моральные проблемы.
Сексоло́гия (от лат. sexus «пол» и др.-греч. λόγος «учение») — научная дисциплина, изучающая все проявления сексуальности человека, включая как попытки охарактеризовать нормальную сексуальность, так и изучение изменчивости сексуальных практик.
Сексопатология (лат. sexus пол + патология) — область клинической медицины, изучающая функциональные аспекты половых расстройств, в т. ч. поведенческие, личностные и социальные.
|
|
Клиническая сексология и сексопатология являются интегративными медицинскими специальностями, в основе которых лежат психиатрия, психотерапия и клиническая психология.
В основе этико-правовых постулатов сексо-патологии находятся законы и этические положения в области психиатрии, но специфика сексопатологии требует разработки и собственных этических положений. Нерешенными этическими проблемами в настоящее время являются:
1. Допустимость каких-либо сексуальных отношений между практикующими сексологами и сексопатологами с их пациентами, причем не только во время терапии, но и после ее окончания (профессиональное табу).
2. Этичность специфической психотерапевтической практики в виде секс-терапии с использованием суррогатных партнеров или института проституции.
3. Проблемы физического контакта и осмотра при диагностике, а иногда? и при лечении больных с сексуальными проблемами.
4. Этико-правовые вопросы оказания специфической помощи больным с парафилиями с противоправным поведением, когда они обращаются к специалистам за помощью и рассказывают о своих деяниях, подпадающих под действие уголовного законодательства.
5. Этическая возможность лечения таких больных по постановлению суда помимо их желания препаратами или методами, снижающими сексуальность (например, химическая кастрация анти-андрогенами).
6. Этические проблемы при оказании помощи людям с инверсией половой ориентации — гомосексуализме и транссексуализме.
7. Транскультуральные и религиозные этические аспекты сексологии и сексопатологии.
8. Этические проблемы, связанные с фактом заражения СПИДом и сохранением врачебной тайны перед сексуальным партнером.
|
|
9. Сложность этических вопросов при рекомендациях в лечении использовать порнографию, рекомендовать или не рекомендовать мастурбаторную практику лицам по возрастным (подростки) или социальным аспектам (одинокие люди), не имеющим возможности вести партнерскую половую жизнь.
10. Этико-правовая неразработанность вопросов сексуального просвещения.
11. Проблемы преодоления в сексолого-сексопатологической практике проявлений сексизма или крайностей эмансипации.
12. Этические аспекты т.н. «ненасильственного» инцеста и этические проблемы псевдоинцестных взаимоотношений в психоаналитической психотерапевтической практике, когда весьма часто неподготовленному пациенту сообщается, что причиной сексуальной дисфункции являются самые близкие люди.
13. Этичность использования в терапевтической практике не только принципов «сотрудничества» и «партнерства», но и «патернализма».
14. Этические аспекты оказания помощи профессионалами, не имеющими психиатрической и психотерапевтической подготовки (с одной стороны, психологами, с другой — хирургами, эндокринологами, гинекологами).
15. Отсутствие в современной сексологии и сексопатологии четких критериев «сексуальной нормы — сексуальной патологии», «сексуального здоровья — сексуальной болезни». Эти и другие проблемы сексологии и сексопатологии требуют вдумчивого и постепенного решения, при этом главной задачей этических кодексов будет не контроль, а скорее, вопросы образования и рекомендательной практики.
СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита – стоит особняком среди тысяч известных современной медицине заболеваний.
Впервые болезнь была идентифицирована в США в 1981 г., хотя позднее в средствах массовой информации были опубликованы сообщения о случаях заболевания ею, имевших место раньше.
В 1983 г. француз Л. Монтанье и независимо от него американец Р. Галло выделили вирус, вызывавший СПИД. Спор между ними о приоритете завершился компромиссом, и главное – в ходе этого спора вирус получил признанное теперь во всем мире название – «вирус иммунодефицита человека» (ВИЧ).
Первый ВИЧ – инфицированный, иностранный гражданин, на территории СССР был выявлен в 1985 г., а первый больной, явившийся гражданином нашей страны – в марте 1987 г. Темпы распространения ВИЧ в России стали угрожающими с 1996 г.
Многообразие морально-этических вопросов, связанных с ВИЧ – инфекцией, определяется следующими факторами:
- СПИД является заболеванием с чрезвычайно высокой смертностью;
- ВИЧ – инфекция уже стала пандемией, то есть ее распространение не сдерживается ни географическими, ни государственными, ни культурными границами;
- этиология СПИДа в большинстве случаев связана с интимными сторонами жизни людей, с человеческой сексуальностью, а также с такими формами девиантного поведения, как злоупотребление наркотиками;
- естественный страх человека перед неизлечимой болезнью часто становиться источником неадекватного поведения многих людей в отношении СПИДа, что, в свою очередь, порождает своеобразный феномен массового сознания – «спидофобию»;
- высокая стоимость лечения ВИЧ – инфицированных и больных СПИДом в сочетании с неуклонным ростом числа лиц, нуждающихся в таком лечении, побуждает к спорам на темы социальной справедливости, оптимального распределения ресурсов здравоохранения, которые даже в богатых странах всегда ограничены;
- практически все важнейшие вопросы современной медицинской этики (сохранение врачебной тайны, уважение автономии личности пациента, предупреждение дискриминации пациентов в связи с характером их заболевания, право больного на достойную смерть и т.д.) требуют конкретизации, углубленного анализа применительно к ВИЧ – инфицированным и больным СПИДом.
|
|
«Спидофобия» и требования медицинской этики
«Спидофобия» - социально – психологический феномен. Неизбежной реакцией большинства людей на слово «СПИД» является страх. Страх перед заражением, перед умиранием, смертью, бессилием медицины и общества в целом, неспособного, по распространенному мнению, противопоставить СПИДу что-либо действенное. К несчастью, одним из парадоксальных проявлений спидофобии является бессознательное стремление людей «забыть» об угрозе, отвернуться от нее.
Уместно напомнить еще одно требование биомедицинской этики – недопустимость врача, медсестры, медицинского психолога и т.д. навязывания своего мировоззрения, своих религиозных и философских взглядов, своих убеждений пациенту. Уважение автономии пациента – это и уважительное отношение к его системе ценностей, особенностям индивидуальности.
В первых документах, принятых ВОЗ, ВМА и другими международными организациями в связи с нарастанием пандемии СПИДа, одно из центральных мест заняло специально выделяемое требование не допускать дискриминации ВИЧ – инфицированных, а так же лиц, представляющих так называемые группы риска.
Важно, однако, не только моральное осуждение дискриминации больных СПИДом, но и создание соответствующих гарантий.
Отказ врачей и других представителей медицинской профессии оказывать помощь ВИЧ – инфицированным людям – эта едва ли ни самая напряженная с точки зрения медицинской этики проблема.
Проведенное еще в начале 90-х годов в США исследование показало, что, отказывая в помощи больным СПИДом, врачи ссылались на недостаточную специальную подготовку, страх перед инфицированием, отвращение к гомосексуалистам, наркоманам или другим представителям «групп повышенного риска», а также на опасения отвергнуть других пациентов.
Наряду с отказом в помощи ВИЧ – инфицированным и больным СПИДом грубейшим нарушением профессиональной медицинской этики является разглашение соответствующего диагноза.
|
|
Разглашение врачебной тайны медиками зачастую было проявлением все той же «спидофобии» в обществе, то есть работники здравоохранения, не только нарушали законные права своих пациентов, но и сами становились проводниками настроений страха пред СПИДом.
С учетом сложившейся ситуации в статье 7-й принятого 1991 г. Закона РФ «О профилактике заболевания СПИД» было зафиксировано требование: «Медицинские работники и другие лица, которым в связи с выполнением служебных обязанностей стали известны сведения о проведении медицинского освидетельствования на заражение ВИЧ (заболевание СПИД) и его результаты, обязаны сохранять сведения в тайне».
Статья 61 – «Врачебная тайна» - действующих сегодня «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» содержит не только определение объекта врачебной тайны (сведение о результатах медицинского освидетельствования, о диагнозе, прогнозе и т.д.), но и требование, которое хотелось бы подчеркнуть особо: «Гражданину должна быть подтверждена конфиденциальность передаваемых им сведений». Далее в названной статье перечислены ситуации, допускающие передачу сведений о пациенте, составляющих врачебную тайну, без его согласия; одной из таких ситуации, согласно Закону, является «угроза распространения инфекционных заболеваний».