Направление в немецкой философии второй половины XIX — начала XX веков

Основной лозунг:

 

НЕОКАНТИАНСТВО

1) Акцент на гносеологии и эпистемологии И.Канта. Подготовлена почва для феноменологии.

2) Концепция этического социализма.

3) Разграничение естественных и гуманитарных наук. На основе идеи Канта о разграничении мира природы и мира свободы.

4) Заложены основы западной философии ценностей – аксиологии. А также философии культуры в частности.

Эрнст Кассирер - создатель оригинальной философии культуры

1) Вместо кантовских двух миров существует единый «мир культуры».

2) Идеи разума обладают «символическими функциями», поскольку они представляют высшие ценности, связанные с «божественным» в человеке.

3) Разнообразные сферы культуры называет «символическими формами» (язык, миф, религия, искусство, наука, право, экономика, техника и др.). Рассматривает их как самостоятельные образования, не сводимые друг к другу.

4) Философия культуры Кассирера – идеалистическое понимание им человека как «животного, созидающего символы».

 

Миф как происхождение других символических форм

 

Эрнст Кассирер о динамике познания

Каждая символическая форма проходит три ступени развития:

1) мимическая ступень представляет собой предельную конкретность и неразличимость чувственного и идеального;

2) аналогическая ступень демонстрирует постепенное отхождение от чувственности;

3) символическая ступень достигает предельной идеализации символического знака.

Движение знаков направлено в сторону уменьшения степени зависимости от чувственных представлений, развиваясь в сторону непрерывной идеализации

ЯЗЫК

 1. На первой ступени мимического выражения язык стремится к наиболее точному воспроизведению многообразия чувственных впечатлений, что наиболее характерно для языка «примитивных» народов, а также начального этапа развития детской речи. Так, например, в языке эве насчитывается не менее 33 звуковых образов для одного глагола со значением «идти», каждый из которых обозначает особую манеру ходьбы, например, «расхлябанно» или «бесцельно», «хромая» или «пыхтя», «вразвалку» или «покачиваясь», «энергично» или «вальяжно» и т. д.

2. На второй ступени аналогического выражения происходит освобождение от чувственности. Важность приобретают уже не физические, а логические свойства слова. Так, например, различение пространственных отношений берет начало от человеческого тела и его частей.

3. «Интеллектуальным итогом процесса образования языка» оказывается ступень символического выражения, на которой знак выступает как самодостаточная сущность. Ярким примером выступает язык математики.

НАУКА

 1. Первая ступень научного познания это «наивный реализм». Она исходит из допущения субстанционального единства мира, что обусловливает веру в существование независимых от мышления единичных вещей, что понятие о вещи образуется путем отображения ее в сознании.

 2. Следующая ступень - «идеализм» (или этап «метафизического мышления»). Здесь различаются субъективная и объективная стороны в познании, выделяется представление и стоящий за ним предмет. Основная проблема познания формируется в виде вопроса о способах познания и границах познаваемости мира.

3. Третья ступень - «критический идеализм» исходит из представления о функциональном единстве мира, предполагающем, что понятие о бытии формируется мышлением. Например, математическая физика или теория относительности Эйнштейна не отражают чувственную реальность, а оперируют абстракциями, которые создают символические системы. Основной чертой науки этого периода является понимание относительности знания, что, однако, признается фактором, стимулирующим его развитие.

БАДЕНСКАЯ ШКОЛА

Вильгельм Виндельбанд (1848-1915)

  1. Философия - «… критическая наука об общеобязательных ценностях» («Прелюдии»), как нормативное учение, основанное на оценочных суждениях, на познании должного, и противопоставляет её опытным наукам, основанным на теоретических суждениях и эмпирических данных о сущем.
  2. Ценности – априорные, трансцендентальные, общезначимые.
  3. Конечная цель исторического прогресса – самоопределение человечества в соответствии с «этическим идеалом», поэтому все социальные проблемы сводятся к этическим.
  4. Разграничение естественных и гуманитарных наук.

Если первые опираются на номотетический метод (выведение законов), то вторые – на метод идеографический (описание эталонных состояний).

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

(от немецкого «учение о феноменах») Философское направление ХХ века, в центре которого проблема познающего сознания.

Основоположник Э. Гуссерль

В центре внимания – сознание человека, как чистое «Трансцендентальное Я» и интенциональность 

Методы феноменологического исследования непосредственное созерцание (очевидность) и феноменологические редукции.

Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938)

ЦЕЛЬ ФЕНОМЕНОЛОГИИ - выделение априорного в сознании, рассмотрение сущностного, отвлекаясь от существующего.

Фундаментальное свойство сознания – интенциональность, как свойство сознания быть на что-то направленным. («сознанием о»).

Интенциональность всегда есть переживание акта   сознания чего-то.

 

Итак, есть интенциональное переживание бытия и бытие интенциональных предметов

  1. Мир случаен — сознание абсолютно. Бытие переживаний сознания несомненно: невозможно сомневаться в существовании переживания, если оно переживается, присутствует в сознании. Напротив, бытие интенциональных предметов всегда сомнительно: восприятие может оказаться лишь иллюзией, галлюцинацией.

Тезису о случайности мира противопоставлен тезис о существовании моего чистого Я, жизни моего Я, и эта жизнь является “необходимой”, абсолютно несомненной

2. Действительное существование интенционального предмета не имеет значения для интенционального переживания.

Восприятие может оказаться лишь иллюзией, галлюцинацией, но феноменологически при этом ничего не изменится. Из бытия потока чистого сознания абсолютно не вытекает «что непременно должен быть мир, что непременно должна быть какая-то вещь», сознание не зависит от существования трансцендентного и сохраняется и при уничтожении мира.

3. Противопоставляются ноэзис и ноэма

НОЭЗИС - акт направленности на предмет, придания смысла предмету. Может быть ошибочным. Это реальное содержание сознания;

НОЭМА - сам этот смысл, указывающий на трансцендентное по отношению к акту бытие (предмет, реальный или идеальный). Это интенциональное содержание сознания.

К сожалению, не все люди проникают в «ноэму»

Утверждается основополагающее различение реального и интенционального содержания сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: