На каком этапе возникает потребность в слове?

В результате предыдущих размышлений мы установили взаимосвязь мышления и языка. Но вскользь упоминалось, что мышление может протекать и в иных, невербальных формах. Возникает вопрос: если возможны формы мышления без языка, то на каком этапе возникает потребность в слове?

Для этого нужно вспомнить, как осуществляется мышление.

В логике и психологии установлено, что когда человек думает (т.е. мыслит) о каком-либо предмете, в его сознании возникает образ воспринятого человеком предмета или события (А.П. Керн – «Я помню чудное мгновенье…»). Дело в том, что отражение действительности в сознании людей - только через ощущения и возникшие в них представления, образы (яблоко). Опорой для мысли является образ предмета. А если предмет не существует (ненависть, смелость, тяжесть)? Абстрактные понятия не могут опираться на наглядно-чувственный образ. Абстрактные понятия опираются на образ словесного знака (звучащего или графического), и  по ассоциации с ним возникает все содержание понятия.

Мышление конкретными, наглядно-чувственными образами - первая сигнальная система (общая с высшими животными)

Например, собака видит мячик и понимает, что они с хозяином идут гулять. Такая же реакция может быть у дрессированного пса на слово «гулять».

Мышление отвлеченное, понятийное, основанное на обобщении - вторая сигнальная система.

Осуществляется только посредством языка и только человеком!

В человеческом мышлении понятие - самый важный компонент. Мы оперируем понятиями не только в научном исследовании (например, понятие «лингвистика»), но и в повседневной жизни: «тебе нельзя носить тяжести», «люблю все острое», «бег трусцой полезен». Это обусловлено способностью человека к абстрагированию: «отделяем» признак от предмета (красные щеки - краснота; тяжелый чемодан - тяжесть), отделяем действие от деятеля (Человек бежит - бег, плывет - плавание) и т.д.

Пирожки - объеденье. Что такое «объеденье»? Сформулируйте понятие.

 

Как формируются понятия?

В результате обобщения многих представлений, возникающих в результате ощущений (тяжелый чемодан, гиря, камень - тяжесть).

Но пока новое понятие не закреплено в слове, это еще не понятие, а «допонятие» - смутное, неопределенное, «доречевая мысль». Например, лингвистическое понятие унификса (это уникальный аффикс; часть слова, которая не повторяется в других словах: попадья, стеклярус) сформировалось так: на стадии «допонятия» его рассматривали как специфический аффикс (сливается с другим понятием).

Б. де Куртене ввел понятие «фонемы», а до него этот научный объект называли «звуки, звукотипы» (психический образ у Соссюра).

Только отграничив зарождающееся понятие от другого при помощи нового наименования, мы получаем полноценное понятие с совершенно определенным содержанием (научные споры не в счет). Ср. благотворитель, меценат, спонсор.

К формированию понятий можно применить теорию фона и фигуры: фигура осознается лишь при наличии фона.

Таким образом, новое понятие возникает не из названия, не из слова, а из человеческой практики. Слово же - необходимое условие, средство образования и функционирования понятия. При помощи слов разграничиваются смежные понятия.

 

Если слово закрепляет новые понятия, то язык с его словарным запасом и грамматическими категориями закрепляет результаты познания человеком окружающего мира, закрепляет результаты абстрагирования.

Дополнительно

История числительного в русском языке демонстрирует связь познания с языком.

Связь лексического обозначения числа и единицы измеряемого предмета. Изначально понятие и название «пятерки» связано с 5 пальцами, с рукой, с пястью. Соссюр сближал славянские пять и пясть (такие примеры есть и в других языках).

«сорок»  - связка соболиных шкурок. Сменило четыре десяте.

Т.е. на этом этапе «количество» мыслилось как свойство, неотделимое от считаемых предметов.

Количественные слова у славян в определенный период были существительными: та пять, та шесть, тот сорок, то сто. И потребовались столетия, чтобы человеческое сознание установило, что пять - это и совокупность, которую можно представить как состоящую из отдельных предметов (те 5 книг лежали) и как единую (пришло 5 человек). Слово пять лишилось и грамматического числа, и грамматического рода.

История числительных - это история лингвистического познания понятия количества.

Пример из физической терминологии.

Макс Планк, один из создателей квантовой физики: «Слово сила первоначально, без сомнения, означало человеческую силу. Первые старейшие машины - рычаг, блок, винт - приводились в движение человеком или животным. Отсюда следует, что понятие о силе первоначально возникает из силового или мускульного чувства, т.е. из определенных чувственных ощущений.

Но из современного определения силы чувственное ощущение так же исключено, как цветовое ощущение из физического определения цвета. Это пример отражения в физических терминах долгого пути познания явления окружающего мира.

Таким образом, в языке закрепляется огромная познавательная работа человеческого мышления.

Способность обобщать закреплена в слове.

Но обобщение происходит не только в лексическом значении слова. Сильнее, чем слово, обобщает грамматика (предлог - отражение в сознании множества конкретных отношений между предметами; прямое дополнение - действие переходит на объект).

Ср. писать письмо - покупать книгу.

Способность абстрагироваться, свойственная человеческому мышлению, отражается в грамматических категориях языков.

Как проявляется эта способность обобщения в фонетике? В графике?

Таким образом, язык - непосредственная действительность мысли, а движущая сила мышления - познание внешнего мира.

 

Дополнительно

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: