Лекция 1.
Философия возникает практически одновременно в Др. Греции, Китае, Индии, Египте, Вавилонии и др. Общее в философиях разных стран: философии всегда предшествовала мифология.
Характерные черты мифологии:
1.Мифологическое сознание вычленяет наряду с естественной составляющей мира сверхъестественную (божества);
2.Мир считается одушевленным (наделение природного объекта душой, т.к. этот объект находится в движении - ветер);
3.Антропоморфизм – «уподобление человеческому»;
4.Синкретизм («нераздельная слитность» в сознании образа вещи и самой вещи: «мир таков, как я его вижу и понимаю»)
Древнее мифологическое мышление | Современное мышление |
человек; представление о человеке со стороны различных наук. |
5. Мифологическое мышление развивается на мышлении образном.
Философия радикально отлична от мифа—это первая попытка отнестись к миру, основываясь на умственных возможностях, а не на к-либо авторитете (в т.числе бога).
|
|
судьба (предел возможностей человека)
Подвиг героя – узнавание себя, своих возможностей, своей судьбы.
Философия начинается рефлексией в отношении мифа. Философия – знание, которое возникает в ответ на предельные вопросы бытия.
Субстанция – то, из чего все возникает (причина всего сущего).
Лекция 1.
Философия возникает практически одновременно в Др. Греции, Китае, Индии, Египте, Вавилонии и др. Общее в философиях разных стран: философии всегда предшествовала мифология.
Характерные черты мифологии:
6.Мифологическое сознание вычленяет наряду с естественной составляющей мира сверхъестественную (божества);
7.Мир считается одушевленным (наделение природного объекта душой, т.к. этот объект находится в движении - ветер);
8.Антропоморфизм – «уподобление человеческому»;
9.Синкретизм («нераздельная слитность» в сознании образа вещи и самой вещи: «мир таков, как я его вижу и понимаю»)
Древнее мифологическое мышление | Современное мышление |
человек; представление о человеке со стороны различных наук. |
10. Мифологическое мышление развивается на мышлении образном.
Философия радикально отлична от мифа—это первая попытка отнестись к миру, основываясь на умственных возможностях, а не на к-либо авторитете (в т.числе бога).
судьба (предел возможностей человека)
Подвиг героя – узнавание себя, своих возможностей, своей судьбы.
Философия начинается рефлексией в отношении мифа. Философия – знание, которое возникает в ответ на предельные вопросы бытия.
|
|
Субстанция – то, из чего все возникает (причина всего сущего).
Лекция 3.
Идеализм: школы пифагорейцев, элейцев, Платон.
Пифагорейцы. Их союз был закрытым. Рассматривали знания как некую силу, которой нужно уметь распорядиться.
Акусматики – ученики;
Математики (др.гр. «знающий») – достигшие уровня ученых.
Центральным понятием пифагорейцев было понятие числа.
Древняя математика (организмический подход) | Современная математика |
Любое число не больше 1. Числовой ряд символизирует различные фазы единицы. Все числа – развившаяся в себе единица: Нечетные числа содержат элемент, в который упирается развитие. Четные числа – несовершенные числа. Древнее число – не абстрактная величина, а число чего-то (число яблок, людей и тд.) | Универсализм, абстрактность современной математики → математический аппарат работает плохо в тех отраслях знаний, где велика роль человеческого фактора. |
Пифагорейцы стали изучать психологию (в частности, память), занимались вопросом деторождения).
Пифагорейцы были диалектиками (рассматривали Космос как постоянно развивающуюся систему), единственное неизменяемое (постоянное) – «число» (архэ) – «умная форма» вещества.
Элейская школа (элеаты). Основоположник – Ксенофан, но основная фигура – его ученик Парменид, Зенон, Мелисс.
Ксенофан утверждал, что в основе всего – земля. Он первым подметил, что между богами и человеком существуют сходства («если бы люди были внешне похожи на лошадей, то и боги бы были лошадинообразными»). Он считал, что бог – тот, кто правит мирозданием (Космический Ум, Космический Философ).
Ряд свойств Бога-философа производны от человеческих, но в превосходной степени («всевидящ» - антропоморфизм).
Бог – шарообразен (шар – идеальная фигура; шар символизировал совершенство, т.к. в нем присутствовала полнота (нет углов, ущербности).
Парменид (поэма «О природе») вводит понятие «бытие». «Бытие – это то, что есть» (в отличие от того, что кажется, того, что хочется иметь).
Бытие – единое (оно неделимо→ в нем не может быть противоположностей), единственное, неподвижное (оно вне времени, неизменно)
Бытие шарообразно, совершенно.
Зенон: Апории («неразрешимые задачи»). В своих арориях он доказывает теории Парменида, что бытие неподвижно.
Апория «Дихотомия»:
А – место, откуда стрела вылетает.
В – воин.
Чтобы долететь до т. В, она должна долететь до ½ АВ – т. С, ½ АС и тд.→ движение помыслить невозможно→ бытие или истина неподвижно.
В элейской философии рассматривался вопрос о бытие и мышлении. Парменид считал, что они тождественны: если мышление и бытие не тождественны, то мир не познаваем → любая наука невозможна.
Софисты и Сократ (V в.). sophistes – «мудрец», «мастер», «учитель», «платные учителя мудрости». Старшие и младшие софисты.
Они довели искусство риторики до совершенства.
Софисты разделили законы общественного развития и природного развития.
Онтология софистов (учение о бытии): они были материалистами (в основе мира – материальное начало), релятивистами (признавали изменчивость до признания её абсолютности)
Лекция 4.
Заслуга софистов – поворот от объективизма (исследование Космоса – вопрос «из чего все возникает?») к человеку (антропологический поворот).
Отрицательная диалектика софистов (Диалектика («диа»- «два», «мнение») – движение к истине на основе 2 разнонаправленных мнений):
- отрицание объективно существующей от человека истины;
- релятивизм.
Чувственное познание явилось предпосылкой агностицизма («отрицание существования истины») софистов.
Сократ. С него начинается положительная диалектика (мир познаваем, человек может познать истину).
|
|
Сократ поставил вопросы: что такое человек?, мудрость, знание и др. Но он никогда не занимался вопросами природы, т.как видел задачу философии в разрешении вопросов человека и форм человеческого общежития.
Свой метод поиска истины Сократ называл майевтикой («повивальное искусство»). Метод Сократа – дедуктивно-индуктивный (посылка – вопрос, с которым люди приходили к Сократу – общее, а мнения людей – частные; после рассуждений Сократа они приходят к выводу, что говорили о частных вещах и переходят к поиску общего)
Сократ впервые поставил вопрос о том, сто такое добродетель (хотя ей учили ещё мифы). Он определял добродетель как то, что делает душу благой (душа, по Сократу, самодостаточна и «ведет» тело). Человек является несчастным, т.как зависит от страстей→считал, что мудрецы – это люди, продвинутые в искусстве автаркии (автаркия – «независимость»).
Сократ – диалектик, диалектика его позитивна. Он отказался о понимания сознания как чувственного познания и активно разрабатывал рациональные формы познания.
Платон считал, что философ должен заниматься всем кругом вопросов, в т.числе вопросами природы.
Платон активно использует понятие «бытие».
Онтология Платона
Бытие по Платону – мир идей, каждая из которых - полнота, совершенство, истина, вечна. Идеи активны (воздействуют на материю). (у Парменида бытие одно, у Платона – множество)
Кажущееся бытие: мир вещей
Не-бытие: материя – изменчива, пассивна, бесформенна.
Результат воздействия идеи на материю – вещь («кажущееся бытие»).
Идея растрачивает энергию и не может реализоваться в бесформенности материи → наш мир отчасти напоминает истину.
Гносеология Платона.
Миф о пещере Платона. Идея блага (в мифе о пещере – солнце).
У человека есть бессмертная душа, и она была в мире идей как идея человека → душа человека имеет способность вспомнить истину. Познание истины возможно не в плоскости мира идей, а в плоскости припоминания мира идей.
|
|
Платон – диалектик. Диалектик по Платону – тот, кто знает истину, знает путь развития всего.
Не всякий сожжет познать истину: он связывает эту способность с родом занятий человека (наиболее способны – души философов и воинов).
Платон – представитель объективного идеализма
первичность идеи, сознания, души
вторичность (производность) материи
Объективный (объективно – т.е. независимо от воли и сознания отдельных индивидов) идеализм (схема):
надиндивидуальная (имперсональная) форма
первичность идеи, сознания, души
индивидуальная (субъективная)
вторичность (производность) материи
Объективный идеализм – форма идеалистического мировоззрения, кот заключается в признании ….. надинд И.
Аристотель.
- склонность к детализации;
- разработка переходов от одной идеи к другой;
- тонко ориентируется в терминологических различиях (в зависимости от контекста).
Онтология Аристотеля.
Аристотель выделяет 2 формы материи:
бесформенная с формой
(как у Платона)
(медный шар: медь – бесформенная материя, но оформлена идеей шара)
Аристотель не приемлет учение Платона об идеях, существующих независимо от вещей. Аристотель считал: идеи – всегда в вещах. Он вводит понятие «форма», которая не может существовать независимо от оформляемого ею вещества, кроме Формы Форм (первоначало, Бог – демиург)
Гносеология Аристотеля
Познание должно осуществляться в горизонтали мира вещей, т.как истина уже здесь.
Аристотель называет ступени познания: начинается с материальной формы (чувственное познание), а затем поднимается до выделения общего (рациональное познание).
Лекция 5.
Философия западноевропейского средневековья (≈ II-XIV в.)
II в. н.э.- появление апологетов («защитник»), основанное на Новом завете.
С распространением апологетами христианства в языческие страны, возник вопрос, на каком культурном языке говорить о Христе.
Философская проблематика античности претерпевает колоссальные изменения.
Характерные черты средневековой философии и мировоззрения:
1) картина мира средневековья теоцентрична (против идеи космоцентризма античности), т.е. мировоззрение формируется вокруг идеи Бога, творца)
2) человек средневековья не увлечен идеей поиска новых знаний, так как стремится к правильному осмыслению прошлого; он не гонится за славой (многие работы не подписаны) →
3) анонимность (мнение, что через человека творит Святой Дух) объясняется через задачу (смысл) человека
4) существует мнение, что в средние века личность не рождается, а угасает (Лосев)
5) ретроспективность (средневековый человек озабочен не будущем, а прошлым – принцип «чем древнее, тем истиннее», т.к. «древнее» - ближе к Христу)
6) истина – есть Христос, живой личный бог (входит в курс дела каждого человека; одновременно есть пример того, как чел-к должен жить)
Изгнание человека из Рая → потеря связи с Отцом, источником жизни. Чтобы узнать истину, человек должен обращаться к посланнику Бога (пророк).
Идея спасения человека (восстановление прерванной связи с Богом или первоначалом) в ср. века – разрыв с этим «внешним миром» страданий и возвращение к Богу.
Тертуллиан: отрицание приоритетности ума («верую, так как абсурдно»), т.е. именно разум привел людей к ошибке (казнь Христа) → устанавливается приоритет веры над разумом в поисках божественной истины.
Патристика – этап средневековой философии, характеризуемый деятельностью «отцов церкви» по систематизации и исследованию церковных вопросов. Догматы церковной доктрины – учения отцов церкви, подкрепленные решениями церковных соборов.
Латинская патристика: Тертуллиан, Августин, Григорий Великий.
Восточная (греческая) патристика с центром в Константинополе Каппадокийский кружок, И. Златоуст, И. Дамаскин и др.
Основные вопросы патристики:
1) Вопрос о Христе. Признана верной трактовка двухприродности (двуединства) Христа – воплощение человеческого и божественного (объект исследования христологии).
2) Вопрос о «троице». Григорий Богослов, опираясь на греческое понятие «ипостась» (греч. - «лицо»), пришел к мысли о троичности сущности Бога.
3) В чем смысл человеческой истории. История стала пониматься как линейное движение во времени к страшному суду.
Эсхатологизм (эсхатос – «конец») – сходное положение между историей в ср. века и в античности – конечность истории (хотя в античности история считалась круговым движением)
4) Смысл человеческой жизни – восстановление утраченной связи с творцом.
Особая роль человека (который не яв-ся творением наряду с другими предметами мира) – он поставлен давать имена всему в этом мире (т.е. поставлен над миром)
5) Проблема оправдания Бога за все зло, которое существует в мире (на основе этого вопроса появляются разнообразные ереси: раз Бог ответственен за все в мире, то значит, и зло его творение). Сотериология – концепция личного спасения. Теодицея («доказательство справедливости Бога»).
Аврелий Августин в труде «Исповедь»: зло возникает там, где я недостаточно добр → зло лишается своего основания, т.к. зло – не субстанция, независимая от добра → не Бог ответственен за существование зла, а человек
Такое понятие зла предполагает понимание человека как свободной личности.
А. Августин приходит к вопросу божественной благодати и существованию «темных бездн» человеческой души, выбраться из которых без неё не возможно.
Августин выделяет динамику развития истории:
Град земной | Град божий |
Основа человеческого общежития, при которой любовь людей к себе так велика, что доведена до презрения к Богу | Любовь к Богу до презрения к себе. Одновременно с этим, человек осознает, что ему даровано свыше, место, которое ему определено в мире, тот идеал, которому он должен соответствовать |
Схоластика
Учения, разработанные отцами церкви, становятся достоянием многих.
Познание происходит через богопознание, т.к. Бог – центр Вселенной, то и всякое познание соприкасается с теологическим.
Истина (Ф. Аквинский) иерархична. Есть «низкие» и «высокие» истины (классификация построена на близости к Богу).
У. Оккам (поздняя схоластика) – учение о 2 истинах: равенство истин разума и истины веры (противоречие ранним установкам средневековой культуры о примате веры над разумом) → конец средних веков.
Спор об универсалиях (общих понятиях):
1) Номенализм: универсалии существуют как результат именования человеком единичных вещей (сходно с Аристотелем)
2) Реализм: общие понятия существуют реально, до, вне и независимо от единичных понятий (сходно с Платоном)
3) Концептуализм: общие понятия постольку существуют в умахююю
Эпоха возрождения
Возникает во Флоренции и Венеции («Южное возрождение»).
«Северное возрождение»: Германия (реформация), Франция, Англия, Голландия.
Гуманисты – это те, кто раньше других осознали, что эпоха средних веков завершена и которые взяли на себя задачу построить основы новой эпохи не хуже, чем было до них.
Лекция 6.
Другая периодизация философии эпохи Возрождения:
- гуманистический этап;
- неоплатонистический этап;
- натурфилософский этап.
Гуманисты
Мирандола: составил 900 тезисов (вопросов для обсуждения)
Неоплатонизм
Натурфилософы: Коперник, Телезио – вопросы природного устройства.
Окончательная разработка пантеистического мировоззрения:
«Бог-мир»
Средние века – ортодоксальная трактовка: основу составляет идея трансцендентного (запредельного) Бога. Христианин мыслит себя падшим (греховным) и через это осмысление он приближается к облику (восстановление облика) первого человека (Адама) через сближение с Богом→ каждодневные нравственные упражнения; самоанализ – норма жизни.
Возрождение – пантеизм («все Бог» или «Бог во всем») – упразднение различия между совершенством Творца и несовершенством некоторых его творений.
? Возрожение – начало упадка личности или её возрождение:
1) Начало упадка: в ср. века существовала необходимость нравственного совершенствования христианина.
2) Возрождение личности.
Николай Кузанский (наиурфилософ и неоплатонист) – диалектик: учение о совпадении абсолютного максимума (Бог) и абсолютного минимума (предел делимости). Доказывая их тождество, Кузанский доказывал совпадение Бога и мира – математическое обоснование пантеизма.
Актуальная и потенциальная бнсконечность (ось координат)
Кузанский: если Вселенная бесконечна, то любая её точка является её центром (основа перехода от гео- к гелиоцентризму).
Джордано Бруно: учение о бесконечном множестве миров во вселенной.
В основе всего – множество манад («единиц»). Манада – неуничтожима, вечна, телесна→ бессмертие человеческой души (объяснение не религиозным, а рациональным образом).
В онтологическом смысле манада – предел делимости; в физическом смысле аналогична атомам Демокрита; в математическом смысле – точка.
Этико- героический энтузиазм Бруно.
Галилео Галилей: открытие эксперимента как метода познания.
Итог. Философия эпохи Возрождения:
- имеет особую направленность развития, обусловленную теоцентризмом;
- по-новому осмысляются традиционные для средневековья идеи;
- закладываются предпосылки для материализма.
Философия нового времени (рубеж XVI-XVII в. –
Новое время характеризуется качественно новым этапом в постановке познавательных задач и средств их решения.
Основная мысль – познание должно стать научным, т.е. стать социальным институтом, а значит, берет на себя определенные социальные функции, интересы общества (хотя оно способствовало обогащению одного класса – буржуазии, а не всего общества; основная проблема науки становится в том, что ученый, сделав новое открытие, не может проследить дальнейшую судьбу своего изобретения, и наука берет на себя ответственность за многочисленные жертвы военных действий, связанных с развитием техники). Для достижения этой цели познание должно перестать быть субъективным (и интуитивным), т.е. отражать мысли и точку зрения не ученого, а объективную истину.
Наука изобретается человеком под решение определенных задач.
Классическая рациональность
Познание
Субъект Объект
S – носитель познавательной активности
О познания – то, на что познание направлено.
Субъект активен, О- принципиально пассивен
Данная формула не будет работать в тех областях, где познаваемое обладает способностью себя познавать, осознавать и изменяться в соответствии с тем, как оно себя познает.
Истина не должна зависеть от истины познающего, она должна быть объективной истиной→ в данной формуле – перенос своих желаний, стремлений на объект.
Основные вопросы философии Нового времени:
1) Вопрос о познаваемости мира как такового.
- агностика (Кант)
- познавательский объективизм
- скептики (сомневаются в познавательности мира) – Пирс
2)Вопрос о специфике субъекта познания.
Какая из познавательских способностей может быть критерием истинности познания?
- рационализм (Декарт, Спиноза, Паскаль);
- эмпиризм: критерием истинности познания может быть только чувственное познание;
- сенсуализм (Гоббс, Локк)
3) Вопрос об объекте познания.
3.1 Вопрос о субстанции, т.е. из чего объект возник. Вопрос о субстанции добавился количественной стороной:
- в основе – 1 субстанция (монисты)
идеалистический материалистический
объективный субъективный
- в основе – 2 субстанции (дуализм) –Кант, Декарт;
- плюрализм (бесконечное множество субстанций) – Лейбниц.
3.2 Вопрос о движении. 2 модели (трактовки):
- механистическая трактовка движения (Ньютон, Декарт): движение – перемещение в пространстве, т.е. обладает только количественными характеристиками.
Тело – ключевое понятие в механике; тела различаются только количественными характеристиками (вес, объем и др.)→ источник движения – внешний толчок. Первое тело, которое энергию не получает, и не передает – Бог.
- диалектическая трактовка (Гегель) предполагает, что движение – развитие (количественно-качественные характеристики). Источник движения - единство и борьба противоположностей (внутреннее).
Лекция 6.
Материалистическая философия XVIII в. (Вольтер, Руссо, Дидро и др.)
Метафизика (противоположность диалектики) – взгляд на мир, согласно которому мир предстоит качественно неизменным, состоящим из неупорядоченных элементов, источник движения мыслится внешним по отношению к сущности («первотело» - Бог).
Эклектизм
Появление атеизма.
«Просвещение» основывается на теории безграничных возможностей разума.
Руссо считал, что науки и искусство способствуют моральному разложению (порокам) людей – противоположность теории Возрождения («Назад к природе!»).