Немецкая классическая философия

Кант Фихте Шеллинг Гегель   Фейербах
дуалист, агностик. субъективный идеалист объективный идеалист (трансцендентальный)   материалист, метафизик. 

 

Диалектический метод

 

Понятие диалектического синтеза (триада) Углубил разработки Фихте Создание и развитие учения о диалектическом методе познания

 

И. Кант: докритический период (до 1780 г.)

Критический период (1780 - _)

Работы: Критика чистого разума, Критика практического разума (анализ субъекта морального действия – этика), Критика… (анализируются проблеме вкуса – эстетике).

По Канту, задачей критики является установление действительных границ явления.

Догматическая метафизика характеризовалась тем, что процесс получения метафизического знания лишен критического исследования.

Кант впервые формулирует задачу определения границ разума (в отличие от «безграничности» в эпоху Возрождения).

- РАЗУМ: оперирует такими же априорными формами – идеями (идея Бога, мира как целого, бессмертии души). Разум направляет работу всех познавательных способностей человека.

- РАССУДОК: продолжения синтеза ощущений путем понятий и ощущений (оба априорны).

Понятие – формы активно й деятельности рассудка, необходимые для формирования опыта.

4 вида понятий:

- функцию синтеза ощущений осуществляют врожденные (априорные) чувства – пространства и времени (пространство синтезирует внешнюю форму вещи, а время указывает на внутреннюю форму) → целостный образ вещи (т.е. восприятие состоялось).

- ОЩУЩЕНИЯ (продукт взаимодействия с вещами)→ объективное существование до-вне-независимо от познания материального мира.

Материалист

 

Задача Канта – оторваться от индивидуального, субъективного к общему, трансцендентальному субъекту.

По Канту, мы можем познать лишь то, что находится в границах понятий, категорий, чувства пространства и времени.

«Феномен», «явление» - вещь, существующая в сознании человека.

«Вещь-в-себе» - объективно существуемые вещи – не познаваемы, бесконечны.

Разум пытается помыслить «вещь-в-себе», но каждый раз он впадает в противоречие, результатом которого становятся антиномии – мыслеформы, которые включают в себя 2 противоположных суждения относительно одного и того же.

Кант: «меня не перестают удивлять звездное небо над головой и моральный закон во мне самом».

В моральном законе Канта поражает безосновность.

Этический ригоризм – требует в качестве основы нравственности только чувство долга.

Легальные поступки – по форме моральны, но отражают другое содержание (имеется цель, заинтересованность).

Свобода по Канту, - спонтанна, внешне ничем не обусловлена.

 

Гегель: исходил из абсолютного начала – Абсолютной идеи (в отличие от Шеллинга, оно не статично).

В спмом Абсолюте – источник его развития.

Гегель стал первым понимать истину как развивающуюся (в отличие от предыдущей философии, где истина существовала вне времени) или обладающей собственной историей.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: