Понятие «мозаики» развития. Сообщение ведущего

Скажите группе, что согласно современной концепции развития человека, взрослея, человек проходит последовательность определенных стадий, ни одна из которых не может быть пропущена.

Эти стадии логически связаны друг с другом, и каждая предыдущая служит базой для формирования последующей. Наглядной иллюстрацией неблагополучного развития может послужить образ (метафора) кирпичной стены, в которой в разных местах выбиты кирпичи. Что произойдет с участками стены, расположенными над поврежденными кирпичами? Разумеется, они провалятся и заполнят поврежденное место. Верх стены окажется неровным — какие-то участки будут выше, какие-то ниже.

То же самое происходит с развитием ребенка. Если сравнить стену с процессом развития, то поврежденные участки стены будут соответствовать периодам, в которые жизнь ребенка складывалась неблагополучно. Это приводит к диспропорции в формировании тех сфер,

становление которых в норме происходит равномерно.

Это означает, что в норме 6-летний ребенок физически, социально, интеллектуально и эмоционально находится на уровне 6 лет развития. Если представить все эти сферы в виде «пазла» (сборной картинки), то на всех кусочках будет написано: «6 лет». У детей с неблагополучным развитием жизненный опыт приводит к тому, что в некоторых сферах их развитие соответствует возрасту, в других — опережает, а в-третьих — значительно отстает от нормы, т. е. из целостного становится «мозаичным».

Условно можно выделить пять сфер развития ребёнка:

1. физическое развитие и внешность

2. поведение и социальные навыки

3. интеллект и образование

4. эмоции и чувства

5. сексуальное развитие.

Обратите внимание участников на плакат «Сферы развития ребёнка».

Если представить себе развитие как стену, то возраст ребенка — высота «стены», а «кирпичи» — жизненные события.

Условно вертикальными линиями «стену» можно поделить на следующие сферы:

Негативные жизненные события образуют пустоты в стене. При этом легко понять, что «выпадение» «кирпича» в одной сфере может привести к нарушениям в других сферах. Чемтяжелее жизненная травма и чем раньше она произошла, тем большее количество сфер она заденети разрушит.

По степени тяжести травмирующее обращение с ребенком делится на 4 уровня — по возрастающей: пренебрежение интересами ребенка, эмоциональное отвержение, физическоенасилие, сексуальное насилие (эти уровни будут подробнее рассмотрены на следующих занятиях). Так, например, ребенок, которым пренебрегают, выглядит неухоженным и может отставатьв знаниях от сверстников, но, попав в благоприятную обстановку, быстро «догоняет» ровесников.

Ребенок, систематически страдающий от жестокого обращения, не только отстает в физическомразвитии и плохо выглядит, но и имеет интеллектуальные проблемы в связи с постояннымстрессом; боль и страх озлобляют его и заставляют чувствовать себя несчастным, а поведение егостановится неуправляемым. Чтобы ему помочь, потребуется много времени, сил и терпения состороны взрослых.

Наконец, результатом сексуального насилия станут чрезмерная опытность в сфере сексуальных отношений, глубокие нарушения в эмоциональной сфере, торможение в интеллектуальном развитии, изменения во внешности (раннее созревание либо значительноеотставание от возраста) и в поведении. Такому ребенку требуются не только любовь и поддержкасо стороны заботящихся взрослых, но и помощь специалистов — врачей, психологов.

Если причиной задержки в развитии стало определенное травмирующее событие, то возраст, на который выглядит такой ребенок, является «адресным»: вероятнее всего, травмапроизошла в этот период, и ребенок внешне и внутренне как бы «застрял» в нем.

Работа с травмойи изменение жизненных условий позволяют ребенку нагнать свой возраст. Изменения к лучшему в образовании детей происходят медленно, а роль педагогической иродительской поддержки — определяющая. При этом целью должна быть реализация потенциаладанного ребенка — с учетом его реальных обстоятельств.

Тактика

1. постепенность и последовательность;

2. отмечать любое продвижение к лучшему;

3. хвалить не за результат, а за усилия;

4. сравнивать достижения ребенка не с успехами других и не с идеальными нормами, а сначальным уровнем его самого;

5. стремиться сохранять отношения с ребенком, не превращая требовательность в противостояние.

1.4. Как проявляются травмы прошлого. Упражнение в группе.

Цели:

- показать, что проблема или травма прошлого может проявляться в поведении и реакциях ребенка непонятным, неожиданным образом;

- показать, какие чувства может испытывать взрослый, сталкиваясь с таким поведением.

- Пригласите из числа участников три пары добровольцев. В каждой из пар один участник — «ребенок», другой — «воспитатель / родитель»

- По очереди отводите «детей» в сторону и так, чтобы никто не слышал, дайте им установку, как вести себя во время упражнения. Первому: «У тебя в кулаках зажато нечто очень важное, очень ценное, а может, наоборот, постыдное, что ты никому и никогда не хочешь показывать. Что бы ни происходило, не разжимай кулаков. Для тебя это важнее всего остального».

Второму: «Когда-то в твоей жизни случилось что-то страшное, ужасное, что связано для тебя сословом "три". Если услышишь это слово — значит, тебе грозит опасность, нужно скорее сесть напол и закрыть голову руками». Третьему: «Не позволяй никому прикасаться к тебе и дажепротягивать руки. Ты знаешь, что ничем хорошим это не кончится, поэтому при первой жепопытке отбей охоту продолжать: оттолкни, обругай».

- Пригласить в круг первого «родителя» и первого «ребенка» и дайте «родителю» задание: «Попросите ребенка похлопать в ладоши, покажите ему, как это здорово, похлопайте вместе!».

Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в тот момент, когданедоумение или раздражение «родителя» будет максимальным.

- Пригласите в круг второго «родителя» и второго «ребенка» и дайте «родителю» задание: «Научите ребенка считать до пяти».

- Пригласите в круг третьего «родителя» и третьего «ребенка» и дайте «родителю» задание: «Ваш ребенок собрался гулять, вы мирно с ним о чем-то болтаете и вдруг заметили, что оннеаккуратно повязал шарф, все горло открыто. Поправьте шарф». Дайте участникам некотороевремя на развитие событий и остановите игру в том момент, когда недоумение или раздражение «воспитателя» будет максимальным.

- Попросите «родителей» поделиться своими чувствами. Что они испытывали, когда пытались поиграть с ребенком, научить его чему-то, проявить заботу, а получили неадекватнуюреакцию?

- Спросите остальных участников группы: что, по их мнению, происходило? Почему детитак странно вели себя?

- Предложите «детям» рассказать, какие установки ими были получены. Попросите ихрассказать о чувствах, которые они испытывали, когда «воспитатели» проявляли непонимание инастойчивость.

- Предложите группе обсудить вопрос: «В наших ситуациях попытка "родителей" помочьдетям, сделать для них что-то хорошее потерпела фиаско. Можно ли сказать, что кто-то изучастников — "воспитатель" или "ребенок" — в этом виноват? Что является истиннойпричиной?».

Обсуждение в большой группе. Последствия детских травм могут быть очень длительными и серьезными, но это не приговор на всю жизнь. С чем-то помогут справитьсяспециалисты, что-то ребенок преодолеет сам, набравшись сил и получив поддержку. Важно помнить, что, каковы бы ни были обстоятельства, любой ребенок внутреннее стремится расти, развиваться, быть здоровым и счастливым. Если он попадет в благоприятные условия, почувствует себя в безопасности, получит тактичную, терпеливую поддержку, он обязательноиспользует эту возможность для преодоления своих проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: