Задачи:
1. Создание условий для профилактики конфликтов в классном коллективе.
2. Обогащение репертуара поведенческих реакций в конфликтной ситуации.
3. Развитие умения анализировать собственное поведение, чувства.
Ход занятия:
1.Вступительное слово.
Грубость-проявления жесткости в отношениях, неучтивости, невежливости. Грубость выражается в недоброжелательности к окружающим, в не внимании к чужим интересам, в неумении сдерживать свое раздражение, в непредумышленном или намеренном оскорблении окружающих людей, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.
В беседе с детьми необходимо подвести их к выводу о том, что грубое поведение окружающих необходимо либо игнорировать (не обращать внимания), либо пресекать в культурной, вежливой форме (с помощью корректного замечания). А возникающие негативные чувства - злость, гнев - как нельзя держать в себе, так и нельзя выплескивать на окружающих.).
Знакомство с памяткой «Как правильно вести себя в ответ на грубое поведение человека?»
Правила поведения:
1. Сделать корректное замечание в вежливой форме для того, чтобы он изменил свое неприемлемое (грубое, несдержанное, обидное) поведение. Для этого достаточно произнести «волшебную» фразу («Я - высказывание»))
2. Не обращать внимания и просто отойти (Комментарий для обучающихся: Некоторые люди не понимают вежливой просьбы, и все равно продолжают свои неприемлемые действия. Но это не значит, что нужно грубить им в ответ, кричать, что-то доказывать. Просто нужно отойти в сторону и перестать обращать на них внимание)
3. Обратиться за помощью к взрослому (классному руководителю, воспитателю) (Комментарий для обучающихся: несмотря на то, что вы выполнили предыдущие пункты правил, могут и дальше совершать обидные для вас действия. Поэтому вам необходимо обратиться за помощью к взрослому – пусть он вмешается в конфликт и повоздействует на нарушителя спокойствия)
4.Не ругаться в ответ! (Ни в коем случае нельзя начинать ругаться в ответ грубияну. Это только подогреет конфликт и приведет к еще большему его разрастанию)
5.Не драться в ответ! (Тем более не следует прибегать к физической силе для успокоения грубияна).
Для учащихся можно использовать памятку «Как правильно вести себя в ответ на грубое поведение человека?» уже в готовом виде.
2.Отработка пяти правил памятки)
Для закрепления полученных знаний обыграть все перечисленные в памятке правила, вспомнив типичные ситуации школьной жизни, в которых окружающие проявляли грубость.
3.Упражнение «Психологический театр»
(Ребятам предлагается представить, что они актеры театра и им необходимо обыграть несколько ситуаций. Ситуация для обыгрывания: «Один одноклассник, проходя мимо другого, нечаянно задел его». Учащимся необходимо изобразить, как обычно школьники ведут себя в данной ситуации.)
4. Сеанс релаксации «Порхание бабочки» под спокойную музыку. (музыкальное сопровождение: трек «Теплый летний вечер»)
Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки. Вам хорошо и приятно (пауза). Но вот пришло время возвращаться обратно. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.
Тема: «Правила безопасного общения»
Задачи:
1. Создание условий для комфортного пребывания учащихся в классном коллективе.
2. Обогащение репертуара поведенческих реакций в ситуации повседневного общения.
3. Развитие умения анализировать собственное поведение, чувства.
4. Формирование положительной мотивации на соблюдение правил комфортного общения.
Ход занятия:
1.Разминка
(Любая игра на групповое взаимодействие).
2. Знакомство с памяткой «Правила общения в нашем классе
Психолог знакомит обучающихся с правилами, предложенными в памятке. Все правила совместно обсуждаются). Правила общения в нашем классе.
В нашем классе можно:
1. Помогать друг другу в трудную минуту
2. Защищать друг друга от обидчиков
3. Дружить между собой
4. Бережно относиться к вещам одноклассников
5. Использовать в своей речи вежливые слова
6. Помогать по учебе своим одноклассникам
7. Называть друг друга по имени
8. Уважительно относиться друг к другу
В нашем классе нельзя:
1. Драться
2. Обзываться друг на друга
3. Брать без спроса вещи одноклассников
4. Обращаться друг к другу по кличкам
5. Делать больно своим одноклассникам
6. Обижать более слабых ребят
7. Унижать достоинство своих одноклассников
Соблюдай перечисленные правила, и общение в классе станет приятным как для тебя самого, так и для твоих товарищей.
Постараться соблюдать правила безопасного общения в классе.
3. Сеанс релаксации «Облака». Трек.
Теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака — такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши руки легкие-легкие, ваши ноги легкие, все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако... (пауза). Оно поглаживает вас... Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке