Тема: «Польза и вред эмоций»

Цель: Коррекция и профилактика нарушений психологического здоровья детей.

Задачи:

- научить подростков выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами;

- создать условия для обращения подростков к личному опыту проявления агрессии;

- создать условия для осознания подростками психологической природыагрессивности;

- обучить способам разрядки обиды и агрессии.

Ход занятия:

1.Приветствие. Упражнение «Улыбка в подарок».

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»

2.Вводная беседа.

- Бывает ли так, что одна и та же ситуация одного человека обижает, а другого нет? Приведите примеры. Когда люди обижаются друг на друга, за что? (ответы детей).

-Попробуйте на несколько секунд превратиться в психоаналитиков и ответить на вопрос: «Почему мы обижаемся?» «Почему мы испытываем злость, раздражение?» (причины, которые заставляют человека обижаться и злиться, т. е. проявлять агрессивность).

В процессе обсуждения подвести детей к выводу, что иногда проявление агрессивности - это не что иное, как желание привлечь к себе внимание, скрыть свой страх перед чем- то, а чаще всего неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг события.

- Предлагаю вспомнить ситуации, которые выводили вас из себя, злили. А теперь давайте выполним упражнение, которое поможет вам выявить те «раздражители», которые заставляют вас быть такими.

Практическая часть:

3.Упражнение «Что меня злит»

В первом столбике таблицы запишите все то, что вызывает в вас раздражение, злит, сердит.

Во второй запишите действия, которые вы предприняли бы в ответ на «раздражитель» (поругаюсь, порву, побью ит. д.)

Анализ заполненных таблиц.

В ходе анализа подвести к выводу, что агрессия бывает «вербальная» и «физическая».

Вербальная (словесная) - многочисленные отпоры, отрицательные отзывы, критические замечания; выражения отрицательных эмоций: недовольство другими в форме брани, затаенной обиды, ярости, ненависти; высказывания мыслей и желаний агрессивного содержания («Я больше всего хотел бы убить его»), или в форме проклятия, оскорбления, угрозы, обвинения.

Физическая - использование физической силы против другого лица.

4.Упражнение «Польза и вред эмоций»

Задание: определить возможность обращения каждой эмоции как на пользу человеку, так и во вред. Например, страх. Вред - удерживает человека от того, что иногда необходимо сделать. Польза - позволяет человеку уберечься от лишнего риска. Я предлагаю вам каждому взять по две эмоции, и «разложить по полочкам»

Вывод: каждая эмоция может быть и полезной и вредной для человека.

Чувства и эмоции являются самым быстрым источником информации о том, что происходит вокруг, но в то же время любое чувство может блокировать поступающую из внешнего мира информацию. Так, например, сильная радость от полученного письма иногда не позволит заметить грусть другого, который не получает весточки ни от кого (например, если человек в армии.) А как можно узнать какие эмоции вы испытываете, ведь вы не видите себя со стороны? (ответы детей) Да, как правило, это узнается по собственным ощущениям: «засосало под ложечкой», «задрожали коленки», «разгорелись уши», «встали дыбом волосы», «участился пульс» и т. д.

Упражнения, направленные на обучение подростка способам разрядки гнева, агрессии.

1. Комкать и рвать бумагу.

2. Бить подушку или боксёрскую грушу.

3. Топать ногами.

4. Громко кричать, используя «стаканчик» для крика.

5. Пинать ногой подушку.

6. Написать все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить эту бумагу.

7. Втирать пластилин в картонку или бумагу.

8. Использовать водяной пистолет или надувные дубинки (в домашних условиях).

9. Самый простой способ снятия агрессии и злости - сделать глубокий вдох и досчитать до десяти.

10. Если есть возможность, прогуляйтесь. Движение поможет Вам справиться с разыгравшимся адреналином.

Рефлексия:

Упражнение «Градусники»

Необходимо отметить на градуснике свою температуру, которая определяется значением занятия.

36,6- нужно, полезно, интересно, необходимо;

38- страшно, сложно, неинтересно, обременительно;

34- бесполезно, бесперспективно, безразлично.

 

Тема: «Как разрешаются конфликты»

Цель: формирование у учащихся представления о понятии «конфликт», стилей поведения, приемов разрешения конфликта путем конструктивных способов его преодоления.

Ход урока

1.Вступительное слово.

Здравствуйте ребята! Наше занятие я хочу начать с одной притчи.

"Коробочка"

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади, он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоящей в середине коробочке и заглянуть в неё, в одно из её окошечек.

Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясён, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.

Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошечек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так?

- Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.

- Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды? (Нет)

- Поднимите руку, у кого возникали проблемы по поводу невымытой посуды, уборки комнаты, занятий с младшим братом или сестрой?

- Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по-разному воспринимаем одни и те же вещи, явления, по-разному реагируем на ситуации.

Поэтому, тема нашего сегодняшнего урока: «Как разрешаются конфликты»

- Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Выяснить, что такое "конфликт", узнать, почему они происходят, как разрешать конфликты)

- Вся история человечества - это история бесконечных войн и конфликтов.

- Может ли быть мир в будущем без конфликтов? (да, нет:)

- Конфликты существовали всегда и будут существовать. Они - неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны и являются патологией. Они - нормальное явление в нашей жизни. Только их надо уметь правильно разрешать.

- В чём вред конфликтов? (мнения детей)

- Что же означает слово "конфликт"? Какие ассоциации оно вызывает?

2. Ситуация

- Рассмотрим ситуацию: "На перемене Ваню толкнули играющие одноклассники. Он рассердился и толкнул обидчика. В результате завязалась драка, которую остановил учитель. Когда стали разбирать происшедший инцидент, Ваня понял, что его задели случайно и драки можно было избежать. Ему стало стыдно, да и мама расстроилась, узнав о случившемся."

- Что послужило данной конфликтной ситуации? (мимолётный гнев, вспышка отрицательных эмоций)

- Что такое - гнев? (Гнев -это чувство, которое выводит человека из равновесия, переполняет его и провоцирует на различные необдуман-ные агрессивные поступки) (Слово "гнев" вывесить на доску.)

- Подведём небольшой итог: Что приводит к появлению и разрастанию конфликта?

3. Исследователи различают такие типы конфликтов:

Внутриличностные (в душе человека между совестью и честью)

Межличностные (между 2 людьми более)

Между группой и личностью

Межгрупповые (между группами)

- Для того, чтобы научиться разрешать конфликты, нужно научиться осознавать проблему, открыто обсуждать и знать пути разрешения конфликтов.

- Какие пути разрешения конфликтных ситуаций вы можете назвать? Как вы разрешали свои споры?

4.Как разрешаются конфликты.

Соревнование (конкуренция) - человек сосредотачивает внимание только на своих интересах, полностью игнорируя интересы других. Данная стратегия вызывает негатив со стороны других людей.

Избегание (уклонение) - человек показывает отсутствие внимания как к своим интересам, так и к другим. Он откладывает разрешение конфликта, надеясь, что ситуация разрешится сама собой.

Компромисс - достижение "половинчатой" выгоды каждой стороной. Люди идут на взаимные уступки.

Сотрудничество - учитываются интересы обеих сторон, находится взаимоприемлемый вариант, который устраивает обоих.

Приспособление - человек отступает от своей точки зрения и соглашается с интересами другого лишь бы не ссориться.

5.Решение конфликта.

Сейчас вы в группах попытаетесь дать решение житейским конфликтным ситуациям. Используйте один из путей решения конфликта. Командиры групп получают по конверту с заданием. Проверка.

1 ситуация: Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают. Между вами возник спор. (Дети высказывают своё мнение.)

2 ситуация: На одной из перемен к твоей парте подошёл одноклассник и взял без разрешения с парты телефон. Из-за чего возник конфликт. (Дети высказывают своё мнение.)

3 ситуация: Ты любишь слушать громкую музыку, а родители любят тишину. По этому поводу возник конфликт. (Выслушиваются мнения детей.)

4 ситуация: Юра не пошёл в коридор, а сидел за своей партой и читал книгу. Подошла Лена:

- Юра, интересная у тебя книга?

Мальчик захлопнул книжку и ударил Лену по голове:

- А тебе какое дело? Вот не будешь приставать с глупыми вопросами! (Дети высказывают своё мнение.)

5 ситуация: Мальчики из твоего класса постоянно обзывают и бьют тебя. Они коверкают твою фамилию и придумывают обидные прозвища. На переменах дёргают за одежду, пробегая мимо. (Мнения детей.)

- Легко ли находить пути выхода из конфликта?

- Как общаться так, чтобы не конфликтовать? Какой ещё школьный предмет, кроме этики, помогает нам в этом? (риторика)

6. Давайте, подведём итог нашего урока. Считаете ли вы, что обсуждение данной темы полезно?

- Изменит ли знание этой темы ваше поведение в конфликтных ситуациях?

- Если человек, находящийся рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими особенностями, мыслями, чувствами, переживаниями. У каждого есть слабые и сильные стороны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: