Прием № 1. Обучение на основе проекта
Многие суперученики выбирают для овладения необходимыми навыками не курсы, а проекты. Обучение программированию путем создания собственной компьютерной игры представляет собой прекрасный пример обучения на основе реального проекта. Инженерия, дизайн, искусство, музыкальная композиция, столярное дело, писательство и многие другие навыки прекрасно укладываются в проекты, которые производят осязаемый продукт.
Прием № 2. Обучение с погружением
Интенсивное изучение языка является каноническим примером того, как работает погружение.
Пребывание в среде, где говорят только на иностранном языке, гарантирует: вы будете общаться на нем намного больше, чем в любом другом случае. начинающие программисты могут примкнуть к проектам с открытым исходным кодом, чтобы попробовать себя в решении новых задач кодирования.
Прием № 3. Метод имитации полета
Для обучения пилотированию самолета практика на летном тренажере столь же хороша, как и управление настоящим самолетом, если при этом воспроизводится достаточное количество различных задач, которые должен решать пилот в воздухе. И если вы ищете способ научиться говорить по-французски перед поездкой во Францию, то больше толка будет от занятий с преподавателем по «Скайпу», чем от самостоятельного перебирания карточек со словами.
|
|
Прием № 4. Избыточный подход
в расширении задачи до полного включения в нее требуемого уровня навыков.
Узнавая что-то новое, неплохо всякий раз спрашивать себя, где и как вам понадобится это знание. А затем подумайте, как связать то, что вы изучаете, с реальным контекстом.
Продолжительная практика в среде, где вы намерены использовать свои навыки, является важным началом.
Принцип 4. Упражнения:
атакуйте свое самое слабое место.
Будь то бизнес, наука или государственное управление, убедительным и великим Бенджамина Франклина неизменно делала его способность хорошо писать. Его отличали не только количество написанного или природный талант, но и то, как он практиковался.
Упражняйтесь в языке, фактически говоря на нем. Изучите программирование, написав программу. Совершенствуйте писательские навыки, сочиняя эссе.
По мере того как вы совершенствуете мастерство, ваше время будет тратиться в основном на упражнения, поскольку знания о том, как сложный навык распадается на отдельные компоненты, станут более детальными и точными, а улучшить любую составляющую станет все сложнее и сложнее.
Определить, в чем именно нужно упражняться, кажется сложным, но на самом деле все может проще, чем вы ожидаете. Главное — экспериментировать. Подумайте, что вас сдерживает; атакуйте свое гипотетически слабое место с помощью нескольких упражнений.
|
|
Музыканты часто практикуют такой вид обучения: они определяют самые трудные фрагменты музыкального произведения и репетируют каждый по отдельности, пока не добьются совершенства. И лишь потом собирают свою музыкальную мозаику из совершенных частей. Спортсмены поступают аналогично: они тренируют навыки, лишь иногда необходимые в игре, например бросок из-под корзины или штрафной удар.
То, что требует для усвоения умственного напряжения, приносит образованию больше пользы, чем то, что дается легко.
Принцип 5.
Закрепление: научитесь учиться
Практика поиска информации в памяти всегда продуктивнее, особенно если она сочетается с возможностью свериться с учебником.
Посредственных программистов от великих отделяет вовсе не круг проблем, с которыми одни не могут разобраться, а другие щелкают их как орешки. Великие знают десятки способов решения разных задач и могут выбрать лучший для каждой ситуации. Такая широта профессионального диапазона требует определенного количества пассивных знаний, чему, в свою очередь, способствует припоминание.
Полезные приемы, которые можно использовать для поиска в памяти:
Прием № 1. Флеш-карты
Старый способ изготовления бумажных карточек для самоподготовки в значительной степени вытеснен системой интервальных повторений.
Прием № 2. Свободное припоминание
Проще всего, прочтя раздел книги или слушая лекцию, попытаться изложить на бумаге все, что удастся вспомнить.
Прием № 3. Метод вопросника
перефразировать записанное, переформулировать в виде вопросов, а позже ответить на них.
Прием № 4. Самогенерируемые проблемы
Скажем, узнав о новых методах или приемах программирования, сделайте заметку, чтобы затем опробовать их при решении реальной задачи. Создание списка таких задач подтолкнет к практическому применению этой информации.
Сринивасы Рамануджану помогали две особенности занятий, характерные для набора инструментов суперученика: интенсивность и практика припоминания.
Принцип 6.
Обратная связь: не уклоняйтесь от ударов
Бросаясь в интенсивную обратную связь, вы можете почувствовать себя некомфортно, но преодолеете это первоначальное ощущение гораздо быстрее, чем если бы ждали отклика месяцы или годы.
Суперученики используют это в своих интересах, получая огромное количество отзывов, так что им удается отделить «шум» от подлинного сигнала. Однако оценивающие информативные отклики полезны, если вы извлекаете из них уроки.
Принцип 7.
Запоминание: не наполняйте дырявое ведро
Количество утраченных знаний сокращается с течением времени. Наш ум — это дырявое ведро; однако большая часть отверстий сконцентрирована ближе к верху, поэтому снизу вода вытекает медленнее.
За прошедшие годы психологи определили по меньшей мере три доминирующие теории, объясняющие, почему наш мозг забывает многое из изученного : разрушение, помехи и забытые подсказки.
Разрушение: со временем забывается: Воспоминания неумолимо утекают от нас, подобно песку в часах, по мере удаления от прошедших событий.
Помехи: запись новых воспоминаний «поверх» старых:
она действует, когда изучение чего-то нового «стирает» или подавляет старую память. Любой, кто выучил испанский язык, а затем попытался освоить французский, знает, насколько это может оказаться сложным.
Забытые сигналы: запертая коробка без ключа:
|
|
многие воспоминания существуют, но недоступны. Суть этой теории в том, чтобы заставить человека извлечь из памяти что-то, в ней точно имеющееся.
КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ЗАБЫВАНИЕ?
Механизм запоминания № 1.
Интервалы: повторите, чтобы запомнить
если хотите запомнить надолго — не зубрите.
При долгих перерывах между занятиями вызубренное может забыться, но зато осмысленное и понятое сохранится навечно.
Многие суперученики для сохранения наибольшего количества знаний с наименьшими усилиями применяют систему интервальных повторений.
Механизм запоминания № 2.
Процедура автоматизации процесса
Одна из стратегий применения этой концепции сводится к тому, чтобы до завершения практики автоматизировать определенный объем знаний.
Механизм запоминания № 3.
Избыточное изучение:
практика за пределами совершенства
практика, необходимая для выработки устойчивого навыка.
Механизм запоминания № 4.
Мнемоника: картинка сохраняет тысячу слов
включают в себя преобразование абстрактной или случайной информации в яркие изображения или пространственные карты.
активное припоминание, интервальное повторение и настойчивое стремление к практике.
Принцип 8.