Запоминание: не наполняйте дырявое ведро

Прием № 1. Обучение на основе проекта

Многие суперученики выбирают для овладения необходимыми навыками не курсы, а проекты. Обучение программированию путем создания собственной компьютерной игры представляет собой прекрасный пример обучения на основе реального проекта. Инженерия, дизайн, искусство, музыкальная композиция, столярное дело, писательство и многие другие навыки прекрасно укладываются в проекты, которые производят осязаемый продукт.

Прием № 2. Обучение с погружением

Интенсивное изучение языка является каноническим примером того, как работает погружение.

Пребывание в среде, где говорят только на иностранном языке, гарантирует: вы будете общаться на нем намного больше, чем в любом другом случае. начинающие программисты могут примкнуть к проектам с открытым исходным кодом, чтобы попробовать себя в решении новых задач кодирования.

 

Прием № 3. Метод имитации полета

Для обучения пилотированию самолета практика на летном тренажере столь же хороша, как и управление настоящим самолетом, если при этом воспроизводится достаточное количество различных задач, которые должен решать пилот в воздухе. И если вы ищете способ научиться говорить по-французски перед поездкой во Францию, то больше толка будет от занятий с преподавателем по «Скайпу», чем от самостоятельного перебирания карточек со словами.

Прием № 4. Избыточный подход

в расширении задачи до полного включения в нее требуемого уровня навыков.

 

Узнавая что-то новое, неплохо всякий раз спрашивать себя, где и как вам понадобится это знание. А затем подумайте, как связать то, что вы изучаете, с реальным контекстом.

 

Продолжительная практика в среде, где вы намерены использовать свои навыки, является важным началом.

 

 

                    Принцип 4. Упражнения:

  атакуйте свое самое слабое место.

Будь то бизнес, наука или государственное управление, убедительным и великим Бенджамина Франклина неизменно делала его способность хорошо писать. Его отличали не только количество написанного или природный талант, но и то, как он практиковался.

 

Упражняйтесь в языке, фактически говоря на нем. Изучите программирование, написав программу. Совершенствуйте писательские навыки, сочиняя эссе.

 

По мере того как вы совершенствуете мастерство, ваше время будет тратиться в основном на упражнения, поскольку знания о том, как сложный навык распадается на отдельные компоненты, станут более детальными и точными, а улучшить любую составляющую станет все сложнее и сложнее.

 

Определить, в чем именно нужно упражняться, кажется сложным, но на самом деле все может проще, чем вы ожидаете. Главное — экспериментировать. Подумайте, что вас сдерживает; атакуйте свое гипотетически слабое место с помощью нескольких упражнений.

 

 

Музыканты часто практикуют такой вид обучения: они определяют самые трудные фрагменты музыкального произведения и репетируют каждый по отдельности, пока не добьются совершенства. И лишь потом собирают свою музыкальную мозаику из совершенных частей. Спортсмены поступают аналогично: они тренируют навыки, лишь иногда необходимые в игре, например бросок из-под корзины или штрафной удар.

То, что требует для усвоения умственного напряжения, приносит образованию больше пользы, чем то, что дается легко.

 

                           Принцип 5.

Закрепление: научитесь учиться

Практика поиска информации в памяти всегда продуктивнее, особенно если она сочетается с возможностью свериться с учебником.

 

   Посредственных программистов от великих отделяет вовсе не круг проблем, с которыми одни не могут разобраться, а другие щелкают их как орешки. Великие знают десятки способов решения разных задач и могут выбрать лучший для каждой ситуации. Такая широта профессионального диапазона требует определенного количества пассивных знаний, чему, в свою очередь, способствует припоминание.

 

 

Полезные приемы, которые можно использовать для поиска в памяти:

Прием № 1. Флеш-карты

Старый способ изготовления бумажных карточек для самоподготовки в значительной степени вытеснен системой интервальных повторений.

 

Прием № 2. Свободное припоминание

Проще всего, прочтя раздел книги или слушая лекцию, попытаться изложить на бумаге все, что удастся вспомнить.

Прием № 3. Метод вопросника

перефразировать записанное, переформулировать в виде вопросов, а позже ответить на них.

Прием № 4. Самогенерируемые проблемы

Скажем, узнав о новых методах или приемах программирования, сделайте заметку, чтобы затем опробовать их при решении реальной задачи. Создание списка таких задач подтолкнет к практическому применению этой информации.

 

Сринивасы Рамануджану помогали две особенности занятий, характерные для набора инструментов суперученика: интенсивность и практика припоминания.

 

 

                               Принцип 6.

Обратная связь: не уклоняйтесь от ударов

Бросаясь в интенсивную обратную связь, вы можете почувствовать себя некомфортно, но преодолеете это первоначальное ощущение гораздо быстрее, чем если бы ждали отклика месяцы или годы.

Суперученики используют это в своих интересах, получая огромное количество отзывов, так что им удается отделить «шум» от подлинного сигнала. Однако оценивающие информативные отклики полезны, если вы извлекаете из них уроки.

 

                                Принцип 7.

Запоминание: не наполняйте дырявое ведро

 

Количество утраченных знаний сокращается с течением времени. Наш ум — это дырявое ведро; однако большая часть отверстий сконцентрирована ближе к верху, поэтому снизу вода вытекает медленнее.

 

За прошедшие годы психологи определили по меньшей мере три доминирующие теории, объясняющие, почему наш мозг забывает многое из изученного : разрушение, помехи и забытые подсказки.

Разрушение: со временем забывается: Воспоминания неумолимо утекают от нас, подобно песку в часах, по мере удаления от прошедших событий.

Помехи: запись новых воспоминаний «поверх» старых:

она действует, когда изучение чего-то нового «стирает» или подавляет старую память. Любой, кто выучил испанский язык, а затем попытался освоить французский, знает, насколько это может оказаться сложным.

Забытые сигналы: запертая коробка без ключа:

многие воспоминания существуют, но недоступны. Суть этой теории в том, чтобы заставить человека извлечь из памяти что-то, в ней точно имеющееся.

 

        КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ЗАБЫВАНИЕ?

                  Механизм запоминания № 1.

Интервалы: повторите, чтобы запомнить

если хотите запомнить надолго — не зубрите.

При долгих перерывах между занятиями вызубренное может забыться, но зато осмысленное и понятое сохранится навечно.

 

Многие суперученики для сохранения наибольшего количества знаний с наименьшими усилиями применяют систему интервальных повторений.

                Механизм запоминания № 2.

    Процедура  автоматизации  процесса

Одна из стратегий применения этой концепции сводится к тому, чтобы до завершения практики автоматизировать определенный объем знаний.

                   

 

              Механизм запоминания № 3.

              Избыточное изучение:                                                      

      практика за пределами совершенства

практика, необходимая для выработки устойчивого навыка.

 

 

               Механизм запоминания № 4.

 Мнемоника: картинка сохраняет тысячу слов

включают в себя преобразование абстрактной или случайной информации в яркие изображения или пространственные карты.

 

активное припоминание, интервальное повторение и настойчивое стремление к практике.

 

 

                              Принцип 8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: