Экспериментирование: исследуйте за пределами зоны комфорта

 

Ван Гог был настойчив в попытках стать художником. Несмотря на разочарования и множество отрицательных отзывов, он неустанно продолжал творить, иногда создавая картину за день. Эти два фактора — разнообразие методов и интенсивное обучение — позволили ему преодолеть первоначальные трудности и создать ряд самых блестящих знаковых работ из когда-либо написанных.

 

             ТРИ ТИПА ЭКСПЕРИМЕНТОВ:

 

№ 1. Эксперименты с учебными ресурсами

Ван Гог испробовал много различных подходов, начав учиться рисовать, и создал множество работ каждым из выбранных методов. Хорошая стратегия заключается в том, чтобы выбрать ресурс (книгу, курс, метод обучения) и строго применять его в течение определенного времени.

 

№ 2. Эксперименты с техникой

Выберите несколько подтем в навыке, который вы пытаетесь развить, потратьте некоторое время на их интенсивное изучение, а затем оцените свой прогресс.

 

№ 3. Экспериментируйте со стилем

Ключ к экспериментированию — в знании о существовании различных методов. И Ван Гог опять послужит хорошим примером: он потратил много часов на изучение и обсуждение работ других художников. У него сформировался огромный банк возможных стилей и идей, которые он мог адаптировать к собственной деятельности. Точно так же и вам нужно определить корифеев в изучаемой сфере, проанализировать причины успешности их методики и найти, что было бы полезно заимствовать и интегрировать в собственный подход.

 

              КАК ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ

Прием № 1. Скопируйте, затем создайте

Начав с подражания, попробуйте использовать это как точку опоры для дальнейшего продвижения в собственных творческих исканиях.

 

Прием № 2. Параллельное сравнение методов

применение двух разных методов быстро даст вам информацию о том, что работает лучше и что больше подходит лично вам.

 

Прием № 3. Введение новых ограничений

 

Прием № 4. Найдите свою суперсилу в гибриде несвязанных навыков

Например, вы инженер, из которого получится действительно хороший оратор. Пусть вы не самый лучший специалист и не выдающийся трибун, но сочетание этих двух навыков может сделать вас лучшим конструктором для презентации инженерных тем вашей компании на конференциях, что откроет вам доступ к новым профессиональным возможностям.

Прием № 5. Исследуйте крайности

.

    Обучение включает в себя два способа экспериментирования. Во-первых, сам процесс обучения — это иллюстрация метода проб и ошибок. Во-вторых, само по себе экспериментирование заключается в процессе опробования методов обучения. Выберите из различных подходов те, которые больше всего годятся именно вам.

     

 Ваш первый проект суперобучения

 

ШАГ 1. ПРОВЕДИТЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Какую тему вы собираетесь изучать и насколько глубоко?

Какие основные ресурсы вы собираетесь использовать?

Найдите подходящий пример

Практическая деятельность

Дополнительные материалы и упражнения

 

ШАГ 2. СПЛАНИРУЙТЕ ВРЕМЯ

рекомендую установить постоянный график, а не бросаться «в учебу». Упорядоченность жизни формирует хорошие привычки.

Короткие и разнесенные по времени уроки лучше подходят для запоминания, чем перенасыщенные длительные занятия.

 

предлагаю составить пилотную версию расписания на неделю.

 

ШАГ 3. ВЫПОЛНИТЕ ПЛАН

Вот вопросы, которые надо задать себе, чтобы определить, не отдаляетесь ли вы от идеала.

1. Метаобучение. Узнал ли я предварительно типичные способы изучения этого предмета или получения навыка? Спросил ли мнение успешных учеников относительно ресурсов? Потратил ли я на это около 10% от общего времени подготовки проекта?

2. Фокусировка. Я сосредоточен, когда занимаюсь, или действую в режиме многозадачности и отвлекаюсь? Приходится ли мне пропускать или откладывать учебные занятия? Когда я начинаю урок, сколько времени мне требуется на врабатывание? Как долго мне удается поддерживать сосредоточенность, прежде чем мой ум начнет блуждать вдалеке? Насколько остро мое внимание? Должно ли оно быть более концентрированным для интенсивности или более расфокусированным для творчества?

3. Целенаправленность. Формирую ли я навык так, как намерен его использовать? Если нет, то какие умственные процессы существуют в реальной среде, но отсутствуют в моей практике? Как перенести узнанное в реальную жизнь?

4. Упражнения. Сосредоточен ли я на самых слабых местах своей деятельности? Что ограничивает мою скорость и замедляет общий прогресс? Не чрезмерно ли число компонентов? Как разделить сложный навык на более мелкие, легко управляемые?

5. Закрепление. Бо льшую часть своего времени я трачу на чтение и конспектирование или решаю проблемы по памяти и вспоминаю сведения, не заглядывая в свои заметки? Есть ли у меня какой-то способ самопроверки, или я просто предполагаю, что все запомнил? Могу ли я успешно объяснить то, что узнал вчера, на прошлой неделе, год назад? Как узнать, по силам ли мне это?

6. Обратная связь. Получаю ли я честные отзывы о своей работе как можно раньше или пытаюсь уклониться от ударов и избежать критики? Знаю ли я, что освоил хорошо, а что — нет? Правильно ли я использую обратную связь или слишком остро реагирую на второстепенные моменты?

7. Запоминание. Есть ли у меня способ вспомнить выученное в долгосрочной перспективе? Что я делаю, чтобы информация хранилась в памяти дольше? Знаю ли я процедуры, которые позволяют легче воспроизвести знания? Использую ли я избыточное изучение самых важных аспектов навыка?

8. Интуиция. Глубоко ли я понимаю то, что изучаю, или просто вызубриваю? Могу ли я преподать идеи и процедуры, которые изучаю, кому-то еще? Понятно ли мне, почему то, что я изучаю, верно, или все это кажется случайным и не связанным между собой?

9. Экспериментирование. Не топчусь ли я на одном месте с текущими ресурсами и методами? Нужно ли мне расширяться и пробовать новые подходы, чтобы достичь цели? Как выйти за рамки овладения основами, создать уникальный стиль творческого решения проблем и заняться тем, что другие не исследовали раньше?

 

ШАГ 4. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ШАГ 5. ПОДДЕРЖИТЕ ИЛИ УСОВЕРШЕНСТВУЙТЕ ТО, ЧЕМУ ВЫ УЖЕ НАУЧИЛИСЬ

Регулярной минимальной практики для поддержания навыка обычно бывает достаточно.

Практика может поддерживать имеющуюся информацию, сохраняя основную часть приобретенных знаний.

Повторное освоение, как правило, легче первоначального обучения.

Мастерство — долгий путь. Первоначальные усилия позволяют преодолеть достаточно барьеров, чтобы расчистить путь для медленного процесса накопления знаний и достижения подлинного мастерства.

 

Существует целый спектр привычек — от нулевого усилия и спонтанного вовлечения до значительных усилий и быстрого приобретения навыков суперобучения.

 

 

Первый шаг — начать пораньше. Обучение ребенка должно начинаться не позднее трех лет, а специализация — не позднее шести.

 

Сестры Полгар изучали языки, математику и другие предметы, занимались спортом, но их внимание всегда было сосредоточено на шахматах.                                       Ласло отметил: «Начиная с 4–5 лет они играли в шахматы по пять или шесть часов в день».

 

Было превращение тренировок в игру.                                  Поддержание веселой и легкой обстановки, особенно пока дети были маленькими, послужило ключевым шагом к развитию драйва и уверенности в себе.                              Ласло стремился создать положительное подкрепление: шахматы должны быть приятным, а не разочаровывающим опытом.

 

«Вначале очень важно пробудить интерес. Надо заставить ребенка полюбить то, чем он занимается — до такой степени, чтобы он стал почти одержим этим».

Он считал, что самодисциплина, мотивация и целеустремленность должны исходить от самих детей.

Он также считал, что «одна из важнейших воспитательных задач — обучение самообразованию».

 

ПРИНЦИПЫ СУПЕРОБУЧЕНИЯ В ДЕЙСТВИИ

1. Метаобучение

2. Концентрация

3. Целенаправленность

4. Упражнения

5. Закрепление

6. Обратная связь

7. Запоминание

8. Интуиция

9. Экспериментирование

 

 

   Если у человека есть природная склонность к суперобучению, конкуренция, вероятно, пойдет ему на пользу. Наблюдение за своими успехами при прямом сравнении подкрепит стремление к дальнейшему совершенствованию.

    Обучение становится действительно ценным именно тогда, когда человек учится делать то, что не под силу никому другому.

  

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: