Усвоение моделей и правил построения предложений в онтогенезе

Методика логопедической работы по обучению построению предложений с дошкольников с общим недоразвитием речи

Понятие о предложении.

Усвоение моделей и правил построения предложений в онтогенезе.

Нарушения построения предложений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Основные подходы к обследованию умений строить и использовать предложения в собственной речи у дошкольников с общим недоразвитием.

Основные подходы к обучению дошкольников с общим недоразвитием речи построению предложений.

Экспериментальная программа «Поможем Незнайке говорить правильно» по обучению дошкольников с общим недоразвитием речи второго уровня построению предложений.

Литература.

1. Жукова Н.С., Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева Логопедия. Основы теории и практики. М.: Эксмо, 2011.

2. Логопедия.Теория и практика / под редакцией Филичевой Т.Б. М., Эксмо, 2017.

3. Основы дошкольной логопедии / Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. и др.. М., Эксмо, 2017.

4. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. Ростов н/Д, Феникс, 2016.

5. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Боровцова Л.А., Куренкова А.Ю. Живые фразы: логопедическое пособие по обучению построению предложений дошкольников с общим недоразвитием речи. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2018.

Понятие о предложении.

Одной из задач речевого развития дошкольников является формирование грамматического строя речи – морфологии, словообразования и синтаксиса. Без овладения грамматикой родного языка невозможно речевое общение.

В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.

В предложении, как основной коммуникативной единице, осуществляется соединение логических форм мышления, грамматических форм и лексико-семантических группировок слов. Предложение является основной коммуникативной единицей языка и речи.

Предложение – одна из основных единиц языка, основная единица синтаксиса, наименьшая единица общения. При помощи предложения мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, приказаниями. Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью, то есть представляет собой отдельное высказывание. Интонационная законченность выражается большой паузой в конце предложения.

Предложение – это единица речи, которая грамматически и интонационно оформлена по законам языка.

Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого или одного из них. В предложении, кроме подчинительной, используется сочинительная связь –  связь между равноправными словами или предложениями.

Классификация предложений.

По цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные.

По интонации: восклицательные, невосклицательные.

По количеству грамматических основ: простые, сложные.

Классификация простых предложений.

По количеству главных членов: двусоставные, односоставные.

По наличию второстепенных членов: нераспространенные, распространенные.

По наличию необходимых членов: полные, неполные.

По наличию конструкций: осложненные, неосложненные.

По синтаксической членимости: членимые, нечленимые.

По характеру отношения к действительности: утвердительные, отрицательные.

Классификация сложных предложений.

По наличию союзов: союзные, бессоюзные.

По характеру союзной связи: сложносочиненные, сложноподчиненные.

В результате овладения определёнными языковыми закономерностями, ребёнок правильно моделирует собственные речевые высказывания. Неусвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения. Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматически формы слов.

Усвоение моделей и правил построения предложений в онтогенезе.

Выдающиеся педагоги, психологи, психолингвисты уделяли проблеме усвоения синтаксической структуры предложения в онтогенезе пристальное внимание. Различные аспекты детской грамматики описаны в работах многих авторов: А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахнаровича, Д. Б. Эльконина, С.Н. Цейтлин, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, В.В. Гербовой, Т.А. Марковой, А.А. Леонтьева, М.М. Кониной, Л.В.Ковригиной и др. Формирование грамматического строя речи (словоизменения, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так, при формировании словоизменения ребенок, прежде всего, должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др.), так как, прежде чем начать использовать языковую форму, ребенок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

В работах А.Н. Гвоздева с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие периоды формирования речи:

I период — период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес). Это:

1) этап однословного предложения, когда ребенок использует лить отдельные слова в роли предложения. В речи ребенка лишь небольшое количество слов, которые он использует для выражения своих желаний, потребностей, впечатлений. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребенок часто использует жесты, интонацию. Первые слова, это аморфные слова-корни. В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения. Основную часть слов составляют существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания (бух, би-би, му, мяу), лепетные слова (ди, моко). Однословное предложение ­- исходный пункт развития детской речи как в норме, так и при всех видах нарушений и отклонений. При нормальном развитии этот период господствует в речи ребенка в течение полугода и включает в себя небольшoе количество словесных единиц.

2) этап предложений из нескольких слов-корней - ребенок объединяет в одном высказывании сначала 2, затем 3 слова, т. е. в речи ребенка появляется фраза. Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребенок объединяет слова в высказывании, связывая их только интонацией, общностью ситуации. При этом слова используются в предложениях в одной и той же аморфной, неизменяемой форме, в той форме, в какой они были извлечены из речи окружающих, без переконструирования их в нужную грамматическую форму в связи с конструкцией своего собственного высказывания. Анализ детских высказываний этого этапа показывает, что дети улавливают из речи окружающих лишь общее содержание, общий смысл слова, выраженный в его лексической основе. Формально-знаковые средства языка не дифференцируются, остаются вне сферы его восприятия. Так, при восприятии различных форм слов (дом, дома, домой, домом и т. д.) ребенок воспринимает лишь общую часть этих слов (дом).

II период — период усвоения грамматической структуры предложения (1 г.10 мес. — 3 года), характеризуется:

1) этап формированием первых форм слов - ребенок начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова, начинает замечать различную связь между словами в предложении. В речи ребенка начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: согласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом изъявительного наклонения (матик играет), некоторые формы управления глаголом (дай кису). Однако в речи ребенка имеется большое количество аграмматизмов. На этом этапе отмечается расширение структуры предложения до 3-4 слов (Таня играет кука).

2) этап с использованием флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов и усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений. Из-за сложности флексийной системы ребенок не может одновременно усвоить все формы словоизменения. Общей тенденцией детской речи является первоначальное усвоение наиболее частотных флексий. В течение определенного времени дети используют только одно, наиболее продуктивное окончание, которое А. Н. Гвоздев называет «главенствующим». Другие варианты окончаний, выражающих то же грамматическое значение, отсутствуют в речи, оказываются вытесненными, они заменяются продуктивными флексиями. В связи с этим длительное время в речи детей наблюдаются замены непродуктивных флексий окончанием -ое(много ложков, ножов). Чем больше флексий используется в языке для выражения одного и того же грамматического значения, тем труднее усваиваются эти формы (молотоком, левы, человеки).

На определенном этапе развития дети начинают замечать технику связи слов в предложении. В их речи появляются первые случаи словоизменения. На этом этапе в детской речи встречается еще много грамматических неточностей. Одни флексии заменяются другими, но в пределах одного грамматического значения. Среди грамматических форм существительных усиливаются беспредложные формы косвенных падежей: винительного, родительного, творительного.

Словоизменение прилагательных еще не усвоено, в речи детей наблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательного с существительным. Во множественном числе прилагательные правильно употребляются лишь в именительном падеже. В ряде случаев прилагательные употребляются после существительных. Личные местоимения уже усвоены. В устной речи детей на этом этапе появляются некоторые семантически простые предлоги: в, на, у, с, но их употребление не всегда соответствует языковой норме, наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний.

Происходит расширение и усложнение структуры предложения до 5-8 слов, появляются сложные предложения, сначала бессоюзные, затем сложносочиненные предложения с союзами.

3) этап — этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (от 2 лет 6 мес. до 3 лет). Характерной особенностью нормального речевого развития является то, что усвоение предлогов происходит лишь после усвоения основных наиболее функциональных грамматических элементов языка — флексий.

На начальных этапах речевого развития в детской речи отсутствуют предлоги (на столе — толе). Но этот период непродолжителен. Научившись выделять и использовать флексию, ребенок затем вводит в эту конструкцию и недостающий третий элемент — предлог, выражая лексико-грамматическое значение с помощью предлога и флексии.

На этом этапе ребенок правильно употребляет простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов (из-за, из-под) наблюдаются аграмматизмы.

На этом этапе закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. В речи детей на этом этапе происходит дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений, усваиваются многие служебные слова.

Таким образом, в основном усваиваются многие грамматические формы. Однако в полной мере морфологическая система языка еще не усвоена.

III период – период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет). В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. В этот период значительно сокращается свободное использование морфологических элементов (словотворчество), так как ребенок овладевает не только общими правилами грамматики. Усваивается согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах, глагольное управление.

Рассматривая процесс освоения ребенком родного языка, Цейтлин С.Н. придерживается «конструктивистского» подхода к проблеме освоения языка, т. е. полагает, что ребенок строит собственную языковую систему на основе речевых образцов, которые получает от взрослых. Большое внимание в ее исследованиях отводится изучению закономерностей усвоения детьми языковых норм и правил. В своих работах она описывает следующие закономерности:

- раскрывает функции голофраз: привлечение внимания взрослого к речи говорящего ребенка, проверка гипотезы о номинации предмета, запрос о чем-нибудь на первом этапе формирования предложения;

- характеризует компоненты, входящие в двухсловные высказывания детей;

- На этапе многословных высказываний расширяется репертуар синтаксических компонентов: появляются все более сложные в семантическом плане синтаксемы, отражающие уровень когнитивного развития ребенка;

- Прослеживает усложнения иерархической структуры предложения, обращает внимание, как развиваются и углубляются зависимости компонентов;

- показывает, как происходит структурное усложнение предложения - за счет появления причастных и деепричастных оборотов, рядов однородных членов, конструкций, средств субъективной оценки;

- рассматривает, как усложняется сложное предложение, какие союзы используются детьми в более раннем возрасте, а какие – в более позднем возрасте.

По данным А.Н. Гвоздева, к 3-3,5 годам в словаре детей представлены все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, наречия, числительные, служебные слова, предлоги, союзы, частицы и междометия. В это же время в языке ребенка появляются грамматические формы, отражающие не только изолированные предметы, действия и качества, но и сложные отношения между ними, которые выражаются при помощи специальных средств - системы флексий, отдельных служебных слов и т.п. К 5 годам ребенок с нормальным речевым развитием практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса, правильно строит не только простые, но и сложные предложения.

По исследованиям многих специалистов можно выделить последовательность усвоения моделей предложений в онтогенезе.

Модели предложений

1. Глагол + имя существительное (без предлога).

Дай кашу.

2. Имя существительное + глагол.

Мама стирает.

3. Имя существительное + глагол + имя существительное (без предлога).

Собака грызет кость.

4. Имя прилагательное + имя существительное + глагол.

Маленький мальчик плачет.

5. Имя прилагательное + имя существительное + глагол + имя существительное (без предлога) или наречие.

Маленький мальчик плачет громко.

6. Имя существительное + глагол + предлог + имя существительное.

Маленький мальчик прыгает с лавки.

7. Имя прилагательное + имя существительное + глагол + предлог + имя существительное. (Имя прилагательное может стоять и в конце предложения).

8. Имя существительное + глагол + предлог + имя существительное + имя прилагательное + имя существительное.

9. Имя существительное и имя существительное + глагол.

Имя существительное + глагол и глагол.

10. Имя существительное + глагол, а имя существительное + глагол.

Имя существительное + глагол, но имя существительное + глагол.

11. Имя существительное + глагол, и имя существительное + глагол.

12. Предложения с подчинительными союзами.

 

Однако, в ряде случаев к старшему дошкольному возрасту при первично сохраненном интеллекте и нормальном слухе уровень сформированности лексико-грамматических средств языка может значительно отличаться от нормы. Словарный запас некоторых детей состоит лишь из небольшого количества звуковых комплексов, грамматически неоформленных, которые употребляются ребенком для обозначения лишь конкретных предметов и действий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: