Проблемой устранения общего недоразвития речи и развития навыков построения предложений у дошкольников занимались Филичева Т.Б., Чиркина, Г.В., Ястребова В.А., Туманова Т.В., Жукова Н.С., Мастюкова, Е.М., Ефименкова Л.Н., Лалаева Р.И., Ткаченко Т.А. и многие другие.
Ефименкова Л.Н. разработала методические приёмы по формированию фразовой и связной речи у дошкольников с ОНР. Вся коррекционная работа должна проводиться в три этапа. На каждом этапе проводится работа по расширению словаря, формированию фразовой речи и логическое соединение предложений в связную речь. На первом этапе с детьми I речевого уровня в работе над фразой уделяется большое внимание формированию понимания грамматических форм слов. И уже усвоенную фразу включаем в диалог. На втором этапе с детьми II уровня речевого развития работаем над структурой предложения, его грамматическим и интонационным формированием. На третьем этапе с детьми III уровня речевого развития учим детей строить сложные предложения.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., ФиличеваТ.Б разработали систему обучения дошкольников составлению различных видов предложений. Выделяют 5 этапов логопедической работы:
|
|
Первый этап – однословное предложение. Предложение из аморфных слов-корней. Основные задачи: вызвать подражательную речевую деятельность детей.
Второй этап – первые формы слов. Необходимо научить строить двухсловные предложения.
Третий этап обучения – двусоставное предложение. Научить грамматически правильно согласовывать слова в предложении из 2-3 слов.
Четвёртый этап – предложения из нескольких слов. Научить правильно строить предложения из 2-3 слов, самостоятельно словоизменять существительные и глаголы.
Пятый этап обучения – расширение объёма предложения. Сложное предложение. Научить строить сложноподчинённые и сложносочинённые предложения.
Ильякова Н.Е. предлагает использовать разработанные логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5-6 лет, которые помогут активизировать у детей предметный и глагольный словарь. Используя материалы данных разработок, педагог сможет научить ребенка составлять и распространять простые предложения сначала без предлогов, а затем и с предлогами.
Ткаченко Т.А. при работе над формированием предложения у детей с ОНР педагог использует вспомогательные средства, такие, как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначается следующий порядок работы:
Построение предложения по наглядному действию.
|
|
Высказывание по следам наглядного (демонстрационного) действия.
Построение предложения с использованием фланелеграфа.
Составление предложений по сюжетной картине.
Применение этой системы позволяет формировать связную речь у детей, которые изначально не владели развернутыми смысловыми высказываниями. Подбираются задания:
- составление предложений по предметным картинкам, правильно ли передается замысел;
- составление предложений по живым картинкам с демонстрацией действий на фланелеграфе;
- восстановление предложений со смысловой деформацией. Например, Дул сильный ветер, потому что дети надели шапки;
- составление предложений со словами из числа названных логопедом.
По мере формирования у детей умения конструировать высказывания необходимо подвести их к выполнению более сложных заданий, побуждающих воображение и активизирующих творческую самостоятельность. К числу таких заданий можно отнести следующие:
- составить предложение о каком-либо случае с мальчиком (девочкой), аналогично изображенный на сюжетной картинке;
- завершить предложение, составляемое по готовому началу с опорой на картинку;
- придумать начало предложения по готовому концу. Этот вид работы вызывает наибольшие затруднения. Помочь в этом случае детям может предъявление двух-трех образцов предложения на одну и ту же тему, коллективное придумывание нескольких вариантов начала предложения. Для облегчения задания подбираются предметные картинки, которые могут помочь в словесной характеристике вводимых персонажей.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. при проведении логопедической работы по развитию лексики предлагают обращать внимание на необходимость учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией.
Задачи логопедической работы по обучению детей с ОНР построению предложений, представленные в программе «Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников»Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной (сборник программ «Коррекция нарушений речи», 2008.).
I уровень развития речи:
-Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома.
-Учить детей составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Тата, спи.
-Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет).
II уровень речевого развития:
-Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.
-Учить распространять предложения за счет введения в них однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.).
-Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных
-Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий, красивый и т. п.).
-Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой — моя» и их согласованию с существительными.
-Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит).
-Учить самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Где кукла?
-Учить подбирать существительные к названию действия (кататься — велосипед, летать — самолет, варить — суп, резать — хлеб).
-Продолжать учить изменять существительные по категории падежа (дательный, творительный, родительный падежи).
-Закреплять навык составления простых предложений по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!).
|
|
-Закреплять у детей навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?».
-Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными.
-Закреплять умение заканчивать предложение, начатое педагогом.
-Закреплять в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования числительных с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов, много коров и т. п.).
-Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты?).
-Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они) и согласование их с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят).
-Формировать понимание и навык употребления в речи простых предлогов (на, в, под).
III уровень речевого развития:
-Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.
-Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода;
-Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы).
Эффективность использования коррекционных упражнений по обучению детей с ОНР зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:
- систематичность проведения упражнений;
- распределение их в порядке нарастающей сложности;
- подчинённость заданий выбранной цели;
- чередование и вариативность упражнений;
- воспитание внимания к речи.
Коррекционное обучение детей с ОНР по построению предложений включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. В ходе работы над предложением, осуществляется уточнение и расширение словаря.
Трудностиосознания детьми с ОНР предлагаемых заданий приводят к необходимости выполнять следующие методические рекомендации:
|
|
-неоднократно повторять задания;
-выделить в материале ориентировки;
-использовать инструкции с несколькими требованиями, предусматривающие речевое проговаривание действий;
-опираться на показ картинок, наводящие вопросы.
Таким образом, содержание логопедической работы по обучению детей с ОНР построению предложений включает в себя устранение синтаксических и морфологических аграмматизмов.
Приложение