Основные подходы к обучению дошкольников с общим недоразвитием речи построению предложений

 

Проблемой устранения общего недоразвития речи и развития навыков построения предложений у дошкольников занимались Филичева Т.Б., Чиркина, Г.В., Ястребова В.А., Туманова Т.В., Жукова Н.С., Мастюкова, Е.М., Ефименкова Л.Н., Лалаева Р.И., Ткаченко Т.А. и многие другие.

Ефименкова Л.Н. разработала методические приёмы по формированию фразовой и связной речи у дошкольников с ОНР. Вся коррекционная работа должна проводиться в три этапа. На каждом этапе проводится работа по расширению словаря, формированию фразовой речи и логическое соединение предложений в связную речь. На первом этапе с детьми I речевого уровня в работе над фразой уделяется большое внимание формированию понимания грамматических форм слов. И уже усвоенную фразу включаем в диалог. На втором этапе с детьми II уровня речевого развития работаем над структурой предложения, его грамматическим и интонационным формированием. На третьем этапе с детьми III уровня речевого развития учим детей строить сложные предложения.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., ФиличеваТ.Б разработали систему обучения дошкольников составлению различных видов предложений. Выделяют 5 этапов логопедической работы:

Первый этап – однословное предложение. Предложение из аморфных слов-корней. Основные задачи: вызвать подражательную речевую деятельность детей.

Второй этап – первые формы слов. Необходимо научить строить двухсловные предложения.

Третий этап обучения – двусоставное предложение. Научить грамматически правильно согласовывать слова в предложении из 2-3 слов.

Четвёртый этап – предложения из нескольких слов. Научить правильно строить предложения из 2-3 слов, самостоятельно словоизменять существительные и глаголы.

Пятый этап обучения – расширение объёма предложения. Сложное предложение. Научить строить сложноподчинённые и сложносочинённые предложения.

Ильякова Н.Е. предлагает использовать разработанные логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5-6 лет, которые помогут активизировать у детей предметный и глагольный словарь. Используя материалы данных разработок, педагог сможет научить ребенка составлять и распространять простые предложения сначала без предлогов, а затем и с предлогами.

Ткаченко Т.А. при работе над формированием предложения у детей с ОНР педагог использует вспомогательные средства, такие, как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначается следующий порядок работы:

Построение предложения по наглядному действию.

Высказывание по следам наглядного (демонстрационного) действия.

Построение предложения с использованием фланелеграфа.

Составление предложений по сюжетной картине.

Применение этой системы позволяет формировать связную речь у детей, которые изначально не владели развернутыми смысловыми высказываниями. Подбираются задания:

- составление предложений по предметным картинкам, правильно ли передается замысел;

- составление предложений по живым картинкам с демонстрацией действий на фланелеграфе;

- восстановление предложений со смысловой деформацией. Например, Дул сильный ветер, потому что дети надели шапки;

- составление предложений со словами из числа названных логопедом.

По мере формирования у детей умения конструировать высказывания необходимо подвести их к выполнению более сложных заданий, побуждающих воображение и активизирующих творческую самостоятельность. К числу таких заданий можно отнести следующие:

- составить предложение о каком-либо случае с мальчиком (девочкой), аналогично изображенный на сюжетной картинке;

- завершить предложение, составляемое по готовому началу с опорой на картинку;

- придумать начало предложения по готовому концу. Этот вид работы вызывает наибольшие затруднения. Помочь в этом случае детям может предъявление двух-трех образцов предложения на одну и ту же тему, коллективное придумывание нескольких вариантов начала предложения. Для облегчения задания подбираются предметные картинки, которые могут помочь в словесной характеристике вводимых персонажей.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. при проведении логопедической работы по развитию лексики предлагают обращать внимание на необходимость учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией.

Задачи логопедической работы по обучению детей с ОНР построению предложений, представленные в программе «Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников»Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной (сборник программ «Коррекция нарушений речи», 2008.).

I уровень развития речи:

-Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома.

-Учить детей составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Тата, спи.

-Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет).

II уровень речевого развития:

-Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.

-Учить распространять предложения за счет введения в них однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.).

-Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных

-Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий, красивый и т. п.).

-Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой — моя» и их согласованию с существительными.

-Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит).

-Учить самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Где кукла?

-Учить подбирать существительные к названию действия (кататься — велосипед, летать — самолет, варить — суп, резать — хлеб).

-Продолжать учить изменять существительные по категории падежа (дательный, творительный, родительный падежи).

-Закреплять навык составления простых предложений по модели: обращение + глагол в повелительном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!).

-Закреплять у детей навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?».

-Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными.

-Закреплять умение заканчивать предложение, начатое педагогом.

-Закреплять в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования числительных с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов, много коров и т. п.).

-Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты?).

-Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они) и согласование их с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят).

-Формировать понимание и навык употребления в речи простых предлогов (на, в, под).

III уровень речевого развития:

-Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.

-Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода;

-Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы).

Эффективность использования коррекционных упражнений по обучению детей с ОНР зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:

- систематичность проведения упражнений;

- распределение их в порядке нарастающей сложности;

- подчинённость заданий выбранной цели;

- чередование и вариативность упражнений;

- воспитание внимания к речи.

 

Коррекционное обучение детей с ОНР по построению предложений включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. В ходе работы над предложением, осуществляется уточнение и расширение словаря.

Трудностиосознания детьми с ОНР предлагаемых заданий приводят к необходимости выполнять следующие методические рекомендации:

-неоднократно повторять задания;

-выделить в материале ориентировки;

-использовать инструкции с несколькими требованиями, предусматривающие речевое проговаривание действий;

-опираться на показ картинок, наводящие вопросы.

Таким образом, содержание логопедической работы по обучению детей с ОНР построению предложений включает в себя устранение синтаксических и морфологических аграмматизмов.

Приложение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: