Театр как форма детского объединения
Театр – творческий коллектив, главной целью которого является воспроизведение художественного действия на сцене, реализация детского творческого потенциала (театр моды, социальный театр).
Особенности: разнообразные форм занятий, изучение театра как вида искусства, четкая система условия набора участников, нестандартная программа занятий, преобладание художественно-эстетического компонента в программе, широкая творческая практика.
Театр – творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене.
Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Например, существует «Фольклорный театр», «Театр моды» и др.
Обычно в театре существует разделение ролей, труда по видам деятельности в зависимости от индивидуальных способностей членов коллектива. Успеху способствует единое стремление всего коллектива добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене.
|
|
Положение о форме учебного объединения «Театр».
Особенности театра как формы учебного объединения.
1. Театр - это детское-творческое объединение обучающихся, работающее в целях изучения детьми различных видов театральной и художественной деятельности, совместного исполнения на сцене выбранных и отрепетированных драматических произведений, выявления и развития их индивидуальных сценических способностей детей, развития личностного творческого потенциала, содействия самореализации, разностороннему развитию и социализации, творческому и личностному общению через совместную и индивидуальную учебную, творческую и досуговую деятельность.
2. Театр осуществляет свою деятельность как одноструктурное или многоструктурное учебное объединение на основе образовательной программы под руководством педагога или педагогов дополнительного образования в течение нескольких лет обучения.
3. Видами детских театров могут быть:
• драматический театр;
• театр моды и т. п.;
• театр эстрады;
• кукольный театр;
• театр чтеца;
• театр миниатюры.
4. Театру как форме детского объединения присущи следующие особенности:
• театр является коллективом, объединенным общими задачами, совместной творческой деятельностью, стремлением к наиболее полному общему и личностному самовыражению;
|
|
• в театре распределение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении совместного театрального действия на сцене;
• театр является объединением, которое осуществляет свою работу в комплексе самых разнообразных форм, видов деятельности (свет, звук, грим, декорации, реквизит и т. п.) при обязательном сочетании в ходе образовательного процесса учебных занятий с выступлениями перед публикой на сцене;
• театр должен обладать оборудованным местом для занятий, специальным реквизитом и оборудованием для учебы и выступлений;
• в ходе образовательного процесса используются коллективные и индивидуальные формы обучения;
• возможно привлечение к проведению учебных занятий в детском театре актеров и режиссеров профессиональных коллективов.
5.Результатом деятельности театра считается степень развития у детей творческого потенциала, театрально-сценических способностей, сформированности общей культуры, способов поведения и деятельности, а также выполнение театром роли среды самореализации личности ребенка, формирования культуры свободного времени, помощь в профессиональном самоопределении обучающихся.
Основы организации деятельности.
1. Театр осуществляет свою деятельность под руководством опытного педагога-мастера, обладающего большим социальным опытом и высоким педагогическим профессиональным уровнем.
2. Руководитель театра либо самостоятельно организует и осуществляет реализацию образовательной программы (одноструктурный театр), либо руководит коллективом педагогов, работающих с обучающимися по разным направлениям деятельности в соответствии с видом и программой театра (многоструктурный театр). В этом случае театр может состоять из более мелких учебных объединений (студий, секций, классов и т. п.).
3. Учебно-воспитательный процесс в театре осуществляется на основе авторской или самостоятельной образовательной программы.
4. Педагоги, работающие в театре, осуществляют набор детей, реализую образовательную программу, организуют показ спектаклей, составляют расписание занятий и ведут учебную и отчетную документацию.
5. Приоритетными направлениями деятельности театра являются:
• осуществление образовательного процесса;
• организация и проведение показа перед публикой подготовленных спектаклей;
• участие в фестивалях и конкурсах по направлению деятельности театра разных уровней (районных, областных, российских, международных);
• организация и проведение досуговых мероприятий внутри театра (конкурсов, капустников, вечеров, посещение спектаклей профессиональных театров и т. п.);
• участие в организации и проведении различных внутренних мероприятий.
6. Театр может строить свою учебно-воспитательную деятельность как на
основе ступенчатости по уровню подготовки обучающихся (в этом случае образовательный процесс осуществляется в группах разных лет обучения), так и на основе разновозрастных учебных групп, состоящих из обучающихся разного уровня подготовки (в этом случае предполагается проведение учебных занятий со всем составом группы при одновременной помощи и передаче опыта старших обучающихся младшим в ходе совместной деятельности). При необходимости в детском театре возможно проведение индивидуальных учебных занятий.
7. Учебные занятия в театре посещают дети преимущественно в возрасте от 8 до 18 лет. С учетом особенностей деятельности конкретного вида театра внутри этого возрастного диапазона его руководителем могут быть установлены иные возрастные рамки.
8. Численный состав учебной группы первого года обучения составляет 12-15 человек, второго года обучения - 10-12 человек, третьего и более годов обучения - 8-10 человек. В исключительных случаях (отсутствие учебного помещения необходимой площади, специфика деятельности театра) на основании приказа директора количество детей, занимающихся в учебной группе, может быть меньшим.
|
|
9. Продолжительность одного часа учебных занятий в театре составляет 40 минут. Перерыв между занятиями должен составлять 10 минут.
10. Педагог может проводить занятия со всем составом театра, с учебной группой, подгруппой и индивидуально. Индивидуальные занятия проводятся с наиболее способными обучающимися или при подготовке к премьере спектакля, если это предусмотрено программой и разрешено администрацией учреждения дополнительного образования.
11. Занятия в театре начинаются, как правило, не позднее 15 сентября и заканчиваются 30 мая.
12. Театр участвует в общих делах учреждения дополнительного образования, выполняет задания по подготовке праздников, различных культурно-досуговых мероприятий, готовит и проводит собственные праздники и другие мероприятия.
13. В работе театра могут принимать участие его выпускники без включения их в основной состав объединения.
14. Во время каникул театр может работать по специальному, заранее разработанному его руководителем и утвержденному администрацией образовательного учреждения плану. Данный план может включать различные познавательно-досуговые и практические мероприятия.
15. Руководитель и педагоги театра работают в тесном контакте с родителями обучающихся, проводят родительские собрания, открытые занятия, показы спектаклей, консультации, анкетирование родителей, участвуют в подготовке и проведение совместных дел обучающихся и родителей.
16. Руководитель организует и координирует взаимодействие между педагогами, работающими в театре, осуществляет связь с руководителями других объединений учреждения дополнительного образования, с учителями школ, в которых учатся обучающиеся в объединении «Театр».
17. Для обучающихся в объединении «Театр» учебные занятия могут проводиться в профессиональных театрах, музеях, филармониях, на выставках и т. п.
|
|
Права и обязанности педагогов театра, обучающихся и их родителей.
1. Права, обязанности и ответственность педагогов театра, обучающихся и их родителей определяются Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей», Уставом учреждения дополнительного образования, Правилами внутреннего трудовою распорядка, должностной инструкцией педагога дополнительного образования и договорами с родителями.
2. Педагоги театра, обучающиеся и их родители несут ответственность за сохранность учебно-материальных ценностей, переданных в распоряжение театра, в соответствии с действующим законодательством.