УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР
_______________/ О.И. Тарасова/
«__ 26 ___»_____ июня ____2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
(заочная форма обучения)
Тамбов
2020
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) для специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог и примерной программы, созданной ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте»
Организация-разработчик: ТаТЖТ – филиал РГУПС
Разработчик:
Ларионова О.Ю. – преподаватель первой категории ТаТЖТ – филиал РГУПС
Рецензенты:
Кузнецова Н.В. - преподаватель высшей категории ТаТЖТ – филиал РГУПС
Жуковский Е.С. – доктор физико-математических наук, профессор, доктор научно-исследовательского института математики. Физики и информатики Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина
Рекомендована цикловой комиссией специальности 23.02.06
Протокол № 10 от 15июня 2020 г.
Председатель цикловой комиссии Костикова И.Н.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА и Содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины | 12 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 13 |
Паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНО ДИСЦИПЛИНЫ
Техническая механика
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать методы проверочных расчетов на прочность, действий изгиба и кручения;
- выбирать способ передачи вращательного момента.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения и аксиомы статики, кинематики, динамики;
- детали машин.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями: ОК 1-9, ПК 1.1, 1.2, 2.3., 3.2., 4.2., 4.4.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 134 часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 86 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 48 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 134 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 86 |
в том числе: | |
Практические работы | 30 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 48 |
Итоговая аттестация в форме: экзамена |
Тематический план и содержание учебной дисциплины
ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 СТАТИКА
| |||
Тема 1.1 Основные понятия и аксиомы статики
| Абсолютно твердое тело, материальная точка. Сила, система сил, эквивалентные системы сил. Равнодействующая и уравновешенная силы. Аксиомы статики. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов лекций. | 2 | ||
Тема 1.2 Плоская система схоядщихся сил | Плоская система сходящихся сил. Способы сложения двух сил. Разложение силы на две составляющие. Определение равнодействующей системы сил геометрическим способом. Силовой многоугольник. Проекция силы на ось, правило знаков. | 2 | 2 |
Практическое занятие № 1 Определение реакций в стержневых системах | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление практической работы и подготовка её к защите | 4 | ||
Тема 1.3 Плоская система произвольно расположенных сил | Приведение силы к данной точке. Приведение плоской системы сил к данному центру. Главный вектор и главный момент системы сил. Теорема Вариньона о моменте равнодействующей. | 2 | 2 |
Равновесие плоской системы сил. Уравнения равновесия и их различные формы. Балочные системы. Классификация нагрузок и виды опор. | 2 | 2 | |
Практическое занятие №2 Определение реакций возникающих в жестком защемлении | 2 | 3 | |
Практическое занятие №3 Определение реакций в опорах балочных систем с проверкой правильности решения | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление отчетов по практическим работам и подготовка к их защите. | 6 | ||
Тема 1.4. Центр тяжести
| Сила тяжести как равнодействующая вертикальных сил. Центр тяжести тела. Центр тяжести простых геометрических фигур. Определение центра тяжести составных плоских фигур. | 2 | 2 |
Практическое занятие №4 Определение центра тяжести плоских фигур методом подвешивания | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий Оформление практической работы и подготовка её к защите | 2 | ||
Контрольная работа по разделу «Статика» | Проверка, оценка и коррекция знаний | 2 | 3 |
Раздел 2 КИНЕМАТИКА
| |||
Тема 2.1. Основные понятия кинематики, кинематика точки | Основные понятия кинематики. Кинематика точки. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, выполнение домашнего задания | 1 | ||
Тема 2.2. Кинематика тела | Понятия кинематики. Кинематика тела | 4 | 1 |
Практическое занятие №5 Поступательное движение твердого тела. | 2 | 3 | |
Практическое занятие №6 Вращательное движение твердого тела | 2 | 3 | |
Раздел 3 ДИНАМИКА
| |||
Тема 3.1. Основные понятия и аксиомы динамики | Основные понятия и аксиомы динамики. | 4 | 1 |
Практическое занятие №7 Решение задач динамики методом кинетостатики | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, выполнение домашнего задания. Оформление практической работы и подготовка её к защите. | 4 | ||
Тема 3.2 Работа и мощность | Работа постоянной силы. Работа силы тяжести. Работа при вращательном движении. | 2 | 1 |
Практическое занятие №8 Работа и мощность при поступательном и вращательном движении твердого тела | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, выполнение домашнего задания. Оформление практической работы и подготовка её к защите. | 4 | ||
Тема 3.3 Трение скольжения и трение качения | Понятие трение. Трение скольжения. Трение качения. | 2 | 1 |
Тема 3.4 Общие теоремы динамики | Общие теоремы динамики. Импульс силы. Количество движения. Теорема о количестве движения точки. Теорема о кинетической энергии точки. Основные уравнения динамики при вращательном движении твердого тела. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, выполнение домашнего задания | 1 | ||
Дифференцированный зачет | 2 | 3 | |
Раздел 4 СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ | |||
Тема 4.1 Основные понятия, гипотезы и допущения сопротивления материалов | Задачи сопротивления материалов. Деформации упругие и пластические. Основные гипотезы и допущения. Классификация нагрузок и элементов конструкции. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий, выполнение домашнего задания | 2 | ||
Тема 4.2 Растяжение и сжатие | Внутренние силовые факторы при растяжении и сжатии. Нормальное напряжение. Эпюры продольных сил и нормальных напряжений. | 2 | 2 |
Практическое занятие №9 Выполнение расчетов на прочность при растяжении и сжатии | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление отчетов по практическим работам, подготовка к их защите. Проработка конспектов занятий. | 4 | ||
Тема 4.3 Срез и смятие | Срез, основные расчетные предпосылки и формулы. Смятие, условие прочности. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий Выполнение домашнего задания | 2 | ||
Тема 4.4 Кручение | Чистый сдвиг. Закон Гука при сдвиге. Модуль сдвига. Внутренние силовые факторы при кручении. Эпюры крутящих моментов. | 2 | 2 |
Практическое занятие №10 Определение диаметра вала и условие прочности при кручении | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий Оформление практической работы и подготовка её к защите | 4 | ||
Тема 4.5 Изгиб. | Изгиб. Основные понятия и определения. Классификация. Внутренние силовые факторы при прямом изгибе. Эпюры поперечных сил и изгибающих моментов. Нормальные напряжения при изгибе. | 3 | 2 |
Практическое занятие №11 Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов для жестко защемленной балки. Подбор сечения. | 2 | 3 | |
Практическое занятие №12 Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов для двух опорной балки | 2 | 3 | |
Практическое занятие №13 Подбор рациональных сечений при изгибе. Расчеты на жесткость | 2 | 3 | |
Тема 4.6 Сопротивление усталости | Циклы напряжений. Усталостное напряжение, его причины и характер. Кривая усталости, предел выносливости. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспектов занятий Выполнение домашнего задания. | 2 | ||
Тема 4.7 Прочность при динамических нагрузках | Прочность при динамических нагрузках. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Проработка конспектов занятий | 1 | ||
Тема 4.8 Устойчивость сжатых стержней . | Критическая сила, критическое напряжение, гибкость. Формула Эйлера. Формула Ясинского. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспектов занятий | 2 | ||
Раздел 5 ДЕТАЛИ МАШИН | |||
Тема 5.1 Основные понятия и определения | Цель и задачи «Детали машин». Механизм, машина и деталь Сборочная единица. Критерии работоспособности и расчёты деталей машин. Материалы. Стандартизация и взаимозаменяемость | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспектов занятий Выполнение домашнего задания | 1 | ||
Тема 5.2 Соединения деталей. Разъемные и неразъемные соединения | Соединения сварные, паяные, клеевые. Сварные швы, основные типы сварных соединений. Расчёт соединений при осевом нагружении. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспектов занятий | 1 | ||
Тема 5.3 Передачи вращательного движения | Назначение механических передач и их классификация по принципу действия. Передаточное отношение и передаточное число. | 2 | 2 |
Практическое занятие №14 Определение параметров зубчатых колес по их замерам Практическое занятие №15 Определение силовых и кинематических характеристик в передачах вращательного движения | 4 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся Оформление практических работ и подготовка ех к защите Проработка конспектов занятий | 2 | ||
Тема 5.4 Валы и оси, опоры | Валы и оси. Их назначение, классификация. Элементы конструкции, материалы. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспектов занятий | 2 | ||
Тема 5.5 Муфты | Назначение и классификация муфт. Устройство и принцип действия основных типов муфт. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспектов занятий. Подготовка к итоговой контрольной работе | 1 | ||
Контрольная работа | 2 | 3 | |
Всего: Аудиторная учебная нагрузка Самостоятельная работа | 134 86 48 |
условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины