Основания для открытия конкурсного производства:
- неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер;
· должник не в состоянии исполнить платежные обязательства и (или) произвести выплаты по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, в установленный срок ввиду неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер;
- имеются иные обстоятельства, свидетельствующие о неплатежеспособности должника.
Цели:
· максимально возможное удовлетворение требований кредиторов в соответствии с установленной очередностью;
· защита прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процедуре санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения – в процедуре ликвидационного производства должника.
Продолжительность:
Общий срок конкурсного производства составляет при проведении ликвидационного производства шестнадцать месяцев, при проведении санации – двадцать два месяца. Срок конкурсного производства может быть сокращен или продлен хозяйственным судом.
Последствия:
- лицо (орган), полномочное заключать трудовой договор (контракт) с руководителем организации – должника, должно прекратить с ним трудовой договор (контракт);
- приостанавливаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника – унитарного предприятия;
- полномочия руководителя должника – юридического лица и иных органов управления должника – юридического лица, а также собственника имущества должника – унитарного предприятия переходят к управляющему;
- управление делами должника возлагается на управляющего, к нему также переходит право управления имуществом должника;
· органы управления должника – юридического лица, должник – индивидуальный предприниматель в срок, установленный хозяйственным судом, но не превышающий десяти дней, обязаны обеспечить передачу управляющему бухгалтерской и иной документации, печатей и штампов, материальных и иных ценностей. В случае неисполнения указанной обязанности управляющий не позднее трех дней должен обратиться в хозяйственный суд с ходатайством о понуждении указанных органов или лиц к исполнению этой обязанности;
- наступает обязанность досрочного исполнения всех денежных обязательств должника, а также уплаты ранее отсроченных, рассроченных обязательных платежей
- приостанавливается начисление процентов, неустойки, пеней по всем видам задолженности должника, за исключением задолженности, возникшей после открытия конкурсного производства;
- сведения о финансовом состоянии должника на период проведения конкурсного производства не относятся к категории сведений, имеющих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной;
- взыскание задолженности по выплате выходных пособий и оплате труда работников должника и лиц, работающих у должника по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, а также по выплате алиментов не приостанавливается.
Конкурсное производство состоит из санации и ликвидационного производства.
Санация — процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику, осуществляемая для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов в установленные сроки.
Эта процедура банкротства, направленная на удовлетворение требований кредиторов в установленные сроки и восстановление платежеспособности должника путем оказания ему финансовой помощи. Санация вводится хозяйственным судом на основании решения собрания кредиторов либо по собственной инициативе суда на срок, не превышающий 18 месяцев, но по ходатайству собрания кредиторов или управляющего этот срок может быть сокращен или продлен, но не более, чем на 12 месяцев. По ходатайству государственного органа, согласованному с Советом Министров Республики Беларусь, срок санации может быть продлен хозяйственным судом не более чем на пять лет. При этом к указанному ходатайству должны быть приложены обоснование, в том числе экономическое, необходимости продления срока санации, а также заключение комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) по плану санации.
План санации разрабатывается управляющим на основании анализа финансового состояния и платежеспособности должника, который он должен представить на утверждение собранию кредиторов не позднее семидесяти дней со дня своего назначения.
В плане санации должны предусматриваться меры по восстановлению платежеспособности должника и срок ее восстановления.
Для восстановления платежеспособности должника законодательством предусматриваются следующие способы:
- ликвидация дебиторской задолженности;
- исполнение обязательств должника собственником имущества должника;
- предоставление должнику финансовой помощи из специализированного фонда при органе государственного управления по делам о банкротстве;
- перепрофилирование производства;
- закрытие нерентабельных производств;
- продажа части имущества должника;
- уступка требования должника;
- предоставление должнику в установленном порядке дотаций и субсидий;
- продажа предприятия должника;
- иные способы.
В период санации суд совместно с кредиторами следят за выполнением плана санации и любой из кредиторов, собственников имущества предприятия или членов трудового коллектива может обратиться с заявлением о неэффективности санации, и по рассмотрению результатов санации суд может вынести решение о прекращении ее. В процессе санации управляющий ежеквартально представляет комитету кредиторов, а в случае его отсутствия — собранию кредиторов отчет о своей деятельности, включающий копию реестра требований кредиторов с указанием размера погашенных требований, информацию о финансовом состоянии и платежеспособности должника и информацию о его имуществе на дату введения санации и на дату соответствующего отчетного периода санации, а также по требованию собрания кредиторов или комитета кредиторов — иную необходимую информацию.
Управляющий обязан по требованию хозяйственного суда представлять в хозяйственный суд все сведения, касающиеся санации.
Управляющий обязан представить собранию кредиторов отчет управляющего по итогам санации не позднее пятнадцати дней до истечения установленного срока санации, а также при наличии оснований для ее досрочного прекращения.
По итогам проведенной санации управляющий подает в хозяйственный суд отчет и одновременно выносит одно из следующих предложений на собрание кредиторов о:
- прекращении санации в связи с восстановлением платежеспособности должника;
- заключении мирового соглашения;
- продлении установленного срока санации;
- прекращении санации и заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства в связи с невозможностью продления деятельности должника либо с отсутствием оснований для ее продолжения.
По результатам отчета управляющего с учетом мнения собрания кредиторов хозяйственный суд выносит одно вышеперечисленных решений.
В случае принятия решения о возбуждении ликвидационного производства, которое имеет своей целью ликвидацию должника и освобождение его от долгов путем продажи имущества должника и соразмерного удовлетворения требований кредиторов, должником совместно с кредиторами разрабатывает план ликвидации должника, который утверждается хозяйственным судом. Суд устанавливает порядок и сроки проведения ликвидации, а также срок для заявления требований кредиторов (не менее 2 месяцев с момента объявления о ликвидации).
Этапы ликвидационного процесса:
1. формирование имущества банкрота, продажа имущества банкрота (имущество распродается через открытые торги), выявление требований кредитора, подлежащих удовлетворению;
2. раздел имущества банкрота между кредиторами (вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему, производятся текущие выплаты за коммунальные, эксплуатационные и иные услуги, а также удовлетворяются требования кредиторов по денежным обязательствам должника в очередности, предусмотренной ст.60 ГК).
Управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов.
После завершения расчетов с кредиторами управляющий обязан представить в хозяйственный суд отчет по итогам ликвидационного производства. Имущество, оставшееся после полного удовлетворения требований кредиторов, передается собственнику этого имущества или учредителям юридического лица. После рассмотрения судом отчета и признания его обоснованным, суд выносит определение о завершении ликвидационного производства. Управляющий в течение 10 дней со дня вынесения судом решения должен представить сведения о завершении ликвидационного производства в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для внесения записи в ЕГРЮП.
Мировое соглашение.
Мировое соглашение может быть заключено с момента возбуждения хозяйственным судом производства по делу о банкротстве на любой его стадии после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.
Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов. Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.
Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается должником – индивидуальным предпринимателем, руководителем должника или управляющим (временным управляющим).
Мировое соглашение подлежит утверждению хозяйственным судом. В случае его утверждения хозяйственный суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве, в котором указывает об утверждении им мирового соглашения.
Мировое соглашение вступает в силу со дня его утверждения хозяйственным судом и является обязательным для должника, конкурсных кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении. При этом хозяйственный суд прекращает производство по делу о банкротстве.
Односторонний отказ от выполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.
Мировое соглашение заключается в письменной форме.
Мировое соглашение может быть заключено на условиях:
- отсрочки и (или) рассрочки исполнения обязательств должника;
- уступки требования должника;
- исполнения обязательств должника третьими лицами;
- перевода долга;
- обмена требований кредиторов на акции;
- удовлетворения требований кредиторов иными способами, не противоречащими законодательству.
Мировое соглашение должно содержать сведения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, новацией обязательств, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством.
Условия мирового соглашения для конкурсных кредиторов, не принимавших участия в голосовании по вопросу о заключении мирового соглашения или голосовавших против его заключения, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов той же очереди, голосовавших за его заключение.
Управляющий в течение пяти дней со дня принятия решения о заключении мирового соглашения должен подать в хозяйственный суд заявление об утверждении мирового соглашения.
К заявлению об утверждении мирового соглашения прилагаются:
- текст мирового соглашения;
- протокол собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения;
- список всех конкурсных кредиторов, содержащий имя (наименование) каждого кредитора, его почтовый адрес и банковские реквизиты, а также сумму задолженности;
- документы, подтверждающие погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди;
- письменные возражения конкурсных кредиторов, не принимавших участия в голосовании по вопросу о заключении мирового соглашения или голосовавших против его заключения.
С момента утверждения хозяйственным судом мирового соглашения должник – индивидуальный предприниматель, руководитель должника или управляющий (временный управляющий) приступают к погашению задолженности перед кредиторами в соответствии с условиями мирового соглашения.
В случае непогашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди хозяйственный суд отказывает в утверждении мирового соглашения.
Хозяйственный суд также вправе отказать в утверждении мирового соглашения в случаях:
- нарушения порядка заключения мирового соглашения;
- несоблюдения формы мирового соглашения;
- нарушения прав и законных интересов других лиц;
- противоречия условий мирового соглашения законодательству.
Мировое соглашение может быть признано хозяйственным судом на основании заявления должника, кредитора, уполномоченного органа и (или) протеста прокурора недействительным, если:
- мировое соглашение содержит условия, предусматривающие для отдельных кредиторов преимущества или ущемление прав и законных интересов других кредиторов;
- выполнение мирового соглашения может вновь привести должника к банкротству;
- мировое соглашение содержит основания, предусмотренные законодательством для недействительности сделок, в том числе если заключенное мировое соглашение ничтожно как противоречащее интересам государства.
Недействительность мирового соглашения является основанием для возобновления производства по делу о банкротстве. При этом хозяйственный суд выносит определение о возобновлении производства по делу о банкротстве.
В случае недействительности мирового соглашения требования кредиторов, по которым были предусмотрены отсрочка и (или) рассрочка причитающихся им платежей либо уменьшение сумм долгов, восстанавливаются в неудовлетворенной части.
Недействительность мирового соглашения не влечет за собой обязанности кредиторов первой и второй очереди возвратить должнику все полученное ими в счет погашения задолженности по их требованиям.
Требования кредиторов, с которыми произведены расчеты в соответствии с условиями мирового соглашения, не противоречащими Закону о банкротстве, признаются погашенными.
Кредиторы, чьи требования были удовлетворены в соответствии с условиями мирового соглашения, предусматривающими их преимущества или ущемление прав и законных интересов других кредиторов, обязаны возвратить должнику все полученное ими в порядке выполнения мирового соглашения.
Сообщение о возобновлении производства по делу о банкротстве должника в случае недействительности мирового соглашения передается хозяйственным судом для опубликования в средствах массовой информации.
Президентом Республики Беларусь 13 июля 2012 года подписан Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», который официально опубликован на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь 24 июля 2012 года и вступает в силу с 25 января 2013 года.
Закон, основным разработчиком которого являлось Минэкономики, призван обеспечить полное, системное и всеобъемлющее регулирование общественных отношений в сфере экономической несостоятельности (банкротства). Департаментом по санации и банкротству Минэкономики проделана серьезная работа по совершенствованию законодательства о несостоятельности.
В него включены все нормы законодательных актов по вопросам несостоятельности (в том числе Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 года № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» и Указа Президента Республики Беларусь от 25 июня 2010 года № 328 «О некоторых мерах по оптимизации проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства)»), что обеспечит комплексное регулирование данного института в рамках одного акта. Он соответствует современному этапу экономического развития Республики Беларусь и учитывают положительную практику его применения.
Основными целями Закона являются:
• реабилитация неплатежеспособных организаций путем выбора процедур преодоления несостоятельности в каждом конкретном случае;
• оздоровление экономики путем вывода с рынка неэффективных предприятий;
• справедливый расчет с кредиторами и сохранение предприятий как имущественных комплексов;
• усиление роли и ответственности руководителей, собственников, учредителей (участников), государственных органов в предупреждении экономической несостоятельности предприятий;
• сокращение сроков процедур экономической несостоятельности и расходов по их проведению;
• повышение прозрачности рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве).
В Законе:
• совершенствуется механизм оборота имущества неплатежеспособных организаций;
• создается Единый государственный реестр сведений о банкротстве;
• работники освобождаются от обязанности доказывать объем своих требований к предприятию (работу по включению таких требований в реестр обязан производить сам управляющий);
• совершенствуется порядок капитализации платежей лицам, жизни и здоровью которых нанесен вред;
• создаются условия для реализации планов санации организаций, имеющих значение для экономики страны, под контролем Правительства;
• определяется порядок подготовки антикризисных управляющих и доступ на рынок оказания этих услуг;
• регламентируются права лиц, участвующих в деле о банкротстве, в том числе по контролю за деятельностью управляющих;
• установлен новый порядок представления и назначения управляющих из числа не менее трех кандидатур, предложенных лицом, подавшим заявление о банкротстве;
• предусмотрены основания для признания индивидуального предпринимателя банкротом. В частности, введен принцип «неоплатности» для признания индивидуального предпринимателя экономически несостоятельным банкротом в случае его неспособности удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение шести месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, или наличия задолженности в сумме сто и более базовых величин;
• вводится дополнительное основание для подачи заявления кредитора о банкротстве – по истечении 3-х месячного срока ликвидации в случае отсутствия в этот период уменьшения задолженности;
• налоговым органам предоставлено право осуществлять функции кредитора в части наложенных хозяйственными судами штрафов.
Закон в целом создает правовые условия для обеспечения экономической безопасности государства, важнейшим из которых должно стать сохранение возможности функционирования жизненно важных для страны производств, оказавшихся в силу различных факторов в состоянии неплатежеспособности, а также улучшение деловой среды и инвестиционного климата.






