Научное исследование как форма существования и развития науки

Содержание

1. Научное исследование как форма существования и развития науки…….....3

2. Основные задачи высшей аттестационной комиссии……………………..…6

3. Методология и научное познание…………………………………………....13

Список используемой литературы

Научное исследование как форма существования и развития науки

Формой существования и развития науки является научное исследование. Научная (научно-исследовательская) деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Научное исследование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом – структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т.д. Научные исследования классифицируются по различным основаниям. Поисточникуфинансирования различают научные исследования бюджетные, хоздоговорные и нефинансируемые.

Бюджетные исследования финансируются из средств бюджета РФ или бюджетов субъектов РФ. Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками по хозяйственным договорам.

Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя. В нормативных правовых актах о науке научные исследования делят поцелевомуназначению на фундаментальные, прикладные, поисковые и разработки. Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Прикладные научные исследования – это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей.

Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач. Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований. По длительности научные исследования можно разделить на долгосрочные, краткосрочные и экспресс-исследования. В зависимости от форм и методовисследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа. В теории познания выделяют два уровня исследования: теоретический и эмпирический. Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления. Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может присутствовать, но оно является подчиненным. Структурными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория. Проблема – это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые. Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами:

1) они возникли на базе определенной теории, концепции;

2) это трудные, нестандартные задачи;

3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия;

4) пути решения проблемы не известны.

Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.

Гипотеза есть требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов. Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

1) релевантности, т.е. относимости к фактам, на которые она опирается;

2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);

3) совместимости с существующим научным знанием;

4) обладания объяснительной силой, т.е. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий. Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов;

5)простоты, т.е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений.

Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные. Описательная гипотеза – это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.

 Объяснительная гипотеза –это предположение о причинноследственных зависимостях. Прогнозная гипотеза – это предположение о тенденциях и закономерностях развития объекта исследования.

 

 

2. Основные задачи высшей аттестационной комиссии

1. Высшая аттестационная комиссия Министерства образования Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, Положения о Министерстве образования Российской Федерации, а также настоящего    Положения.
2. Главными задачами Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации    являются:
проведение единой государственной политики, осуществление контроля и координации деятельности в области аттестации научных и научно-педагогических    кадров высшей квалификации; содействие улучшению качественного состава научных и научно-педагогических кадров, повышению эффективности их подготовки и использования с учетом потребности общества и государства, перспектив развития науки, образования, техники    и культуры.

3. Высшая аттестационная комиссия Министерства образования Российской Федерации в соответствии с возложенными на нее задачами:
разрабатывает в пределах своей компетенции порядок формирования и организации работы диссертационных советов, проекты инструкций и формы документов по вопросам присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий; создает диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций, утверждает их персональный состав и устанавливает перечень научных специальностей, по которым им предоставляется право приема к защите диссертаций; деятельность диссертационных советов, приостанавливает или прекращает деятельность диссертационных советов на основании предложений экспертных советов и рекомендаций президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации, а также пересматривает сеть диссертационных советов по каждой научной специальности;
разрабатывает порядок оформления и выдачи дипломов доктора наук и кандидата наук и аттестата профессора по специальности государственного образца; проводит анализ защищенных диссертаций и в установленном порядке представляет для заинтересованных организаций соответствующую информацию; определяет перечень ведущих научных журналов и изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов докторских диссертаций; разрабатывает и утверждает положение об экспертном совете; совместно с заинтересованными организациями подготавливает рекомендации по результатам экспертизы научных и технических программ и проектов; участвует в подготовке проектов соглашений Правительства Российской Федерации с правительствами других государств по вопросам, относящимся к компетенции комиссии.
4. Высшая аттестационная комиссия Министерства образования Российской Федерации имеет право: заслушивать отчеты руководителей диссертационных советов с целью изучения и обобщения опыта их работы;
привлекать высококвалифицированных специалистов для экспертизы диссертационных работ и проверки деятельности диссертационных советов;
получать в установленном порядке ежегодную статистическую отчетность от организаций, где функционируют советы по защите диссертаций и ученые (научно-технические) советы, независимо от их ведомственной подчиненности, и в случае необходимости информацию от федеральных органов исполнительной власти для разработки и осуществления мероприятий по совершенствованию аттестации научных и научно-педагогических кадров; созывать в установленном порядке межведомственные совещания для обсуждения проблем, связанных с совершенствованием государственной системы аттестации;
осуществлять в пределах своей компетенции международное сотрудничество по вопросам аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации; издавать Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации, а также подготавливать для опубликования другие материалы, связанные с аттестацией научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.
5. Высшая аттестационная комиссия Министерства образования Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями проводит работу по совершенствованию номенклатуры специальностей научных работников.

6. Высшая аттестационная комиссия Министерства образования Российской Федерации формируется из числа ведущих специалистов в области науки, техники, образования и культуры. Персональный состав Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства образования Российской Федерации, согласованному с председателем Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации, Министерством науки и технологий Российской Федерации, Российской академией наук, с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и обновляется один раз в три года не менее чем на одну треть.
Заседания Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации проводятся при наличии не менее половины ее состава. Заседания Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации созываются не реже двух раз в год.
В составе Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации создается президиум из числа ее членов. Персональный состав президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации утверждается Министром образования Российской Федерации по представлению председателя Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации, согласованному с Министерством науки и технологий Российской Федерации, Российской академией наук. В работе президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации с правом решающего голоса могут принимать участие все члены Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации. Решения президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов от числа участвующих в заседании с правом решающего голоса.

7. К числу основных вопросов, входящих в компетенцию членов Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации, относятся: подготовка рекомендаций президиуму Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации, связанных с присуждением ученых степеней и присвоения ученых званий, по организации сети диссертационных советов и совершенствованию аттестации научных и научно-педагогических работников; контроль за деятельностью диссертационных советов;
рассмотрение апелляций, предложений, заявлений и жалоб, поступающих в Высшую аттестационную комиссию Министерства образования Российской Федерации.
8. К числу основных вопросов, входящих в компетенцию президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации, относятся:иприостановление деятельности диссертационных советов на основании заключений экспертных советов; контроль за деятельностью диссертационных советов, заслушивание отчетов руководителей диссертационных советов с целью изучения и обобщения опыта их работы; присуждение на основании ходатайства соответствующего диссертационного совета ученой степени доктора наук;
принятие решения о выдаче диплома кандидата наук;
присвоение по представлению соответствующего ученого (научно-технического) совета ученого звания профессора по специальности; отмена решения диссертационного совета о присуждении ученой степени кандидата наук в случае нарушения установленного порядка защиты диссертаций; лишение в соответствии со своей компетенцией в установленном порядке ученых степеней и ученых званий;
восстановление ученых степеней и ученых званий в соответствии со своей компетенцией в установленном порядке лицам, ранее лишенным этих ученых степеней и ученых званий; принятие в соответствии со своей компетенцией решений о нострификации (приравнивании) документов о присуждении ученых степеней и ученых званий, полученных гражданами Российской Федерации в других государствах, с которыми Российской Федерацией заключены договоры (соглашения) о признании и эквивалентности ученых степеней и ученых званий;
принятие в соответствии со своей компетенцией решений при переаттестации граждан Российской Федерации, имеющих ученые степени и ученые звания, которые им присуждены (присвоены) в государствах, с которыми Российской Федерацией не заключены договоры (соглашения) о признании и эквивалентности ученых степеней и ученых званий;
принятие решений по апелляциям, связанным с присуждением (лишением) ученых степеней и присвоением ученых званий;
создание экспертных советов.

9. Высшую аттестационную комиссию Министерства образования Российской Федерации возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации. Председатель Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации имеет двух заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации. Главным ученым секретарем Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации является заместитель Министра образования Российской Федерации. Председатель Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации руководит работой Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации, президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации и несет ответственность за выполнение возложенных на Высшую аттестационную комиссию Министерства образования Российской Федерации задач. Председатель Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации: организует работу Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации и президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации, распределяет обязанности между заместителями председателя Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации; подготавливает предложения президиуму Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации по кандидатурам председателей экспертных советов Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации; подписывает в пределах своей компетенции решения Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации, президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации по вопросам государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, дипломы о присуждении ученых степеней и аттестатов о присвоении ученого звания профессора по специальности;
представляет Высшую аттестационную комиссию Министерства образования Российской Федерации по вопросам взаимоотношений с органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также другими государственными, общественными и международными организациями.
Главный ученый секретарь Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации:
обеспечивает координацию деятельности и взаимодействие президиума, экспертных советов Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации и Департамента государственной аттестации научных и научно-педагогических работников Министерства образования Российской Федерации.

10. Для контроля за научным уровнем диссертаций, их научной и практической ценностью, работой диссертационных советов, единством требований при аттестации, а также для подготовки рекомендаций Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации президиум Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации создает экспертные советы из числа ведущих ученых и специалистов в области науки, техники, образования и культуры.
Экспертные советы формируются с учетом рекомендаций высших учебных заведений, академических и отраслевых научно-исследовательских институтов, и утверждаются президиумом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации сроком на три года с последующим обновлением состава не менее чем на одну треть..

11. Организационное и техническое обеспечение деятельности Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации осуществляется Департаментом государственной аттестации научных и научно-педагогических работников Министерства образования Российской Федерации.

12. Финансирование деятельности Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации осуществляется бюджетными ассигнованиями, выделенными на содержание Министерства образования Российской Федерации.

13. Высшая аттестационная комиссия Министерства образования Российской Федерации имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

 

























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: