Комплекс упражнений, рекомендованных для включения в физкультминутки

Блок 1.Элементы массажа и рефлексотерапии.

Упражнение 1. Воздействие надавливанием на пальцы рук (по методике японского врача Намикоси Такудзиро).

Нажимать следует от основания пальца до кончика, включая подушечку, в 3-4 приема. Надавливать палец нужно попеременно на лицевую, тыльную, а затем и на боковые стороны пальцев. Продолжительность надавливания – 3 секунды, сила – средняя. Обрабатываются пальцы обеих рук поочередно.

Упражнение 2. Воздействие на активные точки стоп (по методике К. Динейка). Надавливая на активные точки подошвы, мы стимулируем функции многих внутренних органов. Чтобы оказать общее воздействие на все активные точки подошв, следует сидя катать палку. Продолжительность – 2-3 минуты. На обычную палку мы приклеили узкие продольные полоски из пластмассы. Катание такой палки будет оказывать более сильное воздействие на активные точки.

Упражнение 3. Массаж биологически активных точек на ушной раковине. Тщательно помассировать надавливанием средней силы ушные раковины от верхней точки до мочки. Продолжительность 10-15 секунд.

Упражнение 4. И. П.: сидя за партой, ноги согнуты, руки на коленях. «Перекатывание» стоп с пятки на носок. Руками массировать биологические зоны колена. Продолжительность массажа – 8 секунд.

Блок 2. Гимнастика мозга

Упражнение 1. «Слон». Стоя ноги на ширине плеч, или сидя, прижать голову к плечу и оглядеть комнату (класс). Старайтесь двигаться всей верхней частью тела, как будто рисуете «восьмерку». Во время движения вытянуть руку и смотреть на пальцы (если в поле зрения движения вся рука, значит упражнение выполнено хорошо). Повторить другой рукой.

Упражнение 2. «Сова». Обхватить плечо и «размять» мышцы. Повернуть голову и посмотреть через одно плечо, затем через другое. Опустите голову на грудь, дышите глубоко, расслабляя мышцы. Повторить упражнение, разминая другое плечо.

Упражнение 3. «Желтая обезьяна». Сидя за партой, опустить голову на руки, закрыть глаза, расслабиться и думать только о желтой обезьяне (созидательный образ). Образ можно менять, например, «Зеленый слон» и т. п.

Блок 3.Упражнения дыхательной гимнастики.

Комплекс упражнений парадоксальной дыхательной гимнастики.

Упражнение 1. «Где пахнет?» (повороты головы) И. П.: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поверните голову вправо – сделайте шумный, короткий вдох носом с правой стороны. Затем поверните голову влево – «шмыгните» носом с левой стороны. Вдох справа – вдох слева. Посередине голову не останавливать, шею не напрягать, вдох не тянуть!

Норма: 1 серия (32 вдоха – движения).

Упражнение 2. «Ушки»

И. П.: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу – шумный, короткий вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу – тоже вдох. Чуть-чуть покачайте головой, как будто кому-то мысленно говорите: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!» Смотреть нужно перед собой. Вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен происходить после каждого вдоха (не открывать широко рот!).

Норма: 1 серия (32 вдоха – движения).

Упражнение 3. «Маятник головой»

И. П.: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Опустите голову вниз (посмотрите на пол) - резкий, короткий вдох. Думайте: «Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?» Выдох должен успевать «уходить» после каждого вдоха. Не задерживайте и не выталкивайте выдохи (они должны уходить либо через рот, но не видно и не слышно, либо, в крайнем случае – тоже через нос).

Норма: 1 серия (32 вдоха- движения).

Упражнение 4. «Ладошки»

И. П.: встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладоши зрителю». Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд делайте 4 резких, ритмичных вдоха носом (т. е. «шмыгните» 4 раза). Затем руки опустите, и отдохните 3-4 секунды – пауза. Сделайте ещё 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.

Норма: «пошмыгайте» носом 8 раз по 4 вдоха.

Упражнение 5. «Погончики»

И. П.: встаньте прямо, кисти рук сожмите в кулак и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в исходное положение на уровень пояса. Плечи расслаблены – выдох «ушел». Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд уже не 4 вдоха – движения, а 8. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов – движений.

Норма: 4 серии по 8 вдохов – движений.

Упражнение 6. «Кошка»

И. П.: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении не должны отрываться от пола). Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте её движения. Сделайте необходимое приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибайте и разгибайте. Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот – только в талии.

Норма: 4 раза по 8 вдохов-движений.

Упражнение 7. «Обними плечи»

И. П.: вытяните, руки согнуты в локтях и подняты на уровне плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи.

И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест - накрест), ни в коем случае их не менять (при этом все ровно, какая рука сверху – правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка).

Норма: 4 серии по 8 вдохов- движений.

Упражнение 8. «Насос»

И. П.: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка). Сделайте легкий наклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно – шумный и короткий вдох носом во второй половине наклона. Вдох должен закончиться вместе с наклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться) и снова наклон и короткий, шумный вдох. Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Наклоны вперед делаются ритмично и легко, туго не наклоняйтесь, достаточно «поклона» в пояс.

Спина круглая, а не прямая, голова опущена. «Накачивать шину» нужно в темпе и ритме строевого шага.

Норма: 4 серии по 8 вдохов – движений.

Упражнение 9. «Большой маятник»

И. П.: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу – вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице) наклон назад – руки обнимают плечи. И тоже вдох. «Кланяйтесь» вперед – откидывайтесь назад, вдох «с пола» - вдох «с потолка». Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох!

Норма: 4 серии по 8 вдохов – движений.

Результативность.

1. Отмечалось значительное увеличение окружности грудной клетки и увеличении жизненной емкости легких у обучающихся, что свидетельствует о положительном влиянии технологии на функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

2. Диагностика функционального состояния организма показала более благоприятную реакцию на физические нагрузки у обучающихся.

3. Диагностика мотивационной сферы учащихся показала значительное увеличение числа детей, самостоятельно занимающихся физическими упражнениями. Полученные данные позволяют говорить о положительном влиянии нетрадиционных физкультминуток на формирование мотивационной сферы у школьников к занятиям физической культурой.

4. Снизилась заболеваемость простудными заболеваниями в 2-3 раза, уменьшилось число освобожденных детей на уроках в среднем по школе за последние 3 года на 18%.

Положительные сдвиги в показателях антропометрии, функциональном состоянии организма, сокращение уровня заболеваемости подтверждают положительное влияние технологии на повышение уровня здоровья детей.

Положительная результативность опыта позволяет говорить о возможности его использования в практике образовательных учреждений всех типов. Данный опыт универсален, его можно внедрять в практику работы учителей всех предметов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: