Культура и поведение

В процессе межкультурных контактов большую роль играет специфика поведения представителей разных культур. Универсального «нормального поведения» не существует. Чтобы понять поведение представителя другой культуры, нужно выяснить, какое поведение традиционно для этой культуры. Если правила поведения другого человека и собственные не совпадают, необходимо начать вырабатывать общие правила поведения. Поведение людей в процессе коммуникации определяется разными факторами.

Во-первых, большинство моделей поведения, которые являются продуктами культуры, применяются людьми автоматически. Явления других культур человек также воспринимает автоматически, бессознательно.

Во-вторых, во многом определяет коммуникативное поведение людей, ситуация, которую Холл определил как «культурные очки». Она состоит в том, что большинство людей рассматривают собственную культуру как центр и меру всех вещей. Нормальный человек обычно не осознает, что люди других культур имеют иные точки зрения, системы ценностей и норм. Большинство людей уверены в том, что мир такой, каким они его себе представляют. В связи с этим часто они убеждены в том, что собственная культура превосходит другие. В этом случае другие культуры недооцениваются. Всё, что отклоняется от собственных норм, привычек, типов поведения, считается низкопробным, безобразным, безнравственным.

В-третьих, поведение людей в процессе коммуникации зависит от окружающей обстановки и обстоятельств коммуникации. Наши действия не одинаковы в разной обстановке. Место нахождения человека (аудитория, ресторан, офис) требует определённой линии поведения, которая соответствует данной культурной традиции. Обстоятельства коммуникации также сильно влияют на поведение её участников, Контакты между людьми могут происходить по самым разным причинам: награждение, производственное собрание, спортивные игры, танцы, панихида. В каждом случае обстоятельства обязывают вести себя поразному.

В-четвертых, коммуникативное поведение напрямую связано с количеством времени и частью суток, в которой происходит коммуникация. При нехватке времени люди, как правило, стараются быстрее закончить разговор и завершить контакт, чтобы сделать что-то более важное и необходимое. Каждый случай общения происходит в какое-то время суток, что также сказывается на его характере.

В процессе межкультурной коммуникации очень важно понять, о чём думает партнёр, причины его переживаний, его точку зрения и образ мыслей. Поэтому, чтобы понять коммуникативное поведение представителей другой культуры, необходимо рассматривать его в рамках их культуры, а не своей, т.е. здесь следует проявлять больше эмпатии. Эмпатией называется естественное желание понять другого человека, не обидеть его, не сделать что-то не так. Такой тип общения основан на умении поставить себя на место другого, взглянуть на всё его глазами, почувствовать его состояние и учесть всё это в своём поведении и поступках.

Для большего понимания между партнёрами по коммуникации необходимо придерживаться основных правил эмпатии:

· внимательно слушать собеседника;

· стремиться понять, как чувствуют себя другие люди;

· искренне интересоваться тем, что должны сказать другие;

· учитывать нужды других людей;

· стараться понять точку зрения другого.

 

5. Инкультурация, ее механизм и стадии.

Инкультурация — это процесс усвоения личностью ценностей данной культуры, процесс «вхождение» его в поле данной культуры. Инкультурация происходит благодаря усвоению личностью ценностей, традиций, правил культуры, в поле которой находится человек в данный период времени.

Инкультурация происходит несколькими способами. Одним из самых распространенных является имитация, при котором человек сначала наблюдает, а потом копирует поведение других людей.

Еще один способ – идентификация, когда люди, чаще всего в детстве, усваивают поведение, установки и ценности, которые они видят у родителей, как свои собственные. Многие дети выбирают профессии родителей, чтобы быть похожими на них. Имитация и идентификация способствуют формированию определенного поведения человека в обществе.

Специалисты отмечают, что, кроме названных позитивных механизмов инкультурации, есть и негативные – стыд и вина. Оба чувства заставляют человека ограничивать свои действия, и он таким образом наказывает сам себя.

В инкультурации обычно выделяют две основные стадии: первичную (начальную) и вторичную (взрослую).

Первичная стадия начинается с момента рождения ребенка и продолжается до завершения подросткового возраста. Она представляет собой процесс воспитания и обучения детей, которые усваивают важнейшие элементы своей культуры, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни.

На этой стадии родители приучают детей выполнять правила того мира, в котором живут. Для выработки адекватных знаний и навыков, необходимых для повседневной жизни, обычно используются специальные способы воспитания в форме игр следующих типов:

· • физических, развивающих физическую активность;

· • стратегических, развивающих способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов;

· • стохастических, знакомящих ребенка со случайными процессами, удачей (неудачей), неконтролируемыми обстоятельствами, риском;

· • ролевых, в ходе которых ребенок осваивает функции, которые ему придется выполнять в будущем.

В процессе игры у ребенка развиваются такие личностные качества, как интеллект, фантазия, воображение, способность к обучению. Становясь старше, дети начинают учиться координировать свое поведение с поведением других детей, а затем у них вырабатывается умение соотносить свои действия с поступками других детей.

Значение первичной стадии инкультурации заключается в том, что в этот период формируется ценностное отношения к труду, миру, закладываются основные модели поведения. Ребенок на основе детского опыта обретает базовые общекультурные знания и навыки, что должно помочь ему впоследствии адекватно участвовать в социокультурной жизни. Первичная стадия инкультурации способствует сохранению стабильности культуры за счет культурной преемственности, когда дети перенимают опыт у своих родителей.

Вторичная стадия инкультурации относится уже к взрослому периоду жизни человека. Инкультурация в этот период носит фрагментарный характер и касается отдельных элементов культуры, появившихся в последнее время, изобретений и открытий, существенно меняющих жизнь человека, или новых идей, заимствованных из других культур.

На вторичной стадии инкультурации у человека развивается способность к самостоятельному освоению культурных норм, принятых в данном обществе. Теперь он уже может сам применять полученные знания и навыки для решения собственных проблем или проблем, важных для других людей. Для этой стадии характерна сознательная оценка своих и чужих поступков, ценностей и норм культуры.

В этот период основное внимание уделяется профессиональной подготовке, знания и навыки для которой приобретаются в основном в средних и высших специальных учебных заведениях.

Затем, взрослея, люди продолжают развивать свои профессиональные навыки на рабочем месте. Здесь процесс инкультурации связан с социокультурными контактами, что предполагает контакты внутри семьи, среди друзей, в группе по интересам и т.д. Человек оказывается вовлеченным в общественную жизнь, выполняя гражданские обязанности и пользуясь определенными правами. Далее, когда он выходит на пенсию и у него появляется много свободного времени, очень важно не потерять смысл жизни, поэтому в современном мире инкультурация пожилых людей является очень актуальной проблемой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: