СДЕЛАТЬ КРАТКИЙ КОНПЕКТ ЛЕКЦИИ И В КОНЦЕ ОТВЕТИТЬ НА ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ.
Тема: Стресс, его роль в адаптации человека к социальной и трудовой деятельности.
План лекции.
1. Понятие о стрессе, как об общем адаптационном синдроме (учение о стрессе Г. Селье).
2. Сущность психогенного стресса и его влияние на человека.
Термин «Стресс» был сформирован в 1926 году канадским учёным Гансом Селье, который дал следующее определение этому понятию:
СТРЕСС – врождённая защитная реакция организма на существующие внешнее раздражение.
Виды стресса
1. Эустресс –положительный стресс, протекает без потерь для организма (мобилизация сил при выполнении важного задания – замужество).
2. Дистресс – чрезмерный стресс, протекает с потерями для организма.
Факторы вызывающие стресс:
1. физические: резкое колебание температур, перепады давления, радиация, высокая концентрация углекислого газа в воздухе;
2. эмоциональные: страх, усталость, бессилие (отсутствие контроля над событиями), изоляция, возросший темп жизни, избыток или дефицит информации;
3. теологические: заболевания, травмы, черты характера – обидчивость, мнительность, чувство неполноценности, низкая самооценка;
4. временные: факторы прошлого – выступают как стресс: накопленные обиды, ошибки, неудачи. Факторы настоящего – настроение, проблемы. Факторы будущего – сессия, предстоящий развод.
При действии на человека повреждающих факторов, в его организме развиваются повреждения и включаются защитно-приспособительные механизмы, поддерживающие гомеостаз внутренней среды. Эти механизмы включаются на воздействие различных повреждающих факторов, т.е. они не специфичны. Положения о стрессе, как о общем адаптационном синдроме разработаны Г. Селье. Им выделены следующие группы повреждающих факторов - физические (холод, жара), биологические (вирусы, бактерии), химические (яды, кислоты, щелочи), механические (травмы, психоэмоциональное перенапряжение). Все они вызывают, как селективные эффекты, так и общие реакции неблагоприятного, так и компенсаторно-приспособительного плана. Эта совокупность изменений и называется общим адаптационном синдромом. Существуют следующие стадии развития стресса: тревога, резистентность и истощение.
1. Стадия тревоги характеризуется уменьшением размеров тимуса, селезенки и лимфоузлов, а также их функций. Это происходит из-за большой концентрации глюкокортикоидов (адреналина и норадреналина).
2. Стадия резистентности - стадия повышенной устойчивости стресса. В это время повышается артериальное давление, усиливается обмен углеводов, учащается и углубляется дыхание. При повышении устойчивости происходит
увеличение количества нейтрофилов, гемоглобина, повышается температура тела. Активизируется распад белков, система Т и В лимфоцитов.
3. Стадия истощения. Она развивается, если на человека воздействует
очень сильный повреждающий фактор или же длительность воздействия фактора умеренной силы очень велика. Она характеризуется торможением ЦНС,
истощением лифмоидных органов.
Следствием является развитие болезни адаптации и различных инфекционных и не заразных болезней, которые могут закончиться смертью.
Признаки стрессовых состояний:
1). ФИЗИЧЕСКИЕ: бессонница, беспричинные боли, головокружение, потеря аппетита, сонливость, чувство голода.
2). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ: беспокойство, гнев, невозможность сосредоточиться, плохое настроение, раздражительность.
3). ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ: кусание ногтей, злоупотребление алкоголем, курение, нервный смех.
Методы профилактики стрессовых состояний:
ü Не бояться говорить о своих проблемах;
ü Разделять домашние обязанности;
ü Быть скромным – осознавать свои возможности;
ü Планировать деля с учётом сил;
ü Физические упражнения и гидропроцедуры;
ü Полноценный сон.
ТЕСТ: СПРАВЛЯЕТЕСЬ ЛИ ВЫ СО СТРЕССОМ?
Инструкция: внимательно прочитайте вопросы и на каждый вопрос ответьте "да" или "нет".
1. Успеваете ли каждый день обедать?
2. Спите ли семь-восемь часов в сутки?
3. Спокойно ли протекает ваша семейная жизнь?
4. Есть ли у вас друг (подруга), готовый помочь в трудную минуту?
5. Занимаетесь ли регулярно спортом?
6. Курители?
7. Любите ли спиртное?
8. Соответствует ли вес вашему росту?
9. Хватает ли вашей зарплаты на покрытие всех расходов?
10. Имеете ли твердые убеждения?
11. Регулярно ли ходите в кино и театр?
12. Много ли у вас знакомых и друзей?
13. Делитесь ли с ними наболевшими проблемами?
14. Сохраняете ли спокойствие во время ссоры?
15. Рассказываете ли о своих заботах соседям или коллегам по работе (учебе)?
16. Способны ли вы разбить что-либо, что попадется под "горячую" руку?
17. Находите ли время для отдыха?
18. Умеете ли рационально организовать свое время?
19. Пьете ли ежедневно крепкий чай или кофе?
20. Любите ли спать днем?
Подсчитайте баллы и посмотрите на каком ровне ваше стрессовое состояние.
Ответ "да" оценивается в 1 балл; "нет" - в 5 баллов.
Менее 30 баллов - вы вообще не поддаетесь стрессу.
От 30 до 49 баллов - легко относитесь к стрессовым ситуациям.
От 50 до 74 баллов - с трудом справляетесь со стрессовыми ситуациями.
Более 75 баллов - чтобы выйти из стресса, вам требуется помощь друзей или медицины.
ТЕСТ: КУДА ВЫ ИДЕТЕ; К СТРЕССУ ИЛИ ОТ НЕГО?
Инструкция: Работая с тестом, в каждой из шести групп ответов выберите один (А, Б или В), который наиболее соответствует вашему поведению.
1. А. В работе, в отношениях с представителями противоположного пола, спортивных или азартных играх я не боюсь соперничества и проявляю агрессивность.
Б. Если в игре я теряю несколько очков и если представитель противоположного пола не реагирует должным образом на самые первые мои знаки внимания, то я сдаюсь и выхожу из игры.
В. Я избегаю какой бы то ни было конфронтации.
2. А. Я честолюбив и хочу многого достичь.
Б. Сижу и жду "у моря погоды".
В. Ищу предлог увильнуть от работы.
3. А. Люблю работать быстро, и часто не терпится поскорее закончить дело.
Б. Надеюсь, что кто-то будет меня "подстегивать".
В. Когда я прихожу домой, то думаю о том, что сегодня было на работе.
4. А. Я говорю быстро и громко. В беседе довольно категоричен и перебиваю других.
Б. Когда мне отвечают "нет", я реагирую совершенно спокойно.
В. Мне с трудом удается сдерживать свои чувства и тревоги.
5. А. Мне часто бывает скучно.
Б. Мне нравится ничего не делать.
В. Я действую, учитывая желания других людей, а не свои собственные.
6. А. Я быстро хожу, ем и пью.
Б. Если я забыл что-то сделать, меня это не беспокоит.
В. Я сдерживаю свои чувства.






