Этап разработки инструментария (анкеты)

Методическое пособие по проведению социологического исследования с помощью метода анкетирования

 

 

Комментарий: методическое пособие не передает весь объем профессиональной информации и адаптировано для самостоятельного частного исследования

Содержание

Введение. 2

Этапы социологического исследования. 3

1. Подготовительный этап социологического исследования. 4

1.1. Методологический раздел программы социологического исследования 5

1.2. Методический раздел программы социологического исследования. 6

1.2.1. Этап разработки инструментария (анкеты) 7

1.2.2. Этап формирования выборки. 11

1.2.3. Организационный этап. 12

2. Оперативно-процедурный этап. 12

3. Завершающий этап. 12

Примеры анкет для проведения опроса. 24

 

 

Введение

 

Социологическое исследование в современной жизни является важной составляющей объективной картины происходящего в обществе и различных социальных группах. Из-за широты распространения в массы, его доступность проведения повышается, что дает возможность провести его самостоятельно, соблюдая определенные правила и рекомендации. Это и является целью данного методического пособия. Для начала, познакомимся с определением социологического исследования.

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получение достоверных знаний об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.

 

 

Этапы социологического исследования

 

Социологическое исследование состоит из нескольких этапов, представленных ниже, каждый из которых мы разберем отдельно.

Этапы социологического исследования
составление программы исследования, подготовка инструментария
обработка и анализ полученных данных
2. Основной или оперативно-процедурный
3. Завершающий
проведение социологического опроса
1. Подготовительный

 

 



Подготовительный этап социологического исследования

    Подготовительный этап социологического исследования включает в себя:

· знакомство со сферой, касающейся исследования через обзор источников информации;

· написание программы исследования и подготовки инструментария.

 

Работнику оздоровительного учреждения, желающему провести исследование, сначала следует изучить механизм проведения исследования. Это поможет лучше подготовиться к проведению исследования.

    Программа социологического исследования представляет собой алгоритм действий, посредством которых будут получены данные.

 
Разделы программы социологического исследования
В методологическом разделеформулируются проблема, цель и задачи исследования, его объект и предмет, интерпретируются основные понятия, делается предварительный системный анализ объекта исследования.
В методическом разделеопределяется стратегический план исследования, производится построение выборки, обосновываются методы сбора информации и анализ данных.

 

 

 


Методологический раздел программы социологического исследования

Понятие Определение Пример
Цель То, к чему стремится исследователь в исследовании, т.е. конечный прогнозируемый результат работы. Отвечает на вопрос «Что?». Исследование детской удовлетворенности отдыхом.
Задачи Конкретные установки, направленные на достижение цели. Отвечает на вопрос «Что сделать?». Изучить мнение детей по вопросу питания; Определить, как дети оценивают медицинское обслуживание;  Рассмотреть, какие формы времяпровождения больше нравятся детям и т.д.
Объект То, на что направлено исследование. Обычно в качестве объекта выступают социальные группы.

Например, объект – дети, т.к. на них направленно исследование,
предмет – удовлетворенность отдыхом.  Удовлетворенность детей – это  критерий, который принадлежит объекту, а объект «шире», чем предмет.

Предмет Предмет исследования - это свойства, стороны объекта, которые подлежат изучению, т. е. наиболее значимая сторона объекта с точки зрения исследователя.
Операционализация Детализация основного понятия. Она заключается в разложении ранее выделенных составляющих основного понятия на их элементы. Детский отдых: 1. питание: - количество приемов пищи; - объем порции; - качество питания 2. медицинское обслуживание: - медицинский осмотр в начале смены; - врач интересуется здоровьем; - оказали мед. помощь при обращении 3. времяпровождение: - общелагерные мероприятия (секции, кружки, концерты построение); - внутриотрядные; - индивидуальные и т.д. Обратите внимание, процесс разложения понятий на простые элементы (операционализация)  происходит в соответствии с задачами исследования.

Методический раздел программы социологического исследования

Данный раздел программы подразумевает написание методики социологического исследования. Она включает в себя разработку инструментария, а именно анкеты, формирование выборки и составление рабочего, финансового плана, т.е. расчет финансовых затрат и требуемого времени  (организационный этап). 

 
Методический раздел программы социологического исследования  

 

 


организационный этап  
этап формирования выборки
этап разработки инструментария (анкета)

Этап разработки  инструментария (анкеты)

Разработка инструментария начинается с выбора метода, где опрос является одним из них.

Опрос - метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросом к определенной группе людей либо одному человеку.

    Преимущества метода опроса:

  • Экономичность: по опросу небольшого количества человек можно делать выводы о целой группе людей.
  • Оперативность: дает возможность в короткие сроки опросить большие группы людей и получить информацию;
  • Широта охвата: позволяет проводить исследование на разные темы и дает возможность изучить мнение разных групп людей.

 

 

Информация, полученная с помощью опроса, отражает реальность в том виде, как она «преломилась» в сознании опрашиваемых. Поэтому не всегда можно ставить знак равенства между объективной реальностью и данными, отражающими мнения людей о фактах их поведения, о событиях и явлениях. Следует всегда учитывать возможные искажения, связанные с особенностями отражения в сознании людей, а также направления и размеры этих искажений.

Специфика опроса:  


широкий охват областей исследования.
источником информации является мнение, суждения опрашиваемого;  
опрос позволяет в короткие сроки опрашивать большое количество людей и получать разнообразную информацию;

Одним из видов опроса является анкетирование это вид опроса, где респондент заполняет анкету.

Групповое анкетирование предполагает обращение сразу к какой-то группе лиц, широко применяется по месту работы, учебы.

При индивидуальном анкетировании анкеты раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондентов, а время возврата заранее обговаривается.

Анкета является инструментом для сбора информации. Поэтому грамотно составленная анкета обеспечит исследователя наиболее объективной информацией. Она имеет свою структуру (разделы) и правила составления. Придерживаясь этих правил, анкета станет эффективным инструментом в руках исследователя. 

Смысловые раздела анкеты
2. Основная часть включает в себя вопросы, в последовательности которых постепенно раскрывается содержание темы. Эта часть является самой большой по объему и самой сложной по содержанию, она разделяется на блоки из вопросов.  
1. Вводная часть Это обращение к респонденту, в котором излагается цель, задачи опроса, называется организация, проводящая его, гарантируется анонимность ответов, прописаны правила заполнения анкеты. Назначение - максимально расположить к себе опрашиваемого, заинтересовать его. Обращение должно быть предельно кратким и ясным.   


Заключительный блок основной части включает финальные вопросы, цель которых уточнить информацию, полученную из предыдущих ответов. Пример: хотел ли ты еще раз приехать в этот лагерь?  
Второй блок основной части содержит вопросы, направленные на выяснение установок, оценок, мнений человека, напрямую связанных с основной частью исследования.   Пример: считаешь, что в лагере следят за твоим здоровьем, потому что?  
В первом блоке основной части анкеты располагаются простые вопросы, нейтральные по смыслу. Такие вопросы, нацеленные на получение какой-то фактической, информации. Пример: нравиться ли тебе отдыхать в лагере?  
3. «Паспортичка» анкеты  содержит вопросы, касающиеся положения и статуса респондента (пол, возраст, семейное положение, профессия и т.д.)  
                                

Правила составления анкеты:

1. Содержание анкеты должно быть подчинено цели и задачам исследования. Каждый из вопросов (их блок) должен работать на определенную задачу.

2. Язык анкеты следует освободить от штампов, сделать близким к разговорной речи респондентов.

3. Последовательность вопросов надо ставить так, чтобы у респондента сохранился интерес и желание отвечать на вопросы, осталось впечатление логики и целостности.

4. При формулировках необходимо избегать психологического давления на респондента, навязывать ему точку зрения.

5. Вопросник должен быть выверен во времени и учитывать условия, в которых будет происходить опрос.

Вопрос – инструмент, с помощью которого мы получаем информацию. После занесения результатов анкетирования, именно на основе этой информации будет производиться анализ данных.

Требования к вопросам анкеты:

ü Вопрос должен соответствовать цели и задачам исследования (если исследование направлено на выявление уровня удовлетворенности детским отдыхом, не стоит задавать вопросы на отвлеченные темы. Пример: «Сильно ли ты утомляешься в учебный период?»);

ü Каждый вопрос должен быть построен так, чтобы на него мог быть дан конкретный ответ;

ü Не множественный вопрос (вопрос должен нести информацию только об одном критерии. Пример правильного варианта вопроса:  «Тебе нравиться отдыхать в лагере?». Пример неправильного варианта вопроса: «Тебе нравиться отдыхать и общаться с друзьями в лагере?»);

ü Необходимо учитывать возраст и подготовленность респондента. Пример неправильного варианта вопроса для детей в лагере:  «Оцените качество медицинского обслуживания в данной организации отдыха и оздоровления» (ребенок может не понять, что имеется в виду под медицинским обслуживанием и что такое организация отдыха);

ü Аккуратная и нейтральная формулировка вопроса: чтобы не давить и не влиять на респондента. Пример неправильного варианта вопроса: «Ты дрался в лагере?».

    Вопросы бывают разных видов, каждый из которых имеет свое предназначение.

Форма вопроса Пояснение Пример
Открытый ответ на него может быть дан в любой форме Напиши, какое самое яркое твое впечатление в  лагере ____________
Закрытый на него в анкете приводится полный выбор вариантов ответов Нравится ли тебе отдыхать в этом лагере? - очень нравится; - не очень нравится; - совсем не нравится; - затрудняюсь ответить
Полузакрытый предоставляет респонденту возможность самому дополнить свой вариант ответа помимо предложенных Считаешь, что в лагере следят за твоим здоровьем, потому что?  (можно отметить несколько вариантов) - был медосмотр в первый день; - врач каждый день интересуется нашим здоровьем; - врач помог, когда я обратился; - другое__________ - в лагере не следят за моим здоровьем
Прямой вопрос нацелен на получение непосредственной информации от респондента. Обычно он формулируется в личной форме: "Знаете ли Вы…?", "Что Вы думаете…?" и т. д. Что из бытовых условий тебе не нравится? - туалет; - умывальник, душ; - кровать и т.д.
Косвенный ставится в безличной или полубезличной форме: "Некоторые люди считают, что… А как Вы думаете?". Данный тип предполагает ответ в скрытом от респондента виде Как ты считаешь, почему дети приезжают в лагерь?
Вопрос-фильтр позволяет выделить часть респондентов по определённому признаку и задать им более глубокие вопросы Возникало ли у тебя желание уехать из лагеря? - да; - нет (—>переход к вопросу № …)
Табличный

Вопрос имеет форму таблицы

 Удовлетворены ли Вы? Да Нет Затрудняюсь ответить
Организацией медицинского обслуживания в лагере      
Организацией питания в лагере      
Бытовыми условиями проживания в лагере      

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: