Четвертый уровень состояния слуха - глухота

Глухой ребенок реагирует лишь на резко ограниченное количество звучаний (в основном на низкочастотные звуки - барабан). Расстояние до источника звука может быть и большим- до 2,5-5 м. Некоторые глухие дети вообще не реагируют на предъявляемые слуховые стимулы. Звучание голоса глухие дети не воспринимают. На тональный сигнал реагируют лишь в диапазоне 500-1000 Гц при интенсивности 70-100 дБ. Локализовать источник звука дети не в состоянии.

Например, Ваня П. (1 г. 1 мес.) - здоров, физическое развитие соответствует возрасту. Во время обследования, сидя на коленях у матери, манипулирует колечками, пытаясь надеть их на стержень. На звучание шарманки, погремушки, гармошки и свистка не реагирует. При подаче сигнала дудкой с расстояния 0,5 м. прекратил движение руки, замер. При звучании барабана на расстоянии 1,5 м. поднял глаза, посмотрел на наблюдателя, затем на мамино лицо. При повторных предъявлениях этого стимула на расстоянии 0,7 м. обернулся и стал искать взором источник звука. При подаче сигнала справа и слева оборачивался назад, где впервые увидел педагога. На голос реакция отсутствовала. На тональный сигнал реагировал поисковыми движениями головы вправо и влево при интенсивности 100 дБ на частоте 500 Гц.

В практической работе нередко встречаются дети, у которых реакции на ту или иную группу стимулов (неречевые звучания, голос, тональный сигнал) не согласуются между собой. Это происходит вследствие индивидуальных особенностей ребенка, его соматического состояния, особенностей внимания, возраста. Например, как уже отмечалось, некоторые дети с нормальным слухом могут не реагировать на тональный сигнал. Часть детей бывает настолько поглощена новой обстановкой и игрушками, что не реагирует даже на воздушную струю и прикосновения.

Рассмотрим некоторые из таких случаев.

Марина И. (11 мес.). Вероятная причина снижения слуха - отягощенная наследственность: у матери сенсоневральная односторонняя глухота. У девочки диагностирована задержка психомоторного развития. При исследовании слуха отмечены реакции на весь набор неречевых звучаний: на шарманку - с 0,5 м., погремушку - с 0,7 м., дудку, гармошку, свисток и барабан - с 5 м. Реакция на голос разговорной громкости отмечена на расстоянии 0,5 м. На тональный сигнал реагировала на частотах 500 Гц - 95 дБ, 1000 Гц - 100 дБ. 2000 Гц - 100 дБ; на частотах 4000 и 6000 Гц реакций не отмечено. Локализовала звучания дудки на расстоянии 0,5 м. и барабана - 1 м. Определить местонахождение источника голоса и синтетического сигнала не могла.

Если делать заключение о состоянии слуха этого ребенка по реакциям на тоны аудиометра и голос (ограниченный диапазон воспринимаемых частот при интенсивности звучания 95-100 дБ, реакция на голос на расстоянии 0,5 м. и отсутствие локализации), то можно констатировать значительное снижение слуха. В то же время восприятие полного набора неречевых стимулов, в том числе высокочастотных звучаний шарманки и погремушки на расстоянии 0,5-0,7 м., позволяет диагностировать тугоухость.

Света Т. (12 мес.). Время и причина снижения слуха не установлены. Здорова, психофизическое развитие соответствует возрасту. При обследовании видимых реакций на неречевые звучания не отмечено. Реагирует на голос повышенной громкости на расстоянии 0,2 м. от затылка. На тональный сигнал реагировала на частотах: 500 Гц - 65 дБ, 1000 Гц - 80 дБ, 2000 Гц - 85 дБ, 4000 Гц- 95 дБ, 6000 Гц - 95 дБ. Локализовать речевой и тональный сигнал не могла. По характеру реакций на тоны аудиометра (восприятие полного диапазона исследуемых частот при интенсивности 65-95 дБ) и на голос у ребенка можно диагностировать значительную тугоухость, в то время как по отсутствию видимых реакций на звучащие игрушки девочку можно по ошибке считать глухой.

Приведенные примеры свидетельствуют о необходимости оценки состояния слуховой функции по совокупности данных о реакциях на различные группы стимулов.

Родителям полезно рекомендовать вести дневник наблюдений над реакциями ребенка. В нем отмечается, на какие звуки реагирует ребенок, и с какого расстояния, может ли он определить местонахождение источника звука. Дневник может выглядеть, например, так (см. табл. 1).

Таблица

Результаты наблюдений за реакциями ребенка

  

Источник звука

 

Дата наблюдений

 

15 марта   17 апреля 20 мая
Шарманка 10 см - -
Погремушка 30 см 25 см -
Дудка 3 м 2,5 м 2 м
Гармошка 3,5 м 3 м 2 м
Барабан 5 м 5 м 5 м
Шепот - - -
Голос разговорной громкости 50 см 30 см У/Р.[1]

 

 

Как видно из таблицы, ребенок стал воспринимать меньшее число звучаний и с более близкого расстояния. Это свидетельствует о возможном дальнейшем понижении слуха. В подобных случаях нужно срочно обращаться к врачу-сурдологу, так как своевременное лечение может приостановить этот процесс.

Одновременно с проведением аудиолого-педагогического обследования необходимо немедленно начать проводить с малышом коррекционную работу.

 

Рекомендуемая литература

 

· Тарасов Д. И. и др. Тугоухость у детей.- М.: Медицина, 1984.- 240 с.

 

· Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит.... - М.: Просвещение, 1995. - 128 с.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: