Первый уровень - слух в пределах возрастной нормы

Дети с нормальным слухом реагируют на весь набор неречевых звучаний на расстоянии 3-5 м. Расстояние, с которого тот или иной ребенок воспринимает все стимулы (от шарманки до барабана), постоянно и зависит от его возраста: чем он младше, тем с более близкого расстояния воспринимается сигнал. На том же расстоянии дети ощущают и звучание голоса разговорной громкости и шёпот. Реакции на тональный сигнал отмечаются во всем диапазоне исследуемых частот при интенсивности 50-80 дБ, что по данным исследователей соответствует возрастной норме. Дети старше трехмесячного возраста способны локализовать источник звука в пространстве справа, слева, сзади. Например:

Артем Ч. (2 мес.) - здоров, физическое развитие соответствует возрасту. Услышав погремушку первый раз с расстояния 1,5 м., замер, через 1-2 с. резко активизировались движения рук и ног. При следующих предъявлениях погремушки на постепенно увеличивающемся - до 3 м. - расстоянии реагировал таким же образом. На звук шарманки реакция отмечена на расстоянии 3 м.: замер, вздрогнули веки, затем глаза широко открылись. На звучания дудки, гармошки, свистка и барабана с расстояния 3 м. реакция бурная: вздрагивает всем телом, замирает, широко раскрывает глаза, пытается повернуть голову в сторону звука. Первая реакция на голос разговорной громкости отмечалась на расстоянии 1,5 м.: перевел взгляд с погремушки на наблюдателя. Эта же реакция имела место при увеличении расстояния до 3,5 м. На таком же расстоянии зафиксирована реакция на шепот: замер, широко открыл глаза. Но уже с расстояния 4 м вызвать реакцию ни на шепот, ни на голос разговорной громкости не удалось. Реакции на тональный сигнал слабо выражены, отмечалось замирание при предъявлении стимулов интенсивностью 70 дБ на всех исследуемых частотах.

Ваня Б. (6 мес.) - здоров, физическое развитие соответствует возрастной норме. На звучание погремушки с расстояния 1,5 м. отреагировал поворотом головы, затем при увеличении расстояния до 3 м. оборачивался на все ее предъявления, а на звук погремушки с 3,5 м. не обернулся, но замер и широко открыл глаза. На шарманку, находящуюся в 4 м. от него, замер, на расстоянии 2 м. повернул голову в сторону звука. Реакция на звучание дудки отмечена с расстояния 4 м. (замер, поднял глаза, но не понял, откуда идет звук), при уменьшении расстояния до 3 м. безошибочно определял направление звука. Аналогичные реакции отмечены на звучание гармошки и свистка. При звучании барабана на расстоянии 4 м. поворачивал голову в разные стороны и искал, что звучит, на расстоянии 3 м. сразу и безошибочно находил источник звука. На произнесение звукосочетания папапа и своего имени шепотом, а затем и голосом разговорной громкости с расстояния 5 м. не отреагировал. При уменьшении расстояния до 4 м. на звукосочетания, произнесенные шепотом, широко открыл глаза, затем повернул голову в сторону говорящего - влево; такая же реакция отмечена и при подаче сигнала справа и сзади. При предъявлении синтетического сигнала поворачивал голову в сторону источника звучания; реагировал на стимулы интенсивностью 60 дБ на частотах 500 и 1000 Гц и 50 дБ на частотах 2000-6000 Гц.

Следует подчеркнуть, что в ряде случаев у детей могут отсутствовать реакции на модулированный сигнал аудиометра. Ряд исследователей отмечает это явление у детей первого года жизни (T.Suzuki, V. Ogiba, 1960). Отсутствие реакции не связано с состоянием слуха, а является возрастной особенностью детей. Тем важнее иметь данные о характере реакций на другие стимулы - звучащие игрушки и голос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: