Дети с нормальным слухом реагируют на весь набор неречевых звучаний на расстоянии 3-5 м. Расстояние, с которого тот или иной ребенок воспринимает все стимулы (от шарманки до барабана), постоянно и зависит от его возраста: чем он младше, тем с более близкого расстояния воспринимается сигнал. На том же расстоянии дети ощущают и звучание голоса разговорной громкости и шёпот. Реакции на тональный сигнал отмечаются во всем диапазоне исследуемых частот при интенсивности 50-80 дБ, что по данным исследователей соответствует возрастной норме. Дети старше трехмесячного возраста способны локализовать источник звука в пространстве справа, слева, сзади. Например:
Артем Ч. (2 мес.) - здоров, физическое развитие соответствует возрасту. Услышав погремушку первый раз с расстояния 1,5 м., замер, через 1-2 с. резко активизировались движения рук и ног. При следующих предъявлениях погремушки на постепенно увеличивающемся - до 3 м. - расстоянии реагировал таким же образом. На звук шарманки реакция отмечена на расстоянии 3 м.: замер, вздрогнули веки, затем глаза широко открылись. На звучания дудки, гармошки, свистка и барабана с расстояния 3 м. реакция бурная: вздрагивает всем телом, замирает, широко раскрывает глаза, пытается повернуть голову в сторону звука. Первая реакция на голос разговорной громкости отмечалась на расстоянии 1,5 м.: перевел взгляд с погремушки на наблюдателя. Эта же реакция имела место при увеличении расстояния до 3,5 м. На таком же расстоянии зафиксирована реакция на шепот: замер, широко открыл глаза. Но уже с расстояния 4 м вызвать реакцию ни на шепот, ни на голос разговорной громкости не удалось. Реакции на тональный сигнал слабо выражены, отмечалось замирание при предъявлении стимулов интенсивностью 70 дБ на всех исследуемых частотах.
|
|
Ваня Б. (6 мес.) - здоров, физическое развитие соответствует возрастной норме. На звучание погремушки с расстояния 1,5 м. отреагировал поворотом головы, затем при увеличении расстояния до 3 м. оборачивался на все ее предъявления, а на звук погремушки с 3,5 м. не обернулся, но замер и широко открыл глаза. На шарманку, находящуюся в 4 м. от него, замер, на расстоянии 2 м. повернул голову в сторону звука. Реакция на звучание дудки отмечена с расстояния 4 м. (замер, поднял глаза, но не понял, откуда идет звук), при уменьшении расстояния до 3 м. безошибочно определял направление звука. Аналогичные реакции отмечены на звучание гармошки и свистка. При звучании барабана на расстоянии 4 м. поворачивал голову в разные стороны и искал, что звучит, на расстоянии 3 м. сразу и безошибочно находил источник звука. На произнесение звукосочетания папапа и своего имени шепотом, а затем и голосом разговорной громкости с расстояния 5 м. не отреагировал. При уменьшении расстояния до 4 м. на звукосочетания, произнесенные шепотом, широко открыл глаза, затем повернул голову в сторону говорящего - влево; такая же реакция отмечена и при подаче сигнала справа и сзади. При предъявлении синтетического сигнала поворачивал голову в сторону источника звучания; реагировал на стимулы интенсивностью 60 дБ на частотах 500 и 1000 Гц и 50 дБ на частотах 2000-6000 Гц.
|
|
Следует подчеркнуть, что в ряде случаев у детей могут отсутствовать реакции на модулированный сигнал аудиометра. Ряд исследователей отмечает это явление у детей первого года жизни (T.Suzuki, V. Ogiba, 1960). Отсутствие реакции не связано с состоянием слуха, а является возрастной особенностью детей. Тем важнее иметь данные о характере реакций на другие стимулы - звучащие игрушки и голос.