Ленинский путь развития. «Заветы Ильича»

                                                                                                                                                                                                                                                            

За недолгий период своего правления Ленин активно защищал монополию большевиков на власть. Он сразу же после октябрьского переворота жестко ограничил демократию, категорически выступил против свободы печати и свободы политических партий. Даже в собственной партии он добивается запрещения фракций, чтобы исключить какую-либо оппозицию. При Ленине происходит первая чистка партий: исключаются все инакомыслящие.

Особенную жестокость Ленин проявлял в борьбе с влиянием церкви. По сути, это была борьба за умы миллионов самых простых людей. Под предлогом помощи голодающим было произведено изъятие церковных ценностей в 1922 году, началось разрушение и разорение храмов.

Заветы Ильича (или заветы Ленина) – развития Советского союза по пути Владимира Ильича Ленина. Иногда в качестве заветов рассматривались последние статьи и заметки Ленина, в других случаях к разряду заветов относили более широкий круг произведений. Некоторые из ленинских цитат получили особую популярность в качестве заветов, например: «Учиться, учиться, учиться, как завещал великий Ленин». В годы демократизации всплывал и становился предметом дискуссий завет Ленина об отстранении Сталина от должности генсека. Обсуждалось также, что Ленин, возможно, завещал совсем другое, не то, к чему привело социалистическое строительство. Официальная пропаганда утверждала, что руководители страны чётко следуют заветам, поэтому их неизменно именовали «верными ленинцами». Некоторые коммунистические партии (Югославия, Китай) критиковали за то, что они отклоняются от ленинских заветов.

Партийные документы, научные работы и учебные материалы советского периода трактовали развитие СССР после смерти Ленина как «осуществление ленинского плана построения социализма». Положение о возможности построения социализма в отдельной стране (в отличие от первоначально предполагавшейся классиками марксизма мировой революции) — одно из основных положений ленинизма. В качестве статей, в которых был разработан план построения социализма обычно указывались «Государство и революция», «Очередные задачи Советской власти», «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата», «Лучше меньше, да лучше», «О кооперации». Выделялись следующие основные этапы осуществления ленинского плана:

u Социалистическая индустриализация. Хотя курс на индустриализацию был объявлен после смерти Ленина XIV съездом партии в декабрь 1925 года, часто указывалось, что этот курс явился продолжением ленинского плана ГОЭЛРО (Го сударственная комиссия по эл ектрификации Ро ссии)

u Кооперировании крестьянства. Оценка роли крестьянства в революции была предметом многих работ Ленина. Одним из первых актов Советской власти был Декрет о земле. В годы гражданской войны крестьян вынуждали делиться продовольствием с рабочими посредством политики продразверстки, а затем продналога. Вопросам кооперации в деревне Ленин посвятил несколько работ: «Очередные задачи Советской власти», «Доклад о работе в деревне 23 марта 1919 г.», «О продовольственном налоге», «О кооперации». Поголовная коллективизация была осуществлена после смерти Ленина по решению XV съезда партии, состоявшегося в декабре 1927 года.

u Культурная революция. Ликвидация безграмотности и построение системы народного образования также рассматривались как осуществление идей Ленина. Отмечалось, что Ленин указывал на необходимость учиться (или, точнее, «учиться коммунизму», как он в «Задачах союзов молодёжи»).

 

 

2. Сталинский путь развития.

За годы правления Сталина в стране произошла насильственная коллективизация крестьянских хозяйств и «ликвидация кулачества как класса», усиленная индустриализация в основном за счет промышленности. Быстрыми темпами шли милитаризация экономики. К 1940 году СССР вернул себе практически все территории бывшей Российской империи (кроме Польши и Финляндии). Страна вошла в Лигу Наций, были установлены дипломатические отношения со всеми важнейшими государствами мира. 

Проект резолюции (именно он в последующем назывался сталинским планом автономизации) предусматривал необходимость «признать целесообразным формальное вступление независимых советских республик: Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии и Армении в состав РСФСР, оставив вопрос о Бухаре, Хорезме и ДВР открытым и ограничившись принятием договоров с ними по таможенному делу, внешней торговле, иностранным и военным делам и прочее». План, возведенный после разоблачения культа личности в разряд едва ли не «трагедии партии и народа», был лишь очередным выражением известного положения о РСФСР как воплощенной форме федерации всех советских республик.

Принятый комиссией документ был разослан руководству Украины, Белоруссии и Закавказья, однако не встретил единодушной поддержки. Не ставя под сомнение необходимость сохранения «диктатуры пролетариата» (иначе говоря, права на власть в государстве коммунистической партии) и подчиненность этому «права наций на самоопределение», местное партийное и государственное руководство разделилось на сторонников «жестких» и «мягких» форм федерации.

Исправленная резолюция означала рождение знаменитой аббревиатуры «СССР» и окончательные похороны «плана автономизации», так как Ленин неожиданно для многих встал на сторону «независимцев» Грузии и Украины. Сталин не нашел нужным противиться «национал-либерализму», полагая, по-видимому, что не вполне устраивавший его ленинско-каменевский проект образования СССР не исключал установления отношений подчиненности во всех главных вопросах окраин Центру.

Явное раздражение Сталина либерализмом, который проявили Ленин и его соратники при выработке проекта образования СССР, вызывалось его демонстративной избирательностью и усугублением несправедливости, закладываемой в основание Союза. Декларация прав народов России на заре советской власти обещала равенство, суверенность, право на свободное самоопределение и развитие всем без исключения народам страны. Теперь же оказывалось, что к созданию Союза ССР «вместе и наравне» допускались народы лишь четырех субъектов федерации. Больше всего Сталин опасался, что новый проект образования СССР может спровоцировать ненужное обострение русского вопроса — вопроса о государственности русского народа и его месте в Союзе.

Пытаясь отстаивать свою позицию, он обращал внимание членов Политбюро на нелогичность образования единого государства как союза национальных республик по принципу «вместе и наравне», но без русской республики. 27 сентября 1922 г. в письме членам Политбюро Сталин предостерегал, что «решение в смысле поправки т. Ленина должно повести к обязательному созданию русского ЦИКа», исключению из РСФСР восьми автономных республик и их переводу (вместе с возникающей русской республикой) в разряд независимых. Федеральная постройка, возводимая на фундаменте с очевидным изъяном, заведомо не могла обладать должной прочностью.

 

3. Плюсы и минусы создания СССР\

 

Образование СССР стало событием огромной исторической важности как в российской истории, так и в общечеловеческом масштабе. Историческое значение образования СССР заключается в следующем:

— воссоздано тысячелетнее российское государство, дающее безопасность существования и развития российским народам;

— образовано многонациональное государство на новой соци­альной основе, на принципах добровольности и равноправия как пример государственности для народов, освобождающихся от капиталистического гнета;

— значительно возросли возможности экономического и куль­турного развития народа каждой республики в результате объединения их усилий в едином государстве;

— угнетенные народы и трудящиеся всего мира получили в лице СССР защитника своих интересов на международной арене;

— именно Советский Союз стал впоследствии главной силой в разгроме фашизма, угрожавшего порабощением всему человечеству

 

Финансовое и экономическое развитие. Объединение республик в Союз дало возможность аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны. Это способствовало развитию экономики, культурных отношений и позволило начать избавляться от перекосов в развитии отдельных республик. Характерной чертой становления национально ориентированного государства стали усилия правительства в вопросах гармоничного развития республик. Именно для этого с территории РСФСР в республики Средней Азии и Закавказья были перемещены некоторые производства с обеспечением их высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Проводилось финансирование работ по обеспечению регионов путями сообщений, электричеством, водными ресурсами для орошения в сельском хозяйстве. Бюджеты остальных республик получали дотации от государства.

Социальное и культурное значение. Принцип построения многонационального государства на основе единых стандартов оказал позитивное влияние на развитие в республиках таких сфер жизнедеятельности, как культура, образование и здравоохранение. В 20-30-х годах повсеместно в республиках строятся школы, открываются театры, развиваются средства массовой информации и литература. Некоторым народам учёными разработана письменность. В здравоохранении делается упор на развитии системы медицинских учреждений. Например, если в 1917 году на весь Северный Кавказ приходилось 12 клиник и всего 32 врача, то в уже 1939 году только в Дагестане наличествовало 335 врачей. При этом 14% из них были из состава исконной национальности.

Положительные и негативные стороны объединения республик. Объединение в одно многонациональное государство не противоречило интересам народов, населявших территорию страны. Консолидация в Союз позволила молодому государству занять одну из ведущих позиций в геополитическом пространстве мира. Однако приверженность высшего руководства партии к излишней централизации управления остановила расширение полномочий субъектов страны. Окончательно же перевёл страну на рельсы жесточайшего централизма И. В. Сталин на закате 30-х годов.

Источники:

1. Валентина Валькова, Ольга Валькова «Правители России2

2. Леонид Васильевич Милов «История России ХХ - Начала XXI Века

3. Боханов А.Н., Горинов М.М., Дмитренко В.П «История России XX века»

4. Труды Ленина



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: