Влияние тревоги при формировании личности

Тревога является необходимой эмоцией для развития личности ребенка:

1)Умеренная тревожность, переживаемая время от времени тренирует нервную систему человека, делает ее более выносливой, открывает возможность для адаптации к новым условиям среды.

2)Никакая активная познавательная деятельность человека не может не сопровождаться тревогой, так как сама ситуации познания чего - то нового таит в себе неизвестность.

3)Для плодотворной работы, для гармоничной полноценной жизни определенный уровень тревоги просто необходим. Тот уровень, который не изматывает, а задает тонус его деятельности. Эта тревога не парализует человека, а наоборот, «разогревает» его, мобилизует на преодоление препятствий и решение задач.

4)Чувство тревоги ограждает от опасности, удерживает вдали от нее.

5)Система эмоциональной регуляции выполняет защитную, приспособительную функцию, «держит руку на пульсе» энергетического баланса организма и в случае опасности посылает сигнал тревоги, интенсивность которой увеличивается по мере нарастания угрозы организму.

6) Если человека долго ничего не волновало, не тревожило, он начинает испытывать настоящий эмоциональный голод, который не мешает нормальному развитию человеческого организма в период детства и губительно действует на него в зрелые годы.

с другой стороны тревога может выступать как эмоциональное нарушение, способствующее регрессии личности:

1)Дети с повышенным уровнем тревоги неадекватно реагируют на педагогические воздействия, что ведет к задержке психического развития и его составляющих (восприятия, речи, памяти, мышления и других познавательных процессов).

2) Часто переживаемая тревога может способствовать образованию негативной жизненной позиции, что также может вызывать задержку психического развития ребенка.

3) Повышенная тревога способствует развитию замкнутости в общении или агрессии по отношению к окружающим.

4)Соматические признаки тревоги, углубляясь, могут стать симптомами серьезных расстройств и привести к заболеванию (аллергическому, простудному, желудочному, сердечно- сосудистому)

5) Ребенок, испытывающий тревогу, проявляет чаще всего такие черты характера, как робость, застенчивость, обеспокоенность, покорность, заторможенность, неуверенность, скованность, замкнутость, смущение, нервозность, напряжение, испуганность.

6)При предрасположенности к переживанию эмоций типа страха, тревоги у человека нет чувства полной гармонии, слияния с миром, он предстает как таящий непредвиденные осложнения, угрозу. Человек рискует стать тревожно- мнительной личностью.

Таким образом, тревога может носить регрессивный характер для становления развивающейся личности, может быть и конструктивной. Разница заключается в глубине переживаемого чувства, пороге эмоциональной чувствительности ребенка и среде развития данной эмоции.

5.Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо"

Методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Проективный тест исследует характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха.

Тревожность, испытываемая ребенком в одной ситуации, не обязательно будет так же проявляться в другом случае. Значимость ситуации зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребенком в этих ситуациях. Отрицательный эмоциональный опыт формирует тревожность как черту личности и соответствующее поведение ребенка.

Психодиагностика тревожности выявляет внутреннее отношение данного ребенка к определенным социальным ситуациям, раскрывает характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.

Экспериментальный материал: 14 рисунков (8,5x11 см) выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное.
Инструкция

В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим. Показав ребенку рисунок, тестирующий к каждому из них дает инструкцию-разъяснение следующего содержания (см. в обработке к тесту)

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: