Причины и преобразования тревоги

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический

Университет им. К.Д. Ушинского»

Педагогический факультет

 

 

Реферат на тему:

«Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика Выбери нужное лицо»

 

                                                                 

Выполнила: студентка 5 курса

Профиль Дошкольное образование

Группа № 65-3

Полуяхтова Екатерина Анатольевна

Проверила: Шкатова Т.Г

_________________________________

(Оценка и подпись преподавателя)

 

Ярославль

2015                                                                                                                                  

Содержание

 Введение

Определение понятия тревожность

Виды тревожности

Причины и преобразования тревоги

Влияние тревоги при формировании личности

5.Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо"

 Заключение

Литература

 

 

Введение

Тревога в мире человеческих переживаний – явление очень распространенное. Все, что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Ни одна психологическая проблема не претерпела таких спадов и подъемов в своем изучении, как проблема тревожности. Если в 1927 г. в Psychological Abstracth приводилось всего 3 статьи, то в 1960-м – уже 222, а в 1995-м – более 600.

Эмоции играют важную роль в жизни ребенка: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проблема тревожности в настоящее время является актуальной, так как постоянно увеличивается число тревожных детей. Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, - частые упреки, вызывающие чувство вины (“Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова”, “Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся”). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями.

Эмоциональные расстройства у детей не проходит бесследно, проявляются в особенностях личности и могут находить отражение в последующей жизни; состояние тревоги ведет к накоплению отрицательных эмоций, что ведет к снижению уровня здоровья.

 

Определение понятия тревожность

Понятие тревожности занимает важное место в психологических теориях и исследованиях, с тех пор как Фрейд (1959) подчеркнул роль при неврозах. Этому представлению, однако, не хватает четкого широко принятого определения.

Термин тревожность используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние. Эта особенность напрямую не проявляется в поведении, но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у человека наблюдается состояние тревоги. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе опасность и угрозу в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности. В этом статусе тревожность впервые была описана З.Фрейдом. З.Фрейд понимал под тревогой – особенное неприятное состояние, связанное с реакциями отвода раздражения на определенные нервные пути. В основе тревоги лежит повышение возбуждения, создающее, с одной стороны, характер неприятного, а с другой – находящее выход в упомянутых отводящих путях. Тревога возникает как реакция на положение, составляющее опасность, она регулярно воспроизводится, когда снова создается такое состояние.

В соответствии с точкой зрения Миллера и Маурера, тревожность рассматривалась как приобретенное (и с трудом угашаемое) влечение, источником которого служит антиципирующая эмоциональная реакция, которая вызывается стимулами, указывающими на какую-либо угрозу.

В психологическом словаре, тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги (тревога – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности), а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.

Но очень часто в психолого – педагогической литературе понятие «тревога» и «тревожность» употребляется недеференцированно. В действительности же понятия «тревожность» является вторичным по отношению к понятию тревога.

 

Виды тревожности

Ч.Д.Спилбергер выделил два основных вида тревожности. Первым из них - это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство, напряжение, озабоченность, нервозность. Данное состояние может возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений, и может быть разной по интенсивности и динамичной во времени. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции.
Другой вид - так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.
У детей дошкольного возраста доминирует ситуативная тревожность.

А.М.Прихожан описывает два вида тревожности:

1) беспредметная тревожность, когда человек не может соотнести возникающие у него переживания с конкретными объектами;

2) тревожность как склонность к ожиданию неблагополучия в различных видах деятельности и общения.

При этом первый вид обусловлен особенностями нервной системы, т.е. нейрофизиологическими свойствами организма, и является врожденным, в то время как второй связан с особенностями формирования личности в течение жизни.

В целом, можно отметить, что вероятнее всего, у одних людей существуют генетически обусловленные предпосылки к формированию тревожности, а у других данное психическое свойство является приобретенным в индивидуальном жизненном опыте.

Исследования А.М.Прихожан показали, что существуют различные формы тревожности, т.е. особые способы ее переживания, осознания, вербализации и преодоления. Среди них можно выделить следующие варианты переживания и преодоления тревожности:

1) открытая тревожность – сознательно переживаемая и проявляющаяся в деятельности в виде состояния тревоги. Она может существовать в различных формах:

- как острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность;

- регулируемая и компенсируемая тревожность, которая может использоваться человеком в качестве стимула для выполнения соответствующей работы;

- культивируемая тревожность, связанная с поиском «вторичных выгод» от собственной тревожности, что требует определенной личностной зрелости.

2) скрытая тревожность – в разной степени не осознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию, либо косвенным путем через специфические формы поведения: неадекватное спокойствие, уход от ситуации.

 



Причины и преобразования тревоги

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов позволил выделить ряд причин, способствующих возникновению тревоги:

1) Внутренний конфликт- это противоречивость стремлений ребенка, когда оно его сильное желание противоречит другой, одна потребность мешает другой. Внутренний конфликт может быть вызван противоречивыми требованиями к нему, исходящие из разных источников (или даже одного источника), может быть вызван неадекватными требованиями к нему, не соответствующими возможностям ребенка или негативными требованиями. В этих случаях возникает чувство потери «опоры», утраты прочных ориентиров в жизни, неуверенность в окружающем мире.

2) Постоянство конфликта – единичный конфликт, каким бы острым не был, он не делает ребенка тревожным. Тревога возникает в душе лишь тогда, когда конфликт пронизывает всю его жизнь, препятствуя реализации его важнейших потребностей.

3) Завышенные требования к ребенку – это может быть негибкая догматическая система воспитания, не учитывающая индивидуальные особенности ребенка, его интересы. Это и принудительное участие в делах, которые не интересуют ребенка и ставят его в ситуацию неизбежного неуспеха.

4)Отрицательное отношение к ребенку - эмоциональное отвержение его близкими ему людьми (родителями, воспитателями).

5)Подражание - ребенку достаточно увидеть, что мать встревожена, как и он тоже начинает беспокоиться. Чрезмерно заботливая мать постоянно как бы излучает тревогу за малыша, которая передается и ему.

6) Эмоциональная травма – острое психическое переживание, которое оставляет след в сознании ребенка.

Авторы, изучающие, тревогу отмечают несколько вариантов преобразования тревоги:

1)Страх- ребенок действует под девизом –«лучше бояться чего-то неопределенного, чем неизвестно чего». Преимущество страха в определенности.

2)Мир фантазий - в фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты. В отличие от «здоровой» фантазии, фантазии «тревожные» не связаны с реальной жизнью.

Все реальное наполнено для таких детей тревогой они проводят в фантазиях как можно больше времени, ни делая, ни малейших попыток воплотить их в жизнь. Для них реальное и фантастическое меняются местами.

3)Односторонние увлечения (ритуалы)- они полностью захватывают воображение ребенка, ни оставляют места, ни для каких других интересов. Здоровое увлечение соединяет ребенка с окружающим его миром, с другими детьми. Тревожное увлечение, наоборот, разъединяет с миром, создает для ребенка замкнутый, более или менее уютный мирок.

4)Агрессия - «чтобы ничего не бояться, надо сделать так, чтобы боялись меня» - такова мысль агрессивно – тревожного ребенка. Унижая других, агрессивный ребенок избавляется от чувства неуверенности в себе, от сознания своей неспособности жить так, как хотелось бы.

5)Апатия- вялость, безынициативность. Ущемление интересов ребенка, в конце концов, ведет к потере всяких интересов. Неудовлетворение потребностей – к снижению интенсивности этих потребностей. Апатия - чаще всего следствие завышенных или непоследовательных требований.

6)Заболевание – эмоциональное состояние ребенка приходит в норму, но за счет ухудшения его физического состояния.

Ни одна из рассмотренных форм поведения не дает настоящего освобождения от тревоги, а педагогам создает дополнительные трудности в распознании тревоги.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: