II.1. Стальные тросы

Уход за тросами.

I. Общая часть.

1. Работа с тросами начинается с распускания бухт. Во избежании образования калышек, которые перекручивают трос и снижают его прочность, надо правильно распустить бухту.

2. Во избежании раскручивания наложить на свободные концы марки, оплетку.

3. На концах тросов, предназначенных для надевания на палы, кнехты, соединения с другими тросами сделать огоны. Сплесени огонов оклетневать.

4. В огоны тросов, предназначенных для соединения с гаками, талрепами, блоками – заделать коуши.

5. Связывание тросов затягивающимися узлами не допускается.

6. При работе не допускать резких рывков. Натягивать постепенно, плавно, не превышая допустимую нагрузку.

7. Не допускать крутых изломов, трения о жесткие предметы, тросы. Использовать блоки со шкивами диаметром не менее 15 Ø троса для стальных тросов. Не менее 8Ø троса для растительных тросов. Заворачивать только восьмеркой, подкладывать маты.

8. При намокании растительные тросы садятся (надо ослаблять)

9. Растительные тросы, намокшие в морской воде становятся гигроскопичными (надо промыть пресной водой)

10. Промывка пресной водой нужна и загрязненных илом, песком тросов. Просушить.

11. Синтетические тросы через 2 месяца промывают соленой морской водой для снятия статического заряда (20 кг соли на 1 куб. метр пресной воды)

12. Необходимо хранить тросы в сухих, прохладных помещениях. Беречь от нагревания, воздействия сырости, дыма, масел, ржавчины. Синтетических, от солнечных лучей. Температура не более 30 градусов по Цельсию, влажность не более 70 процентов.

13. Стальные тросы для предохранения от ржавчины, через 3 месяца очищают от старой смазки и тируют (тавот с графитом), олифят. Лопнувшие проволочки заправляют внутрь прядей и оклетневывают. Также можно отклетневать трос для предохранения от ржавчины. Нельзя смазывать отработанным маслом, мазутом, нефтью. Не подбивать оцинкованные пряди кувалдой (только деревянным мушкелем)

14. Хранить скатанными в бухты на деревянных решетках для доступа воздуха, на вьюшках, в шкиперских кладовых. Бухты, вьюшки закрывают наружными чехлами снимая в хорошую погоду для просушки.

 

II. По видам тросов.

II.1. Стальные тросы.

Тросами называются изделия, свитые из стальных проволок или скрученные из растительных и синтетических волокон. На кораблях и судах тросы применяются в качестве стоячего и бегучего такелажа, швартовов и буксиров, в грузоподъемных устройствах, для крепления предметов на корабле, для водолазных работ, в минно-тральном деле, в приборах и механизмах, при такелажных и других работах

Работа со стальными тросами и уход за ними. Тросы должны соответствовать условиям работы. Жесткий трос, например, нельзя применять в качестве швартовов, пропускать через блоки, так как он будет быстро изнашиваться. Для швартовов, буксиров и оснастки подъемных устройств употребляется гибкий трос. Направление свивки и порядок навивки троса на вьюшки, барабаны шпилей и лебедок подбирают такими, чтобы в процессе работы трос дополнительно подкручивался. Это увеличивает его плотность, а следовательно, срок службы. Трос, намотанный на барабан, при погрузке и выгрузке нельзя бросать и подвергать сильным ударам, так как при поломке барабана он может спутаться, а распутать его трудно. Недопустимо образование петель, так как при натяжении троса они образуют залом — калышку, резко понижающую прочность троса и делающую его непригодным. Петлю следует осторожно и правильно развернуть, не допуская вытягивания полузавернутой петли. При распускании бухты трос сматывают за наружный конец, одновременно вращая бухту или барабан, и сразу наматывают на вьюшку или укладывают на палубе в бухту.

Прежде чем отрубить от бухты отрезок стального троса какой-либо длины, во избежание раскручивания на трос накладывают две марки мягкой проволоки или бензель. Расстояние между марками должно быть от одного до четырех диаметров троса; длина каждой марки — не менее
5-кратного диаметра троса. Стальной трос нужно крепить восьмерками и только на двойные кнехты, закаболивая два верхних шланга.

При стоянках на швартовах и при самой швартовке нельзя допускать, чтобы один трос зажимал другой или шел по другому. Перед подачей на другое судно (берег) трос растягивают на палубе и расправляют петли. При необходимости укладки на палубе трос кружат в бухту большого диаметра и укладываемые шлаги через один подворачивают.

При наматывании на барабан трос следует околачивать деревянным мушкелем; применять металлическую кувалду во избежание повреждения оцинковки и последующего ржавления троса нельзя.

Вязать узлы из стального, даже гибкого троса не следует. Два стальных троса соединяют с помощью скобы, заведенной в коуши на концах троса. При высококачественном выполнении сплесня потеря прочности троса составляет около 15% — для тросов с разрывной крепостью проволоки 120—130 кгс/мм2, около 20% — при разрывной крепости 140—150 кгс/мм2 и до 30% — при разрывной крепости проволоки 160—170 кгс/мм2. Сплеснивать тросы, предназначенные для подъема и спуска людей, не разрешается.

В местах соприкосновения с острыми выступающими частями под трос ставят деревянные прокладки или подкладывают маты.

Во время эксплуатации тросы необходимо регулярно смазывать. Смазка, обладающая антикоррозионными и противогнилостными свойствами, значительно увеличивает срок службы тросов. Хорошей смазкой является канатная мазь (индустриальная канатная ИК). Применяются также технический вазелин (универсальная низкоплавкая УН), пушечная смазка (УНЗ), солидол синтетический (универсальная среднеплавкая синтетическая УС) и солидол жировой (универсальная среднеплавкая УС). Технический вазелин и пушечную смазку перед употреблением разогревают до 60—80°.

Нельзя употреблять для смазки тросов мазут, соляр, отработанное машинное масло и другие вещества, содержащие кислоты и щелочи. Тросы смазывают не реже одного раза в три месяца и каждый раз после пребывания троса в воде. Тросы, находящиеся на хранении на судне, смазывают не реже одного раза в год. Перед смазкой с тросов металлическими щетками удаляют старую засохшую мазь и грязь. Смазка наносится нежирным слоем квачом или ветошью. При обнаружении ржавчины трос нужно смотать с вьюшки, очистить от ржавчины, протереть ветошью, смоченной в уайт-спирите, протереть досуха, смазать и намотать на вьюшку. Консервированная смазка удаляется ветошью. Если трос по условиям работы должен находиться в морской воде, его полезно смазать прокипяченной горячей смесью, состоящей из равных частей древесной смолы и извести. После работы трос промывают пресной водой, высушивают, смазывают и наматывают на вьюшку. Тросы с органическими сердечниками нельзя держать в местах с высокой температурой, так как сердечники могут перегореть. Лопнувшие проволоки коротко обрезают, а трос в этих местах оклетневывают мягкой проволокой. На концы троса во избежание раскручивания накладываются прочные проволочные марки. Недостатки устраняются немедленно, а пришедшие в негодность тросы заменяются новыми. Хранение и срок службы стальных тросов. Стальные тросы, находящиеся в употреблении, хранят намотанными плотными рядами на вьюшки, закрытые парусиновыми чехлами, или свернутыми в бухты, уложенные на деревянные банкеты. В солнечную погоду чехлы снимают. Тросы, хранящиеся в судовых кладовых, не реже одного раза в год поднимают на верхнюю палубу, проверяют их состояние и меняют смазку. Кладовые должны быть сухими и систематически вентилироваться. При правильном уходе срок службы тросов стоячего такелажа практически не ограничен. Для тросов бегучего такелажа, швартовов, подъемных тросов он равен 2—4 годам. Тросы для подъема грузов и людей считаются непригодными к эксплуатации, если число лопнувших проволок по длине, равной восьми диаметрам троса, составляет больше 10% их общего числа или лопнула целая прядь. Чрезмерные изгибы троса также вредны, поэтому шкивы, ролики, барабаны, которые в работе огибает трос, должны быть тщательно подобраны. Диаметр барабанов и шкивов должен быть для троса кабельной работы не меньше 4 диаметров, для троса тросовой работы не меньше 18 диаметров. При использовании троса в стрелах и талях диаметр шкива должен быть не менее 300 диаметров проволоки троса.

На срок службы тросов оказывают значительное влияние диаметр кипов шкивов, роликов или барабанов и состояние их поверхностей.

Потертости и другие механические повреждения поверхности кипов шкивов следует обязательно зачищать или протачивать, не допуская при этом овального сечения кипов. Если невозможно устранить повреждение поверхности кипа шкива, следует заменить шкив.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: