1. Коррекционную работу с агрессивными детьми следует проводить в четырех направлениях:
· Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
· Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;
· Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
· Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.
2. Любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребёнка. Работу с родителями агрессивного ребёнка целесообразно проводить в двух направлениях:
· Информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины её появления, чем агрессия опасна для ребенка и окружающих, влияние тревожности родителей на агрессивное поведение детей);
· Обучение эффективным способам общения со своим ребёнком.
Родители смогут не только слушать лекции, но и принимать участие в тренингах детско-родительских отношений, в семинарах, диспутах, клубах по интересам.
3. Тренинговые занятия с родителями по купированию уровня ситуационной и личностной тревожности, преодолению неуверенности в себе, знакомство с приёмами самодиагностики и самосовершенствования, позволяющими понять собственное поведение.
4. Ранняя диагностика и вмешательство педагогов и психологов при дефектах воспитания, длительных конфликтных ситуациях в семье, влияющих на формирование особенностей личности ребёнка.
Библиография
1. Бандура А., Уолтере Р.
Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. Пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б. Красовского. - М.: Апрель -Пресс, Изд-во Эксмо-Пресс, 1999 - 512 с.
2. Буянов М.И.
Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1988 - 207 с.
3. Бэрон Р., Ричардсон Д.
Агрессия. - СПб.: Издательство "Питер", 2000 - 352 с.: ил. (Серия "Мастера психологии")
4. Васильев В.Л.
Юридическая психология. - 3-е изд. - СПб.: Издательство "Питер", 2000 -624с.
5. Захаров А.И.
Как предупредить отклонения в поведении ребенка: кн. для воспитателей детского сада. -М.: Просвещение, 1986 - 128 с.
6. ИзардК.Э.
Психология эмоций//Пер. с англ. СПб: Издательство "Питер", 2000. - 46 с.
7. Колосова С.
Агрессия и агрессивность/ДПкольный психолог - 2000 - № 25 - № 28,- с.2 -6
8. Краткий психологический словарь/Ред. - сост. Л.А. Карпенко; Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2 изд., расш., испр. и доп. - Ростов на Дону: Издательство "Феникс", 1999. - 512 с.
9. Куликов Л.В.
Психологическое исследование: методические рекомендации по применению - СПб: "Речь" - 2002 - 184 с.
40 Ю.Лешли Д.
Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.: книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1987
- 223 с.
11. Лютова Е.К., Монина Т.Б.
Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: "Речь", 2001 - 190 с.
12.Майерс Д.
Социальная психология//Пер. с англ. СПб: Издательство "Питер", 2000. -688с.
13.Моралов В.Г., Фролова Л.П.
Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. - Череповец.: АО "Метранпаж", 1995 - 98 с.
14.Можгинский Ю.Б.
Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм.. - СПб.: Издательство "Лань", Санкт - Петербургский Университет МВД России, 1999-128 с.
15.НортхоффР.
Юридическая психология: /Пер. с нем./ Роберт Нортхофф; Под ред. Р.И.
Даниловой; Поморский Государственный Университет им. Ломоносова, -
Изд-во: Пресс А, 2001 - 306 с.
16.Обухова Л.Ф.
Детская (возрастная) психология. - М.: "Российское педагогическое
агентство", 1996 - 374 с. И.Панфилова М.А.
Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие
для психологов, педагогов и родителей. - М.: "Издательство гном и Д", 2000
-160с.
18.Развитие личности ребенка/Пер, с англ. Общ. ред. A.M. Фонарева. - М.: Прогресс, 1987-272 с.
19.Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф.
Психодиагностические методы изучения личности: Переработанное и дополненное издание пособия: Т.А. Ратанова, Л.И. Золототарева, Н.Ф. Шлях. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998 -с. 71-78
20.Рогов Е.И.
Настольная книга практическая психолога в образовании: Учебное пособие. -М.: "Владос", 1995-с. 408-411
21.СидоренкоЕ.В.
Методы математической обработки в психологии. - СПб: ООО "Речь" -2002-350 с.
22.Сидоров П.И., Парняков А.В.
Введение в клиническую психологию: 2т.: Учебник для студентов медицинских вузов - М.: Академ, проект, Екатеринбург: Деловая книга,. 2000
23.Смирнова Е.О.
Психология ребенка. Учебник для пед. училищ и вузов. - М.: Шк-пресс, 1997-384 с.
24.Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р.
Психологические особенности и варианты детской агрессивности//Вопросы психологии. - 2002 - №1 - с. 17-25
25.Фромм А.
Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации. -Екатеринбург: Ард ЛТД, 1996 - с. 15-18
26.Циркин С.Ю. (общая редакция)
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. - СП.б.: Издательство "Питер", 2000 - 752 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Протокол наблюдения
Ф.И.О. наблюдателя __________________________________
Ф.И.О. объекта наблюдения ___________________________
Дата _________________________________
Время начала _________________________
Время окончания ______________________
Ситуация _______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
| Фрагмент ситуации | Эмоциональные реакции | Вербальные реакции | Невербальные реакции | Поведенч реакции | Комментарии |
Заключение __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Агрессивность
(опросник: ребёнок глазами взрослого)
Ф.И.О. ребёнка _______________________ Дата заполнения_________________
Заполнил: родитель, психолог, педагог ___________________________________
Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0 - нет проявлений агрессивности, 1 - проявления агрессивности наблюдаются иногда, 2 - часто, 3 - почти всегда, 4 - непрерывно. Добавьте те, которые не указаны.
| Признаки проявления агрессивности у ребёнка | Как проявляется агрессивность | Как часто наблюдается
| ||||||||
| вегетативные | — краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
| признаки | — облизывает губы в состоянии раздражения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
| внешние проявления | — кусает губы в состоянии раздражения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
| — сжимает кулаки в состоянии раздражения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| — сжимает губы, кулаки, когда обижают | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| — тревожное напряжение разрешается гневом | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| длительность агрессии | — после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 минут | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
| — после агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 минут | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| чувствительность к помощи взрослого | — помощь взрослого не помогает ребёнку овладевать собственной агрессией | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
| — помощь взрослого не помогает ребёнку успокоиться | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| — замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии | 0 | 1
| 2
| 3
| 4 | |||||
| — замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии | 0 | 1
| 2
| 3
| 4 | |||||
| — чувство неприязни к другим не корректируется извне | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| особенности отношения к собственной агрессии | — ребёнок говорит, что поступил "плохо", но всё равно продолжает вести себя агрессивно | 0 | 1
| 2
| 3
| 4 | ||||
| — ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые | 0 | 1
| 2
| 3
| 4 | |||||
| особенности проявления гуманных чувств | — стремится делать назло | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
| — безразличие к страданиям других | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| — стремление причинить другому страдание | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| — у ребёнка не возникает чувства вины после агрессивных действий | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| реакция на новизну | — новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности | 0 | 1
| 2
| 3
| 4 | ||||
| — в новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции | 0 | 1
| 2
| 3
| 4 | |||||
| реакция на ограничение | — при попытке удержать яростно сопротивляется | 0 | 1
| 2
| 3
| 4 | ||||
| реактивность (чувствительность к агрессии других) | — проявляет агрессивные реакции первым | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
| — первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребёнка | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| — проявляет агрессивные реакции на действия других | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| — толкается, когда обижают | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| — бьёт других, если ребёнка случайно толкнули | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| чувствительность к присутствию других | — щипается на глазах у всех | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
| — толкает сверстника на глазах у всех | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| — ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение ребёнка | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| физическая агрессия, направленная на предмет | — может сломать постройку на глазах у всех | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
| — ребёнок стремится разорвать предметную игровую карточку, книжку... | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| — ребёнок может бросить предмет об стенку | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| — ребёнок стремится бросить мяч в другого человека сильнее, чем это требуется по правилам игры | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| — отрывает руки, ноги кукле | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| агрессия, направленная на сверстников | — толкает детей в состоянии раздражения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
| — походя, ударяет встречных | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| — бьёт других детей в состоянии раздражения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| — ударяет детей, и внезапно успокаивается | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| — стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| — кусает других детей в состоянии раздражения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| агрессия не выраженной направленности | — агрессия (физическая, словесная, скрытая, в виде угроз) направленная на всё окружающее (предметы, близких людей и пр.) | 0
| 1 | 2
| 3
| 4
| ||||
| Агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном детстве) | — бьёт родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
| — бьёт чужого взрослого по руке за то, что он не даёт разбрасывать игрушки и т.п. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| — тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| — в состоянии пониженного настроения бьёт чужого взрослого кулачком | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| — в состоянии пониженного настроения бьёт родителя кулачком | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| — царапает взрослого | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| — беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| — бьёт больно ногой бабушку | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| вербальная агрессия
| — говорит обидные слова детям | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
| — говорит обидные слова взрослым | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| — говорит нецензурные слова детям | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| — говорит нецензурные слова взрослым | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| агрессивность в виде угрозы | — замахивается, но не ударяет другого | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
| — пугает другого | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| агрессия, направленная на себя | — просит себя стукнуть ещё раз | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
| — берёт на себя вину за других | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| — рвёт на себе волосы | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| — щипает себя в состоянии раздражения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| — кусает себя в состоянии раздражения | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| агрессия, направленная на животных | — щипает кошку | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
| — выкручивает хвост кошке | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| — специально наступает на лапы собаке | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| неупорядоченные проявления и дополнения | — плюётся в состоянии раздражения |
|
|
|
| |||||
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Фамилия, имя, отчество_____________________________________
Дата ___________ Возраст________ Образование_______________
1. Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.
| № и/и | Суждение | Ответы
| |||
| нет, это не так | пожалуй, так | верно | совершенно верно | ||
| 1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 2 | Мне ничто не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 3 | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 4 | Я внутренне скован | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 5 | Я чувствую себя спокойно | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 6 | Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 7 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 8 | Я ощущаю душевный покой | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 9 | Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 11 | Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 12 | Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 13 | Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 14 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 15 | Я не чувствую скованности, напряжения | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 16 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 17 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 18 | Я слишком возбужден и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 19 | Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 20 | Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4






