РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ГЕРОНТОЛОГИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ООП: Социальная работа
ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ: Социальная работа в системе социальных служб
КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ): бакалавр
БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.
КУРС 4; СЕМЕСТР 8;
КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ: 3
ПРЕРЕКВИЗИТЫ: «Теория социальной работы», «Правовое обеспечение социальной работы», «Психология социальной работы»
КОРЕКВИЗИТЫ: «Технология социальной работы», «Этические основы социальной работы», «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг»
ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:
Лекции | 24 | часов (ауд.) |
Лабораторные занятия | часа (ауд.) | |
Практические занятия | 24 | часов (ауд.) |
АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ | 48 | часов |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА | 48 | часов |
ИТОГО | 96 | часов |
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ | очная |
ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: ЗАЧЕТ В 8 СЕМЕСТРЕ
Обеспечивающая кафедра: «Философия»
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ: д.ф.н., профессор А.А. Корниенко
РУКОВОДИТЕЛЬ ООП: к.ф.н., доцент А.Ю. Чмыхало
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: доцент Макиенко М.А.
2011г.
1. Цели освоения дисциплины
В результате освоения данной дисциплины студент приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение целей Ц1, Ц3, Ц6 основной образовательной программы «Управление персоналом»
Дисциплина нацелена на подготовку студентов к:
- Подготовка выпускников к организационно-управленческой, информационно-аналити-ческой и предпринимательской деятельности, обеспечивающей эффективное управление социальными службами;
- Подготовка выпускников к социальной деятельности по оценке эффективности инвестиций во внедрение и эксплуатацию новых социальных разработок;
- управлению процессами, нацеленных на ресурсоэффективность и повышение качества жизни.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина относится к дисциплинам вариативной части профессионального цикла (Б3.В2.). Она непосредственно связана с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла и профессионального цикла и опирается на освоенные при изучении данных дисциплин знания и умения. Кореквизитами для дисциплины «Геронтология» являются дисциплины ОП цикла «Технология социальной работы», «Этические основы социальной работы», «Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг».
Результаты освоения дисциплины
При изучении дисциплины студенты должны научиться самостоятельно находить и анализировать необходимую информацию, корректно формулировать научные проблемы, проводить исследования с использованием всего спектра необходимых методов осмысливать и интерпретировать полученные результаты.
После изучения данной дисциплины студенты приобретают знания, умения и опыт, соответствующие результатам основной образовательной программы: Р1, Р4, Р5, Р9. Соответствие результатов освоения дисциплины «Геронтология» формируемым компетенциям ООП представлено в таблице.
Формируемые компетенции в соответствии с ООП* | Результаты освоения дисциплины |
З.1.3 З.4.4 З.5.2 З.9.1 | Врезультате освоения дисциплины студент должензнать: основные нормативно правовые документы; методы социальных исследований; теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов организации социальной работы; базовые ценности мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии. |
У.1.3 У.1.4 У. 4.3 У.9.1 | Врезультате освоения дисциплины студент долженуметь: ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности, использовать правовые нормы в профессиональной деятельности; использовать социокультурные нормы в профессиональной деятельности; использовать информацию, полученную в результате социальных исследований; работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах. |
В.1.1 В.1.3 В.1.4 В.4.1 В.5.2 | Врезультате освоения дисциплины студент долженвладеть: навыками целостного подхода к анализу проблем общества; навыками извлечения необходимой правовой информации по проблемам социальной работы; социокультурными методами анализа поведения клиентов; методами разработки и реализации социальных программ; современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение. |
*Расшифровка кодов результатов обучения и формируемых компетенций представлена в Основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 080400 «Управление персоналом».
4. Структура и содержание дисциплины
Структура дисциплины по разделам, формам организации и контроля обучения
№ | Название раздела/темы | Аудиторная работа (час) | СРС (час) | Итого | Формы текущего контроля и аттестации
| ||
Лекции | Практ./ семинар | Лаб. зан. | |||||
1 | Социальная геронтология как наука | 2 | 2 | 2 | 6 | Опрос | |
2 | Старение как процесс | 2 | 2 | 4 | 8 | Опрос | |
3 | Социальные и психологические теории старения и старости | 2 | 2 | 4 | 8 | Опрос | |
4 | Старение населения в Российской Федерации: специфика, последствия и прогнозирование | 2 | 4 | 6 | 12 | Дискуссия | |
5 | Психологические характеристики пожилых и старых людей | 2 | 2 | 4 | 8 | Опрос | |
6 | Проблемы социальной адаптации пожилых людей | 2 | 2 | 8 | 12 | Проект | |
7 | Социальные аспекты гериатрического ухода и геронтологической реабилитации | 4 | 2 | 4 | 10 | Практическая работа | |
8 | Принципы, формы и законодательно-правовая основа социальной защиты населения старших возрастов | 4 | 4 | 6 | 14 | Рубежное тестирование | |
9 | Принципы, формы и организация социального обслуживания пожилых и старых людей | 4 | 4 | 6 | 14 | Контрольное тестирование | |
10 | Итоговая аттестация | 4 | 4 | Зачет | |||
Итого | 24 | 24 | 48 | 96 |
При сдаче отчетов и письменных работ проводится устное собеседование.
4.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Социальная геронтология как наука
Лекция Социальная геронтология: понятие, содержание, категорично-понятийный инструментарий. История становления геронтологии как науки.
Практика Основные направления современных исследований: место старости в онтогенезе человека и общества, практическая направленность геронтологии, социальная политика государства в отношении пожилых людей.
Опрос