· С какими дисциплинами пересекается геронтология?
· Позитивная и негативная модели старости.
· Демографические прогнозы: проблемы и перспективы.
· Проблемы самооценки пожилых людей.
· Проблемы одиночества пожилых людей.
6.2 Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа
(ТСР) направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов и заключается в:
- поиске, анализе, структурировании и презентации информации, анализе научных публикаций по определенной теме исследований,
- анализе статистических и фактических материалов по заданной теме,
- исследовательской работе и участии в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах,
В рамках данного курса к такому виду работ относится проект, выполняемый студентами. Проект состоит из 3 частей. Первая часть – описание жизнедеятельности и составление программы адаптации пожилого человека в возрасте до 65 лет. Вторая часть - описание жизнедеятельности и составление программы адаптации пожилого человека в возрасте от 80 лет. Третья часть – список литературы (статьи, монографии, нормативно-правовые акты, законы и т.д., используемые для того, чтобы составить программу адаптации.)
|
|
6.2.1. Примерный перечень научных проблем и направлений научных исследований:
1. Цель, задачи, основные понятия промышленной геронтологии.
2. Основные этапы становления геронтологии как науки.
3. Календарный, биологический и социальный возраст.
4. Характеристики старения. Типы старения.
5. Старость как культурно-исторический феномен.
6. Биологические, социальные и психологические теории старения.
7. Старение населения как социально-демографический процесс.
8. Своеобразие социально-демографических процессов в РФ.
9. Геронтогенез: явление и сущность.
10. Медицинские проблемы в пожилом возрасте.
11. Психофизиологические характеристики пожилых людей.
12. Геронтологические аспекты трудовой деятельности человека.
13. Трудовая деятельность и социальные характеристики пожилых людей.
14. Использование интеллектуального и профессионального потенциала старшего поколения.
15. Профессиональное старение различных категорий трудящихся.
16. Социально-геронтологическая политика в повышении эффективности профессиональной деятельности лиц предпенсионного возраста.
17. Трудовая деятельность граждан пожилого возраста.
7. Средства текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины (фонд оценочных средств)
Оценка успеваемости студентов осуществляется по результатам:
|
|
- взаимного рецензирования и обсуждения студентами своих работ,
- анализа выполненных студентами контрольных и творческих заданий,
- устного опроса при сдаче выполненных индивидуальных заданий, вопросов при защите докладов, и во время зачета в восьмом семестре (для выявления знания и понимания теоретического материала дисциплины).
Примеры тестовых заданий
1. Предмет геронтологии:
a. Экономическая жизнь общества;
b. Процесс образования человека;
c. Процесс старения человека;
d. Духовная жизнь общества;
2. Предмет биологической геронтологии:
a. Первичные механизмы старения организма;
b. Болезни пожилого и старческого возраста;
c. Социально-демографические проблемы людей пожилого и старческого возраста;
d. Процесс взросления человека;
3. Наибольшее количество долгожителей отмечено среди лиц ________________пола.
4. Геронтофобия:
a. Враждебные чувства по отношению к молодым людям;
b. Враждебные чувства по отношению к детям;
c. Враждебные чувства по отношению к старым людям;
d. Враждебные чувства по отношению к политикам;
5.Упорядочьте по времени
a. Геронтократия
b. Геронтофобия
c. Почитание мудрости старейшины
d. Признание пожилого человека главой семьи
Требования к содержанию вопросов к зачету
Зачетные билеты включают два типа заданий:
1. Теоретический вопрос.
2. Творческое проблемно-ориентированное задание.
Примеры вопросов к зачету
1. Трудовой кодекс РФ о трудовой деятельности граждан пенсионного возраста.
2. Составить предложения о направлениях социальной политики в отношении пожилых граждан женского пола РФ в возрасте от 55 до 60 лет.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля (дисциплины)
Основная литература
1. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 25.12. 2008. – РГ – Федеральный выпуск № 4823 от 30.12.2008.
2. Рубцов А.В. Геронтологический подход в изучении качества возрастных групп населения. – М.: МГСУ, 2002.- 48 с.
3. Филозоп А.А. Психологическое консультирование в геронтологической практике // Вестник психосоциальной и коррекционно - реабилитационной работы. - 2007. - №1.-С.75-81.
4. Яцемирская, Р.С. Социальная геронтология (лекции) – М.: Академический Проект, 2006.- 320 с.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации: тескт с изм. И доп. На 15 февраля 2-11 г. – М.: Эксмо, 2011.