О несостоятельности (банкротстве) предприятий

 

В целях реализации законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), проведения государственной политики, направленной на предотвращение несостоятельности (банкротства) предприятий и негативных социальных последствий, связанных с реорганизацией или ликвидацией неплатежеспособных предприятий и предприятий, признанных несостоятельными (банкротами), и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2264 "О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 52, ст. 5070) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить систему критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, базирующихся на текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановить (утратить) платежеспособность, согласно Приложению N 1.

Установить, что на основании указанной системы критериев принимаются решения:

о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным;

о наличии реальной возможности у предприятия - должника восстановить свою платежеспособность;

о наличии реальной возможности утраты платежеспособности предприятия, когда оно в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами.

Указанные решения принимаются вне зависимости от наличия установленных законодательством внешних признаков несостоятельности предприятия (здесь и далее термин "предприятие" используется в определении Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий").

Решения, принимаемые в соответствии с указанной системой критериев, являются основанием для подготовки предложений по оказанию финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям, их приватизации, а также применения иных установленных действующим законодательством полномочий Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом (далее - Федеральное управление).

2. Утвердить Положение о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий согласно Приложению N 2.

Уполномочить Федеральное управление осуществлять в установленном порядке контроль за целевым расходованием средств, выделяемых в форме государственной финансовой поддержки, в том числе за возвратностью средств, выделяемых на кредитной основе.

3. Установить, что неплатежеспособным предприятиям не может предоставляться государственная финансовая поддержка, если отсутствует хотя бы одно из следующих условий:

наличие плана финансового оздоровления (бизнес - плана), включающего мероприятия по восстановлению платежеспособности и (или) поддержанию эффективной хозяйственной деятельности, согласованного и утвержденного в установленном порядке;

наличие поданных в установленном порядке документов на приватизацию для предприятий, подлежащих обязательной приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 1, ст. 2);

безусловное соблюдение целевого характера использования ранее предоставленной государственной финансовой поддержки.

Государственная финансовая поддержка не предоставляется неплатежеспособным предприятиям также в случае, если в течение трех лет до момента обращения предприятия за поддержкой (за исключением предприятий, для которых в соответствии с законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не возмещаются его затраты на производство товаров, работ, услуг) ему предоставлялась такая поддержка.

4. Утвердить Положение о порядке принятия решений о добровольной ликвидации предприятий - должников согласно Приложению N 3.

5. Установить, что Федеральное управление принимает решения по вопросам, перечисленным в пункте 1 настоящего Постановления, в отношении федеральных государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25 процентов.

До создания органа независимой экспертизы возложить на Федеральное управление подготовку заключений по вопросам, перечисленным в пункте 1 настоящего Постановления, а также о наличии признаков умышленного или фиктивного банкротства по поручениям (запросам) арбитражных судов при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий в отношении предприятий любых форм собственности.

В случае делегирования Федеральному управлению соответствующими органами субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления права представления интересов собственника при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) предприятий, основанных на государственной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, а также предприятий, в капитале которых имеется доля (вклад) государственной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, Федеральное управление вправе осуществлять возложенные на него функции в отношении указанных предприятий при условии передачи ему соответствующих полномочий и финансирования его деятельности за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации или местного бюджета.

6. Установить, что средства, направляемые из федерального бюджета на оказание государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям в целях восстановления платежеспособности, поддержания эффективной хозяйственной деятельности, а также финансирования реорганизационных или ликвидационных мероприятий, отражаются в бюджете по статье дотации. Министерству финансов Российской Федерации предусматривать в проектах федерального бюджета выделение средств на финансирование указанных мероприятий в соответствующих объемах.

7. Поручить Федеральному управлению выступать от имени государства как кредитора при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) предприятий вне зависимости от их организационно - правовой формы и формы собственности в случае неисполнения предприятиями обязательств по платежам в федеральный бюджет или внебюджетные фонды.

8. Возложить на Федеральное управление организацию подбора, подготовки и аттестацию лиц для назначения арбитражными и конкурсными управляющими, а также совместно с Российским фондом федерального имущества - осуществление лицензирования (сертификации) деятельности юридических и физических лиц, связанной с продажей имущества предприятий - должников.

Министерству финансов Российской Федерации обеспечить финансирование указанных мероприятий на основании сметы расходов, представляемой Федеральным управлением. Разрешить Федеральному управлению привлекать средства внебюджетных источников для дополнительного финансирования указанной деятельности.

9. Федеральному управлению в срок до 1 июля 1994 г. приступить к ведению перечня платежеспособных предприятий.

10. Установить, что предприятия, органы исполнительной власти и их должностные лица обязаны по запросу Федерального управления представлять документы и иную информацию, необходимую для осуществления Федеральным управлением функций, отнесенных к его компетенции.

11. Поручить Федеральному управлению координацию работ по подготовке проектов нормативных документов по вопросам несостоятельности (банкротства).

12. Федеральному управлению в 3-месячный срок:

разработать с участием Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и утвердить типовую форму плана финансового оздоровления (бизнес - плана), предусматривающего предоставление государственной финансовой поддержки для проведения санационных мероприятий, порядок его согласования, типовой договор на предоставление государственной финансовой поддержки, а также методические рекомендации по разработке планов финансового оздоровления;

разработать по согласованию с Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, с участием Министерства экономики Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации предложения по включению в порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, а также порядок лицензирования (сертификации) деятельности аудиторских фирм по обеспечению реализации актов о несостоятельности (банкротстве) положений, регулирующих особенности аудита неплатежеспособных предприятий;

разработать с участием Министерства экономики Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по промышленной политике методические рекомендации по выявлению неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередном предоставлении государственной финансовой поддержки, а также по определению неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с их неэффективностью;

подготовить с участием заинтересованных министерств, ведомств Российской Федерации и организаций предложения по созданию органа независимой экспертизы.

13. Министерству экономики Российской Федерации совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по промышленной политике и Федеральным управлением при подготовке расчетов к проектам федерального бюджета на соответствующие годы обеспечить своевременное представление обоснований необходимых объемов средств, направляемых из федерального бюджета на оказание государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям в целях восстановления платежеспособности, поддержания эффективной хозяйственной деятельности, а также финансирования реорганизационных или ликвидационных мероприятий.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ЧЕРНОМЫРДИН

 

Приложение N 1

к Постановлению Правительства

Российской Федерации

от 20 мая 1994 г. N 498

СИСТЕМА КРИТЕРИЕВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: