Глава 4 арт-деко в СССР

 

Арт-деко – стиль намеренно дорогой и солидной красивости, предназначенный для «среднего класса». В Европе во власти арт-деко находилась индустрия развлечений и сферы искусства, стиль сформировал сам образ жизни людей в мирное время между двумя войнами, их манеру одеваться и разговаривать, путешествовать, работать и отдыхать. Арт-деко давал возможность наслаждаться жизнью здесь и сейчас, что противоречило идеологии советской России - строить новый и справедливый мир будущего, поэтому об арт-деко в советское время избегали говорить.

 

Конструктивизм СССР

 

В начале ХХ-го века в советской России процветал русский авангард, и сформировалось мощное художественное течение, базировавшееся, на первый взгляд, на иных идеологических и социальных основаниях. Называлось оно конструктивизм.

Конструктивизм в России развивался совершенно независимо от Европы, со своими зримыми чертами русского стилевого разнообразия и четко выверенной стилевой тенденцией русского формотворчества. Но не зря конструктивизм называют отечественным аналогом арт-деко. Социальное пространство у художников Запада и Советской России было разное, но историческое время было одно и то же, которое приводит творческих людей к очень схожим художественным решениям. Как и арт-деко, конструктивизм воплощал стремление к трансформации вещной и визуальной среды человека под напором невиданных ранее технических и социальных изменений.

Если в Европе между двумя мировыми войнами (1921-1939) художники и дизайнеры создавали в стиле арт-деко иллюзию благополучия, то в советскомтак называемом «арт-деко» (стили конструктивизма и русского авангарда) присутствовал господствовавший в искусстве советский агитационный плакат (см. рисунок 22), в фарфоре, стекле и металле – серп и молот, парады и марши. Стиль конструктивизма и авангарда процветал в СССР в 1920-30-е гг.

Конец русскому авангарду, в том числе и в рекламе, наступил вместе с концом НЭПа в 1929 г.. Впрочем, отдельные отголоски его встречались в плакате вплоть до середины 30-х годов, особенно в рекламе внешнеторговых организаций. Но, в отличие от арт-деко, конец этот наступил быстро и насильственно. Единственно возможной в пролетарском государстве эстетической системой был объявлен соцреализм. Все прочие художественные направления, не основанные на реалистическом изображении объекта, отвергались. Продолжения творческих поисков супрематистов и конструктивистов не последовало. То, что можно назвать «русским эксклюзивом» в изобразительном искусстве было сначала отодвинуто на обочину художественной жизни, затем практически запрещено.

В 1930-50-х гг. вновь отмечают существование «советского арт-деко». В качестве характерных примеров приводятся работы скульпторов Н. Данько, И. Ефимова, В. Мухиной. Произведения из фарфора, металла, стекла с необычной для того времени обобщенностью и геометризацией формы, а также «пышная, вызывающая декоративность набивных ситцевых тканей», украшенных, тем не менее, советской агитационной атрибутикой - лозунги и символы государства, рабочий и колхозница.

 

 

Рисунок 22 - Агитационные плакаты СССР: а -. Плакат Наркомпроса, П. Купреянов (впоследствии стал одним из участников знаменитой группы карикатуристов Кукрыниксы), 1919 - пример чистого использования принципов арт-деко в советском плакате; б - Политический плакат, неизвестный художник, 1923 [3]

 

Сталинский ампир

 

В архитектуре СССР на место конструктивистских построений пришел «сталинский ампир» - внушительные, тяжеловесные сооружения, не лишенные, однако, своей красоты, магии и логики. То, что на Западе удалось слить воедино в стиле арт-деко - новаторство, скорость, дерзость, мощь, роскошь, фундаментальность - в СССР разделилось на два независимых потока. Источниками сталинской архитектуры были одновременно строгая и функциональная архитектура авангарда, постконструктивизм, неоклассицизм и европейское арт-деко.

Самые известные здания – московские сталинские высотки – были построены в 1947-1955 годах и являются «визитной карточкой» позднего сталинского ампира. Влияние арт-деко на их архитектуру оказывалось на грани прямого совпадения (при сравнении Крайслер-билдинг и фото-панно Советских высоток (см. рисунок 23а, б)).


 

Рисунок 23 – Архитектура «советского арт-деко»: а – панно «НебоскребКрайслер-билдинг» [11]; б - фото-панно «Сталинские высотки» [1]; в - проект Дворца Советов, арх. Борис Иофан, Владимир Гельфрейх, Владимир Щуко, 1934 [5]; г - стоквартирный дом, Новосибирск, арх. А.Д. Крячков, В.С. Масленников, 1934–1937 [4]


Массивные резные карнизы, крупные статуи, шпили, картуши и колонны, применение мрамора для отделки фасадов и светлого отделочного камня – эти детали делают сталинские здания узнаваемыми.

Архитекторы решали задачу создать доминанты города - монументальные общественные здания, которыедолжны были стать окружением так и не построенного Дворца Советов.

Сам проект Дворца (см. рисунок 23в), комплекс станций первых веток Московского метрополитена (Сокольническая линия), несколько станций второй очереди (например, Замоскворецкая линия), Дворец культуры имени Кирова и кинотеатр «Москва» в Санкт-Петербурге по конструктивно-художественным особенностям являются яркими образцами применения арт-деко.

Среди станций Московского метрополитена наиболее яркими примерами служат станции «Кропоткинская» (первоначально «Дворец Советов»), «Сокол», «Аэропорт» (см. рисунок 25в), «Комсомольская» (рисунок 24, см. рисунок 25г). Но образцом стиля арт-деко является станция «Маяковская», спроектированная архитектором Алексеем Николаевичем Душкиным. Этот шедевр получил гран-при на всемирной выставке 1939 г. в Нью-Йорке.

Потолок станции украшен арками из хромированной стали и мозаичными плафонами (см. рисунок 25а). В куполах-кессонах смонтированы мозаичные панно на тему «Сутки Страны Советов» (утро -7 панно, день – 8, ночь -5, утро - 15), выполненные по эскизам художника Александра Дейнеки (см. рисунок 25б). Предполагалось, что входящих и выходящих пассажиров будут «приветствовать» утренние сюжеты. На всех панно – жизнь граждан молодой советской страны.

 

 

Рисунок 24 - Одно из майоликовых панно «Метростроевцы» для станции метро Комсомольская в Москве, худ. Е.Е. Лансере [14]


 

Рисунок 25 - Московский метрополитен: а - станция метро «Маяковская» с арками из хромированной стали; б - панно на тему «Сутки Страны Советов», ст. метро Маяковская, худ. Дейнека [1]; в - станция метро «Аэропорт», арх. Б. С. Виленский, В. А. Ершов, 1936–1938 [4]; г - станция метро «Комсомольская» (Сокольническая линия) [15]

 

 

Советский арт-деко - это павильон СССР на парижской выставке 1937 г. с увенчивающими его «Рабочим и колхозницей» Веры Мухиной. Павильон СССР и павильон фашистской Германии стояли друг против друга в самом центре выставки (см. рисунок 26а).

Возникала неловкость от того, что наша группа «Рабочий и Колхозница» (см. рисунок 26б) вихрем летела прямо на фашистов. Но повернуть скульптуру было невозможно, так как она шла в направлении здания.

Немцы долго выжидали, желая узнать высоту павильона СССР вместе со скульптурной группой. Когда они это установили, тогда над своим павильоном соорудили башню метров на десять выше советской. Свеpxy посадили нацистского орла. Но для такой высоты оре л был мал и выглядел довольно жалко.


 

 

Рисунок 26 - Парижская выставка 1937г.: а - павильон СССР и павильон фашистской Германии напротив друг друга в центре выставки[1];

б - скульптура «Рабочий и Колхозница» на здании павильона СССР [12]

 

 

Архитектурным шедевром эпохи социалистического реализма, до сих пор так и не оцененным должным образом, стала Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, получившая со временем название ВДНХ (рисунок).

Некоторые, если не многие, из павильонов представляют собой совершенные по форме творения, уникальные памятники, отразившие дух и суть того идеального и, возможно, недостижимого мира истинной свободы, равенства и братства, который должны были символизировать.

Территория ВДНХ богата различными архитектурными памятниками, многие из которых известны во всём мире (см. рисунок 27). Созданные в советское время, они являют собой памятник советской эпохи, многие из них являются образцами новаторства, мощи, роскоши, фундаментальности, имеют стилевые признаки арт-деко. 18 апреля 1963 г ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о перепрофилировании ВДНХ по отраслевому принципу. Павильоны союзных республик были перепрофилированы, перестроены и начали представлять различные области народного хозяйства СССР. Это нанесло огромный ущерб целостности архитектурного ансамбля, т.к. многие павильоны лишились своего богатого убранства.


Рисунок 27 - Архитектура ВДНХ, 1939: а - павильон Армянской ССР; б - павильон Узбекской ССР; в - фонтан Дружбы народов и павильон Казахстана, 1954; г - павильон Украинской ССР; д - патриотический горельеф в Центральном павильоне ВДНХ [1]

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: