Глава 5 арт-деко в моде

 

Значительное влияние стиль арт-деко оказал и на моду. Свое влияние на развитие стиля арт-деко в моде Европы оказали гастроли Русского балета Дягилева с его яркими костюмами, а также показы модной одежды от Поля Пуаре. Период 1920-х гг. знаменит новой концепцией женского тела – стройной, спортивно-подтянутой и узкобедрой фигурки Garconne (рисунок 29а). Длинный шарф, стрижка «паж», короткая юбка (рисунок 29б), узор клавиш в дизайне дамской обуви – вот приметы этого стиля в моде 1930-х гг.

 

 

Рисунок 29 – Мода арт-деко: а - мода 1920-х гг. - «Золотой закат Европы» [1, 2];

б - мода 1930-х гг.[2, 17]

 

Арт деко породил символическую связку - женщина и автомобиль как символ прогресса и новых социальных реалий. Образ «женщины за рулем» стал использоваться рекламистами практически сразу же после создания автомобиля. Но женский образ в этих плакатах мало отличался от традиционной «рекламной женщины» - красивой, кокетливой, как бы играющей с мужской игрушкой, усевшейся невзначай на мужское место. Впервые образ «женщина в автомобиле» был заявлен как символ прогресса, равноправия полов в плакатах художницы Тамары де Лемпицки в 20-е годы (см. рисунок 30а), а сохранился он в таком качестве вплоть до сегодняшнего дня. В частности, образ молодой женщины за рулем кабриолета был использован советским художником Ю. Пименовым в его широко известной картине 1937 г. «Новая Москва». В альбомы искусства арт-деко вошла обложка журнала «Вог» 1925 г. работы художника Жоржа Лепапа с идеальным образом «эмансипе» эпохи арт-деко (рисунок 30б).

 

 

 

Рисунок 30 - Образ женщины за рулем: а - Tamara-Lyampitska, автопортрет «Женщина в зеленом Bugatti», 1929 [10]; б - Лепап Ж. Обложка журнала «Вог» с рекламой «оптического платья» от Сони Делоне. США, 1925 г. [3]; в – вдохновляющий арт-деко [16]


 

Рисунок 31 - Женщины в стиле арт-деко: а - Tamara-Lyampitska, «Девушка в перчатках» [10]; б - «На террасе» [2]

 

В России в 1930-1950-х гг. во времена существования «советского арт-деко» появилась «пышная, вызывающая декоративность набивных ситцевых тканей», украшенных, тем не менее, советской агитационной атрибутикой (серп и молот, рабочий и колхозница).

Возрождение интереса к арт-деко в 1980-х гг. было связано с графическим дизайном, а ассоциации арт-деко с лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) и очарованием 30-х гг. привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.

В конце XX столетия в дизайне и моде (рисунок 32) возрождаются смелые контрасты обобщенной, геометризованной формы и яркого цвета, открытые стилем арт-деко.

 

 

Рисунок 32 - Современная одежда арт-деко [2]





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: