Вопрос 2. Воспитание личности в коллективе. Проблемы формирования коллектива и его влияние наличности школьника. Метод социометрии

Характеристика основных активных методов обучения.

 

Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопросами), который это противоречие объективирует.

Анализ конкретных ситуаций — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся.

Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем

«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

 Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем.

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

 

Нетрадиционные формы урока.

В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.

Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.  Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов и форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закон об активности обучения.

 

Типы нестандартных уроков

 

Уроки «погружение»                          Уроки – обощения

Уроки – пресс-конференции              Уроки – игры

Уроки – соревнования                        Уроки – «суды»

Уроки – КВН                                      Уроки поиска истины и другие

 

Вопрос 2. Воспитание личности в коллективе. Проблемы формирования коллектива и его влияние наличности школьника. Метод социометрии.

Ответ на 2 вопрос. Воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Одна из важнейших закономерностей и принципов воспитания состоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллективКоллектив — это группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Среди многих коллективов выделяется детский коллектив – объединение детей, сплочённых общими целями и совместной деятельностью.

Основные функции коллектива:

· Организационная (коллектив регулирует поведение, взаимоотношения своих членов; является субъектом управления своей деятельности)

· Воспитательная (коллектив способен стать носителем определенных нравственных убеждений)

· Стимулирующая (формирование нравственного стимулирования общественно-полезных дел)

Коллектив – динамичная система. Основной закон жизни коллектива – движение вперёд, которое осуществляется через систему перспективных линий и традиций.

Этапы развития коллектива:

 

· В коллективе отсутствуют собственно коллективные отношения. На этом этапе начинает формироваться актив класса

· Актив предъявляет требования к коллективу, позиция педагога становится скрытой, она воздействует на коллектив через орган самоуправления

· Высокий уровень сплочённости коллектива, наличие перспектив, традиций; требования к личности выдвигает коллектив.

Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

При формировании коллектива можно столкнутся с рядом проблем:

· Социальный статус родителей. В классе 11 человек из малоимущих семей, поэтому внеурочная деятельность школьников организована в основном в школе. Но детям не все кружки нравятся и многие посещают безынициативно.

· Недостаток родительского внимания. Не все родители принимают участие в жизни класса, по разным обстоятельствам. Учитель совместно с семьей способствует формированию навыков и привычек поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми. Поэтому важно в младшем школьном возрасте, придать взаимоотношениям детей и взрослых, детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать старшим, друг другу и общими усилиями достигать поставленной цели, значимой не только для ребенка, но и для всего коллектива.

· Наличие двух и более лидеров. Часто возникают конфликты.

· Опыт педагога. Не всегда может быстро и правильно отреагировать в различных ситуациях.

Метод социометрия.

 

Широко распрост­ранены социометрические методы, основанные на опросе какой- либо группы с целью установления социально-психологических взаимоотношений в ней. Для этого косвенными вопросами выяс­няют взаимные симпатии и антипатии, устанавливают, кто в груп­пе пользуется наибольшим, а кто — наименьшим уважением и авторитетом. Задача социометрической шкалы — представить в виде опреде­ленного количественного ряда отношение одного члена группы ко всем другим ее членам. Для этого у каждого члена группы вы­являют, кто ему наиболее симпатичен (несимпатичен). Чтобы вы­явить отношения в группе, каждого учащегося спрашивают, с кем бы он хотел сидеть на занятиях, с кем бы хотел отдыхать, рабо­тать, готовиться к экзаменам и т. п.

Преподаватель________Ф.Р. Мавлеткулова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: