Общеобразовательные экзамены

Через несколько дней после конкурсного экзамена абитуриенты сдают первый письменный экзамен по русскому языку и литературе.

 Экзамен проводится в подготовленной аудитории, ГДР располагаются столы и стулья. Пишутся сочинения на специально приготовленной бумаге со штампами во избежание подлогов.

Экзамен длится 3-4 часа, за которые экзаменующиеся должны * раскрыть» выбранную ими тему, а также переписать сочинение из черновика на беловик и сдать его экзаменатору.

 Как правило, абитуриентам предлагают около пяти тем, касающихся классических произведений, изучаемых в рамках школьной программы. Авторами могут быть Толстой, Гоголь, Чехов, Достоевский, поэты «серебряного века».

Обязательно присутствует свободная тема.

Например:

 — «Маленький человек» в русской литературе девятнадцатого века»;

 — «Мотивы лирики в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова»;

 — Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»;

 — Н.В. Гоголь «Мертвые души» (анализ персонажей по выбору: Чичиков, Собакевич, Коробочка и др.)

 — «Роль, которую я хотел бы сыграть» (свободная тема).

Объем сочинения обычно составляет от пяти до десяти страниц, но бывают и по три и по пятнадцать страниц.

Рекомендую не гнаться за объемом, а писать на столько, насколько тебе есть что написать. Также не надо забывать, что оценивается и грамотность, а чем больше написано, тем больше вероятность грамматических ошибок.

Советую на экзамен принести в рюкзаке или портфеле побольше книг (с аналитическими статьями, предисловиями) самых известных классических авторов, писавших прозу и поэзию. Как правило, одна тема будет посвящена творчеству одного или нескольких из них. А в процессе экзамена ты сможешь просмотреть целенаправленно, применительно к выбранной теме принесенный материал и освежить в памяти то, что изучал в школе.

 Если же не принес ничего, понадеялся на удачу, а темы не вызывают ни одного воспоминания кроме злости, не горячись.

Тихонько поспрашивай у соседей книги. Обычно около половины абитуриентов приносят по 4-5 учебников, монографий, анотологий и т.д.

 А так как в процессе поступления у тебя появились хорошие знакомые, то кто-нибудь выручит наверняка!

 Эти мои советы касаются, к счастью, не всех институтов. Например, в Щукинском училище этот экзамен проводит потрясающая женщина и педагог Алла Борисовна. На ее экзамен надо идти налегке, улыбаясь, но в голове что-то иметь. Она мудро и терпеливо все объяснит и создаст покойную, доброжелательную домашнюю атмосферу. Но это исключение из правил.

Обрисую схему написания сочинения. Сначала выбери тему. Если можешь писать по двум, то остановись на той, о которой больше знаешь фактического материала.

 Далее сосредоточься на теме. Составь план сочинения. Например, об авторе, о произведении, о героях, как главная мысль произведения развивается от начала до финала, к чему призывает автор, композиция материала, язык автора, как произведение повлияло на всю литературу, заключение. Этот план может быть меньше или больше.

 Все свои мысли записывай аи черновике. Ни в коем случае не пиши сразу " беловик"! Опыт показывает, что как бы в себе уверен человек ни был, в такой решающий момент лучше перестраховаться. На этом экзамене пользуйся девизом: «Семь раз отмерь, один отрежь».

 Этот процесс обдумывания плана сочинения, так называемый «мозговой штурм темы, должен занять у тебя не более 20-30 минут.

Как только, в общих чертах, обдумал, о чем и что будешь писать, приступай к изложению своих мыслей на черновике. На это должно уйти от часа до полутора часов.

 После этого прочти, что написано, проверяя не только, как раскрыл тему, но и исправляй сразу бросающиеся в глаза грамматические, синтаксические, орфографические и стилистические ошибки.

 Когда все это сделано — пиши на «беловик», не торопясь, но уложись в срок.

 Советую после написания «беловика» поспрашивать соседей на предмет их врожденной грамотности. Как правило, такие люди всегда бывают среди абитуриентов, и от настойчивости и обаяния зависит, праве рят или нет они твое сочинение. А лучше перед экзаменом узнать о таких способностях будущих сокурсников.

Если же вообще ничего не знаешь, не смог собраться на экзамен и не получилось даже грамотно переписать из книг, за что получил после проверки два, но ты очень талантливый человек.

Не расстраивайся. Советую сразу же найти Художественного руководителя курса и поговорить с ним. Если нужен будущему курсу, соли руководитель очень заинтересован в тебе, как в одаренном студенте, то он имеет право убедить Комиссию, чтобы она разрешила тебе пересдать экзамен.

 В таком случае это последний шанс заниматься своим любимым делом и постарайся не подвести себя самого, чтобы не терять год до следующего поступления.

 Педагоги при проверке сочинений в основном обращают внимание на: грамотность:

 — как раскрыта тема;

 — как мыслит абитуриент;

 — есть ли образное и аналитическое мышление, и в какой они взаимосвязи;

 — общий уровень культуры.

 Итоги экзамена по русскому языку и литературе вывешиваются на доске объявлений на следующий день.

 При успешной сдаче этого экзамена тебе остается последний: КОЛЛОКВИУМ.

 Что же такое коллоквиум?

Это собеседование, которое является очень важным экзаменом. На нем ты остаешься один на один со всеми членами кафедры мастерства актера!

 На нем комиссия выясняет твой общий культурный уровень, твои познания в области театра, музыки, живописи и других искусств, а также литературы и отечественной историк.

 Но здорово не пугайся, ведь твои знания проверяются в объеме школьной программы.

 Поэтому обязательно не сачкуй, а читай книги по литературе, истории по школьной программе. Что касается музыки и живописи, архитектуры и скульптуры — возьми в библиотеке или купи в книжном магазине книги по истории искусств и просмотри их. А также очень полезно ходить в музеи, концертные

 залы, филармонию.

Что касается твоих познаний в области театра. Найди книги по истории театра и почитай их. Книг этих много, ведь театр существует более шести тысяч лет, и многие головы писали о нем всякую всячину.

 Если у тебя есть кумиры — актер или режиссер, то обязательно почитай о нем. Как правило, обо всех «звездах» театра и кино есть книги.

 Так что не бойся этого экзамена, но будь собран, обаятелен, вежлив и не без чувства юмора.

 «Какие вопросы могут мне задавать?» — спросишь ты, и я приведу далее примерные вопросы, которые задают:

— откуда приехал;

 — кто твои родители;

 — где учился, чем занимался;

 — есть ли хобби;

 — играешь ли на инструментах;

 — пишешь прозу или стихи;

 — занимался ли в художественной самодеятельности;

 — в каких театрах был, какие спектакли видел;

 — что понравилось в спектакле, почему;

 — кто любимый актер, почему;

 — почему хочешь быть актером;

 — есть ли любимые книги, какие, что читал в последний раз;

 — когда была Куликовская битва;

 — когда образовался МХАТ;

 — кто такие К. Станиславский и В. Немирович-Данченко;

 — кто такие Ф. Вилкой и М. Щепкин;

 — кто твои любимые художники, скульпторы, архитекторы, композиторы;

 — почему поступаешь именно в наш институт;

 — почему ты любишь (если любишь) свой родной город.

Они оценивают твою неповторимую творческую индивидуальность: возможно ли развить ее и воспитать в тебе Актера — верного служителя Театра, преданного выбранной профессии.

 Ведь ты можешь ошибиться, пойдя в театральный, руководствуясь сиюминутным «хочу», а по прошествии года понять, что это не твой путь.

 Поэтому перед Комиссией на коллоквиуме стоит очень серьезная задача: может ли этот человек стать Артистом, имеет ли для этого весь комплекс психофизических и моральных, нравственных качеств

 или нет?

Коллоквиум — это последнее исследование под «микроскопом» абитуриента со всех внутренних и внешних сторон перед Решением:

— Быть или не быть ему на курсе в чудесном Доме театрального искусства?

 Решение принимается коллегиально, хотя последнее слово всегда остается за Художественным руководителем курса.

 Решение о зачислении экзаменующихся Приемная комиссия выносит на основании результатов экзаменов. Конкурсными оценками являются оценки по специальности и коллоквиуму.

 Итоги экзаменов оглашаются сразу после коллоквиума. Далее все ребята собираются в аудитории, и Художественный руководитель рассказывает «свежеиспеченным» студентам: как будем жить дальше.

Если ты сдал все экзамены, но не набрал проходной балл, а стремление учиться очень-очень велико, то не расстраивайся.

Возьми в Приемной комиссии справку с оценками и поезжай в город Ярославль или Екатеринбург, или Нижний Новгород (если поступал в Москве). Вполне ВОЗМОЖНО, и раньше было много таких случаев, что в театральных учебных заведениях этих городов тебя примут учиться на первый курс, конечно, после экзаменов по специальности.

 Если же сдал все экзамены и набрал проходной бал.. Я тебя от души поздравляю!

 Ты успешно преодолел лестницу под названием " экзамены", подобрал ключ под названием "проход" ной балл» к заветной двери поступления.

 Дверь отворилась, и ты оказался на пороге сокровищницы знаний, где тебя ждут с нетерпением добрые и требовательные домовые — педагоги, готовые без остатка поделиться своими знаниями и опытом — всем лучшим, чем богаты их души.


Список литературы, рекомендуемой к поступлению:

Слово о полку Игореве

 М.В. Ломоносов: оды

 Г.Р. Державин: оды, *Детство», «Отрочество», «Юность*

 Л.Н. Толстой: «Война и мир», «Воскресение», «Живой труп»

 Н.В.Гоголь: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Ревизор», «Игроки»

 И.С.Тургенев: «Отцы и дети», «Месяц в деревне»

 Ф.М.Достоевский: Преступление и наказание», Идиот, "Подросток"

В.Г. Белинский: статьи

А.С. Пушкин; лирика, Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Борис Годунов, «Маленькие трагедии»

М.Ю. Лермонтов: лирика, «Герой нашего времени», «Маскарад»

 НА. Некрасов: Лирика

А.Л. Фет: Лирика

А.В.Сухово-Кобылин: «Свадьба Кречинского»

 И А. Гончаров: «Обломов»

 Ф.И. Тютчев: лирика

 М.Е.Салтыков-Щедрин: сказки, "Господа Головлевы"

 А.С. Грибоедов: Горе от ума

 Д.И. Фонвизин: «Недоросль»

 А.Н. Толстой: «Хождение по мукам»

 И. А.Бунин. рассказы, повести

 А.И.Куприн: рассказы, повести

 АН. Островский: «Гроза», Горячее сердце, «Без вины виноватые»

 Н.Г. Чернышевский. «Что ДЕЛАТЬ?»

 А.А. Блок: лирика, «Балаганчик», «Роза и крест»

 А.С. Есенин: лирика

 В.В. Маяковский; лирика, «Баня», «Клоп»

 ЛН. Андреев. рассказы, повести, Жиянь человека

 А.П. Платонов: рассказы

М.М.Зощенко: рассказы

 А.П. Чехов: рассказы, «Чайка», «Вишневый сад», Три сестры

 А.А. Ахматова: лирика

М.Л. Цветаева: лирика

О.Э.Мандельштам: лирика

 М.А. Булгаков: «Мастер и Маргарита», «Театральный роман», «Дни Турбиных» А.М.Горький: рассказы, «На дне»

В.П.Катаев: «Алмазный мой венец»

К.М. Симонов: лирика, «Живые и мертвые

 М. А. Шолохов: рассказы, «Тихий Дон»

 А.С.Грин: «Алые паруса»

 А. Белый: «Петербург»

 Б.Л. Пастернак: лирика

 В.С. Розов: «Вечно живые», «Гнездо глухаря»

 А Л. Арбузов: «Таня»

 А.Л. Солженицын; «Архипелаг ГУЛАГ»

 В.В. Набоков: «Лолита», лирика

 В.Г. Распутин; «Живи и помни»

 В.В. Набоков: «Дожить до рассвета»

 НА. Заболоцкий: лирика

 А.В. Вампилов: «Утиная охота», «Старший сын»

 Е.Л. Евтушенко: лирика

 А.А. Вознесенский: лирика

 Р.И. Рождественский: лирика

 В.М. Шукшин: рассказы

 Ю.В. Трифонов: «Домна набережной»

 Ч.Айтматов: «Плаха»

 Ф.А. Абрамов: «Дом»



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: