Таблица 3: Уровень интенсивности шума в помещениях школы

Вопрос № 5

лекция № 4 – в учебнике этого нет

Вопрос № 22

Возрастные особенности слухового анализатора.

плода в последние месяцы внутриутробной жизни   отмечается восприятие звуков
Новорожденные и дети грудного возраста осуществляют элементарный анализ звуков, способны реагировать на изменение высоты, силы, тембра и длительности звука  
2—3-мес Дифференцирование качественно различных звуков (например, звука органной трубы и колокольчика)  
С 3-х мес дифференцируются однородные звуки, отличающиеся лишь высотой тона  
от 3 до 6—7 месяцев чувствительность слухового анализатора существенно возрастает  
3-месячные дети дифференцируют звуки, отличающиеся на 11/2 тона  
7-месячные дифференцируют звуки, отличающиеся на 1 — 2 и даже 3/4 и 1/2 музыкального тона.

Изменяются с возрастом и пороги слышимости речи:

6-9 лет Порог слышимости речи: 17-24 дБА для высокочастотных слов 19-24 дБа для низкочастотных слов
Взрослые 7—10 дБА для низкочастотных слов.

 

 У детей по сравнению со взрослыми острота слуха на слова понижена больше чем на тон. В развитии слуха у детей большое значение имеет общение со взрослыми.
У детей надо развивать слух слушанием музыки, обучением игре на музыкальных инструментах, пением. Во время прогулок следует приучать детей слушать шум леса, пение птиц, шорох листьев, плеск моря.
Для слуха детей вредны чрезмерно сильные звуки. Это может привести к стойкому снижению слуха и даже полной глухоте.

Значение речи учителя для слухового восприятия. Негромкая, ясная, небыстрая речь учителя, эмоционально окрашенная, способствует наилучшему ее слуховому восприятию учащимися и усвоению учебного материала. Слова следует произносить четко. Монотонная речь учителя способствует возникновению у учащихся дремотного состояния, во время которого учебный материал воспринимается с трудом. Речь учителя должна быть живой, богатой разнообразными интонациями, образной и как можно чаще адресоваться к зрительному воображению учащихся. С образом и действием необходимо связывать, особенно у начинающих обучение, не только слова, но и числа. Ребенок 6—7 лет не может усвоить цифры-символы до тех пор, пока он не представит себе обозначаемое количество предметов.
Наибольшая нагрузка во время уроков у школьников, теоретических и производственных занятий у учащихся ПТУ падает на слуховой и двигательный анализаторы, в то время как возможности зрительного анализатора используются не полностью.




Вопрос № 36

Гигиена слуха — система мер, направленная на охрану слуха, создание оптимальных условий для деятельности слухового анализатора, способствующих нормальному его развитию и функционированию.
Различают специфическое и неспецифическое действие шума на организм человека. Специфическое Действие проявляется в разной степени нарушения слуха, неспецифическоев разного рода отклонениях со стороны ЦНС, вегетативной реактивности, в эндокринных расстройствах, функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы и пищеварительного тракта.
У лиц молодого и среднего возраста уровни шума в 90 дБА (из шкалы децибел

90 Очень шумно громкие крики, грузовой железнодорожный вагон (в семи метрах)

), воздействуя в течение часа,

· понижают возбудимость клеток коры головного мозга,

· ухудшают координацию движений,

· отмечается снижение остроты зрения, устойчивости ясного видения и чувствительности к оранжевому цвету,

· удлиняется латентный период зрительной и слухомоторной реакции,

· нарастает частота срывов дифференцировочной реакции.

При такой же длительности работы в условиях воздействия шума в 96 дБА

 

· еще более резкое нарушение корковой динамики,

· фазовые состояния,

· запредельное торможение,

· расстройство вегетативной реактивности,

· ухудшаются показатели мышечной работоспособности (выносливости, утомляемости)

· проявляются частые изменения ее по неблагоприятным типам,

· снижается производительность труда.

Труд в условиях воздействия шума в 120 дБА

через 4—5 лет может вызвать

· нарушения, характеризующиеся астеническими неврастеническими проявлениями, появляются раздражительность,

· головные боли,

· бессонница,

· расстройства эндокринной системы.

 

 

Выраженными оказываются и изменения со стороны сердечно-сосудистой системы:

 

· нарушается тонус сосудов,

· ритм сердечных сокращений,

· возрастает или понижается артериальное давление.

 Специфическое действие шума сказывается на состоянии слуха:

· Повышается порог слышимости,

· снижается как костная, так и воздушная проводимость.

 

 При стаже работы в 5—6 лет часто развивается профессиональная тугоухость. У трактористов понижение слуха, шум в ушах и головные боли стойко держатся на протяжении 0,5—2 ч по окончании рабочего дня. По мере увеличения срока работы функциональные отклонения перерастают в невриты слухового нерва, которые при стаже работы в 5 лет встречаются в 1,2%, а при стаже работы более 12 лет — в 6,9% случаев.
Достаточно пробыть всего 6 ч в зоне шума 90 дБА, чтобы снизилась острота слуха (90 дБА — шум, испытываемый пешеходом на сильно загруженной транспортом улице).
На взрослых и особенно детей чрезвычайно отрицательно воздействие (неспецифическое и специфическое) шума высокой громкости в помещениях, где включены на полную мощность радиоприемники, телевизоры, магнитофоны весьма ощутимо влияние шума на детей и подростков. Изменения функционального состояния слухового и других анализаторов наблюдаются у детей и подростков при меньшей громкости и частотности шума. Изменения существенны под воздействием «школьного» шума.
Уровень интенсивности шума в отдельных основных помещениях школы колеблется от 40 до ПО дБА (табл. 3). На уроках он находится преимущественно в пределах 50—80 дБА, частотой от 500 до 2000 Гц.









Таблица 3: Уровень интенсивности шума в помещениях школы

 

 


Уровень шума (в дБА)

Помещение      
  минимальный максимальный преобладающий
Класс 40—42 90 50—80
Слесарная мастерская 60 109 74—90
Столярная мастерская 60 ПО 74—87
Гимнастический зал 56 104 75—90
Рекреация (во время пе      
ремен) 75 95 79—88


В гимнастическом зале шум достигает 74—90 дБА при максимуме 100—104 дБА, в учебных мастерских—100—110 дБА при частоте 300—5000 Гц. Шум до 40 дБА не вызывает отрицательных изменений в функциональном состоянии центральной нервной системы. Изменения становятся выраженными при воздействии шума в 50—60 дБА. Воздействие шума в 50 дБА вызывает у учащихся повышение порогов слуховой чувствительности на частотах 200, 1000, 4000 и 7000 Гц, а также значимое снижение работоспособности. После занятий в школе по сравнению с показателями до уроков порог слуховой чувствительности возрастал у учащихся на 10—15 и даже на 25 дБА.
Более значительными оказываются пороги слуховой чувствительности, снижения работоспособности и внимания у учащихся после воздействия шума в 60 дБА. Решение арифметических примеров требовало при шуме в 50 дБА на 15—55%, а в 60 дБА на 81—100% больше времени, чем до действия шума. Снижение внимания у школьников в условиях воздействия шума указанной громкости и частоты достигало 16%.
Еще в большей степени проявляется влияние шума на подростков во время работы в учебных мастерских и на различных производствах.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: